- Отзыв о фильме «Лабиринт»
Мюзикл, Приключения (Великобритания, США, 1986)
masha-shamraeva 25 августа 2020 г., 10:20
Фильм — очень удачное совместное детище англичан и американцев. От Англии тут — сценарист из команды «Монти Пайтона», мотивы народных легенд про проклятых детей, похищенных нечистой силой, вариации на тему «Алисы» Кэрролла и английское национальное сокровище Дэвид Боуи в роли Джарета — Короля Гоблинов. От Штатов — великолепные куклы-«маппеты» и деньги.)
Юная Сара очень зла на маленького брата: приходится за ним приглядывать вместо того, чтобы разучивать роль в школьной пьесе. Ну, она и посылает его куда подальше, к гоблинам, используя заклинание из пьесы. Брат действительно пропадает, а к Саре является Король Гоблинов с внешностью шикарного Дэвида Боуи в шикарном парике и объявляет, что брат станет его собственностью. Если Сара не пройдет волшебный Лабиринт за 13 часов. По дороге Саре встретится множество невероятных, забавных и жутковатых существ, кто-то ей будет делать гадости, а с кем-то она подружится. Но настоящее испытание будет ждать ее ближе к концу Лабиринта, когда Джарет попытается сбить ее с пути истинного (во всех смыслах слова!)
Конечно, это не просто сказка про путь-испытание, это еще и метафора взросления. Как назвать Сару в исполнении совсем юной Дженнифер Коннели — девочка? Девушка? А соблазнитель Джарет — это уже не метафора, это прямой текст.))) Устоять перед таким — испытание почище загадок стражей ворот или существ, играющих с собственными головами.
Сказка получилась оригинальной, изобретательной, полной фантазии и юмора. Куклы не выглядят куклами, они настоящие полноценные персонажи со своими историями и характерами.
А еще это мюзикл! Дэвид Боуи исполняет в фильме несколько замечательных песен. Знаю, что многие стали его фанатами именно после просмотра «Лабиринта» (я, например)).
Конечно, лучше познакомиться с фильмом в возрасте Сары, но если вам не повезло быть девочкой-девушкой, можно смотреть его в любом возрасте и будучи любого пола.:D
- Отзыв о фильме «Ночной сторож»
Детектив, Триллер (Дания, 1994)
masha-shamraeva 24 августа 2020 г., 21:18
Фильм — наглядное пособие, чем европейское коммерческое (авторское в расчет не беру) кино отличается от американского. Особенно если сравнить его со снятым в Штатах римейком.
Мартин и Йенс — два великовозрастных обалдуя, любящих разводить друг друга «на слабо». Какую только дичь они творили после «Спорим?»! И конечно, когда Мартин устроился подработать ночным сторожем в морг, его приятель не мог не воспользоваться этим для очередных глупых розыгрышей и разводов. Впрочем, скоро становится не до смеха: в городе объявился серийный убийца, и все следы ведут к Мартину (или Йенсу?)
Чем фильм хорош? При всей свой жестокости и лютости (любят скандинавы изображать физическое и психологическое насилие поизощренней!) он очень ироничен. Тут явно проглядывает несерьезное отношение создателей к своему детищу — «Вы что думали, у нас тут страшенный триллер-детектив? Ага, как же!» Плюс тут просто много юмора — от чернущего до безобидных шуточек (особенно мне нравится финальный диалог, ломающий четвертую стену и иронизирующий над происходящим). Таким образом, это и скандинавскую лютость смягчает, и дает тем, кто смотрит много триллеров (*раскланивается*), не заскучать от штампов.
Все актеры сыграли просто блестяще, особенно порадовали Ким Бодния (тогда еще с густой черной шевелюрой) и Николай Костер-Вальдау (с двумя руками).
- Отзыв о фильме «Человек ниоткуда»
Комедия, Фантастика (СССР, 1961)
masha-shamraeva 24 августа 2020 г., 10:26
Когда-то я очень любила фильмы Рязанова и знала их практически наизусть. Сейчас у меня к большинству его работ сложное отношение, и по иронии судьбы (ха!) «Человек ниоткуда» — единственный, который мне до сих пор безусловно нравится. При этом он самый малоизвестный у Рязанова и с самой незавидной судьбой: в разгар проката в 1961 году какому-то высокопоставленному чиновнику не понравилась афиша (!) фильма, тут же пошли разгромные рецензии критиков, и «Человек ниоткуда» был снят с проката и «положен на полку». При этом он без всякого политического подтекста и практически невинный.
Фильм снят совсем молодыми людьми в расцвет оттепели. Он полон жизни, энергии и фантазии.
Сюжет — на модную и актуальную тогда тему: поиски снежного человека. Молодой ученый в исполнении Юрия Яковлева находит в экспедиции в горах снежного человека по прозвищу Чудак и везет с собой в город. Чудак, как и положено, простодушный и наивный, все принимает за чистую монету, ему недоступны тонкости человеческого общения. А уж когда он сталкивается с «отдельными недостатками советского общества», происходит и вовсе катастрофа. Но тоже забавная.
Это очень веселый фильм, с абсурдистским юмором и внезапными поворотами сюжета. У Рязанова он самый неожиданный и оригинальный, я реально не могла предсказать, что сейчас случится.
А еще в «Человек ниоткуда» состоялось два кинодебюта в больших ролях будущих звезд советского кино: Сергея Юрского и Анатолия Папанова. Для Юрия Яковлева это была вторая крупная роль после «Идиота».
И вот такое сокровище пролетело мимо зрителя. Ужасно обидно!
- Отзыв о фильме «Психо»
Детектив, Триллер (США, 1960)
masha-shamraeva 23 августа 2020 г., 19:10
Ночное шоссе. Струи дождя хлещут по лобовому стеклу мчащегося автомобиля. За рулем — девушка, которая жмурится от света фар идущих навстречу машин. Она испугана, взволнованна, но полна решимости. Неожиданно для себя самой несколько часов назад она стала воровкой, ограбившей своего босса на крупную сумму. Но скоро ее жизнь изменится еще сильнее, так, как она и представить не может...
Есть классические фильмы, которые можно поставить под стекло в музее и почтительно ими любоваться. А есть фильмы, которые до сих пор полны жизни, цепляют и бьют по нервам, пусть даже они сто раз разобраны, растащены на цитаты и спародированы (привет Гомеру Симпсону и Лосяшу!) «Психо» - из последних. Когда-то он был новаторским, как в художественных приемах, так и в показе патологий человеческой психики. А сейчас — это просто очень стильный, изящный, безупречно выстроенный фильм с шикарными актерскими работами и гениальной музыкой.
А еще он красивый. Каждый кадр можно напечатать как открытку и любоваться (да-да, даже сцену в подвале!)
И вообще, «все мы иногда бываем не в себе». ;)
- Отзыв о фильме «Каин XVIII»
Приключения, Романтика (СССР, 1963)
masha-shamraeva 23 августа 2020 г., 00:47
О существовании этого фильма я узнала очень странным образом: его хвалил персонаж «Детской книги» Акунина, пионер 1960-х ("Зыконское кино!») В моем детстве его почему-то не показывали, хотя запрещенным он, насколько знаю, не был. Наверное, просто забыли.
И очень жаль, что я не видела его в детстве, тогда бы он мне понравился еще больше.
Это интересная, забавная, ироничная сказка для взрослых про условное волшебное королевство с аллюзиями на современность. Шварц написал ее «очень по мотивам» сказок Андерсена и добавил туда актуальности на тот момент (к примеру, пародию на Гитлера и ядерное оружие).
История о бродячих музыкантах Яне и Жане. Ян влюбляется в принцессу Миладу, которая, несмотря на то, что принцесса, совсем простая девушка (как сказал бы тот самый акунинский пионер, «Зыконская девчонка, не воображала»)). Королева-мать, чтобы выбить из дочери глупости вроде любви, решила выдать ее замуж за изрядно потасканного короля соседнего государства. А у того свои заботы — сумрачный гений, очень похожий на Эйнштейна, изобрел супероружие — комара, который взрывается, стоит его прихлопнуть… Сюжет развивается стремительно, с огромным количеством приключений, погонь и забавных переодеваний.
Сценарий очень остроумный (Евгений Шварц!), цитировать и цитировать. «Как только ты выйдешь замуж, ты забудешь о всякой любви. — Я не хочу идти замуж! — И не надо. Тебя отвезут.», «Каждый входящий фотографируется анфас, в профиль, на добрую память.», «Чем будете встречать? — Выстрелом, детьми, цветами и песнями. — И побольше бантиков! Девушки очень любят бантики.»
Актерский состав великолепен! От гениального Эраста Гарина в заглавной роли до эпизодического Георгия Вицина в роли палача. А как хороша влюбленная пара! Ян-Александр Демьяненко, который еще не застрял в амплуа Шурика и продемонстрировал тут широкий актерский диапазон (его персонаж изображает нескольких людей, включая очаровательную девицу легкого поведения). И принцесса-малоизвестная актриса Светлана Лощинина — просто воплощение девушки 1960-х.
Фильм прелестен — легкий, смешной, неглупый и увлекательный.
- Отзыв о фильме «Мегрэ у министра»
Детектив (СССР)
masha-shamraeva 22 августа 2020 г., 18:01
Аккуратная и вполне достойная экранизация произведения Жоржа Сименона.
Политический детектив, интрига которого крутится вокруг пропавшего доклада о выбранном месте для постройки детского санатория (оно было совсем неподходящим, в результате произошла трагедия - 128 детей погибли). Архитектор, написавший этот доклад, погиб, лица, причастные к стройке, якобы ничего не знали, а сам доклад неожиданно был найден на чердаке института, где преподавал архитектор, и так же неожиданно исчез из квартиры получившего документ министра. Теперь министру, а то и всему кабинету грозит отставка. Спасти его карьеру и установить истинного виновника трагедии берется комиссар Мегрэ.
Конечно, тут будут и коррупционеры в высших эшелонах власти, и продажные СМИ, и взаимная слежка, и неожиданные повороты сюжета. Но в целом детектив скучноват. Боюсь, в этом виноват первоисточник. Понятно, что выбрали самый подходящий для экранизации в Союзе, где все завязано не на романтическую интрижку или банальные страсти из-за наследства, а обличительно-социальный сюжет. Хотя при всей ужасной коррупции кабинет министров может оправиться в отставку из-за произошедшей в стране катастрофы.
Действие тут происходит в основном в кабинетах, и чтобы повеселиться из-за "клюквы", поводов мало. Хотя ляпы, конечно, есть. Заказ в ресторане: "Два пива и бордо". Какой марки пиво? Какого года бордо?
Актерский состав шикарен. Особенно необычно было видеть Петра Вельяминова не в традиционной роли председателя колхоза или комиссара в пыльном шлеме, а самого что ни на есть "буржуя" - министра. Зато аристократка Евдокия Урусова сыграла тут скромную консьержку.
- Отзыв о фильме «Свадебный банкет»
Драма, Комедия (Тайвань, США, 1993)
masha-shamraeva 21 августа 2020 г., 23:45
Переехавший в Штаты из Тайваня Вай очень успешен: у него отличная карьера, хороший дом, стабильные пятилетние отношения... с мужчиной. В Нью-Йорке он живет вполне открыто, а оставшимся на родине пожилым родителям врет, чтобы их не волновать (они так мечтают о внуках, а у отца уже был инфаркт). Соотечественница и подруга Вая эмигрантка Вэй-Вэй не такая везучая: и с работой не ладится, и с личной жизнью швах, и с квартиры гонят, а скоро вообще из страны депортируют. И вот Вай и Вэй-Вэй решают помочь друг другу, заключив фиктивный брак: порадовать родителей Вая, которые собираются к нему в гости, и спасти Вэй-Вэй от депортации.
Сначала в этой драмеди преобладает комедия. Чего стоят попытки родителей познакомить сыночка с хорошей девушкой! Он выдвигает невероятные условия: оперная певица с двумя докторскими степенями и ростом не менее 180 сантиметров (это китаянка-то!) Конечно, такая находится. Ростом 188 см. Правда, степень у нее всего одна.
Потом, когда родители устраивают традиционную свадьбу после позорной *зачеркнуто* скромной церемонии в мэрии, начинается лютый трэш, знакомый всем любителям комедий про свадьбы (у них тоже есть конкурсы! *рыдает*)
А дальше, когда герои всё больше запутываются в своей лжи, интрига всё сильнее закручивается, а чувства не выдерживают фальши, происходящее всё сильнее напоминает чистую драму. Но совсем в трагедию не скатывается, как в другом фильме Энга Ли про однополую любовь - "Горбатая гора", здесь история закончится прекрасно и гармонично.
Это очень добрый, неглупый, светлый фильм о том, что люди всегда смогут найти общий язык, если любят друг друга.
- Отзыв о фильме «Странная дружба»
Драма (Франция, 1964)
masha-shamraeva 19 августа 2020 г., 23:28
Собственно, ничего "странного" или "особого" (другой вариант перевода) в этой дружбе нет. Обычное дело в закрытых однополых учебных заведениях. *в качестве доказательства машет томиками Куприна, Форстера и Стивена Фрая*
В католическом колледже в 1930-е годы начинают общаться старшеклассник Жорж и двенадцатилетний Александр. Они привязываются друг к другу, дружба становится все более нежной, пылкой и болезненной. Святые отцы от этих отношений между воспитанниками не в восторге, пытаются предотвратить дурное, но случается гораздо более худшее (это я одновременно пересказываю крайне осторожно раскрывающий тему сюжет и одновременно пытаюсь не наспойлерить).
Чем отличается фильм от похожих по сюжету "Дурного воспитания" и "Огонь, который горит"? Чрезвычайной деликатностью подхода. Создатели как бы говорят зрителю - то, что происходит между этими двумя, больше никого не касается, и вас тоже. Но при закрытости отношений сами мальчишки в фильме как на ладони - их характеры, их жизни, их боль. Успеваешь их узнать и полюбить. И от этого еще горше неминуемая катастрофа.
"Особая дружба" - нечто среднее между Педро Альмодоваром и Владиславом Крапивиным, нежная, тонкая, теплая, акварельная, лютая драма.
В этой дружбе ничего "особого" нет. А вот фильм и правда особенный.
- Отзыв о фильме «За пригоршню долларов»
Боевик, Вестерн (Испания, Италия, Германия, 1964)
masha-shamraeva 18 августа 2020 г., 22:56
С вестернами я познакомилась довольно поздно,в прошлом году. Имею в виду вестерны как таковые, не пародии и не постмодернистские переосмысления. Это произошло с подачи Квентина Тарантино - он не в одном фильме использовал элементы вестерна, и только после "Однажды... в Голливуде" я решила посмотреть, в чем это Рик Далтон снимался. Причем меня заинтересовали не "чистые", американские представители классического жанра, а спагетти-вестерны, работать в которых Рик отправился ближе к концу фильма.
Это уже третий спагетти-вестерн для меня. И снова он эпичный, захватывающий, с прекрасной музыкой и операторской работой.
В маленький городок, раздираемый разборками между двумя бандами, прибывает человек из ниоткуда (Клинт Иствуд с вечно каменным лицом и божественным прищуром). Про него очень быстро узнают только, что он меткий стрелок. А позднее еще узнают, что он не любит, когда обижают слабых, способен на дружбу и верность, одним словом - рыцарь, что для насквозь циничного и продажного Дикого Запада странно.
Наконец-то я узнала, какой фильм пародируется в третьей части "Назад в будущее" - от имени, которым назвался Марти Макфлай (Клинт Иствуд - "Какое-то мексиканское имя", по мнению невоспитанных посетителей бара), - до знаменитой сцены с самодельным бронежилетом.
"Хочешь разбогатеть? Тогда ты правильно приехал в наш город. У нас тут либо богатые, либо мертвые".
- Отзыв о фильме «Алиса»
Арт-хаус, Приключения (Швейцария, Великобритания, 1988)
masha-shamraeva 16 августа 2020 г., 23:23
Маленькая девочка спит в своей комнате. Внезапно чучело белого кролика, стоящее на полке, оживает и спрыгивает со своего места. Из чучела сыпятся опилки (позднее выяснится, что оно ими питается), оно выкусывает из своих лап длинные гвозди, которыми было прибито к подставке и убегает. Девочка следует за ним и забирается в ящик стола.
Так начинается очень необычная интерпретация «Алисы» Кэрролла, «inspired by», как написано в титрах. При этом не буква, а дух произведения Кэрролла тут передан блестящее (хотя эта сказка гораздо мрачнее), в отличие от иных миленьких и благостных экранизаций.
Обитателей Страны Чудес тут изображают чучела (в духе «упоротого лиса», куклы и колода карт), живая тут одна Алиса. Она же и озвучивает все реплики персонажей своим тонким голоском. Девочка играет. В её сне-фантазии есть и деревянный Шляпник, и черви из носков, и ежи для игры в крокет — игольницы.
Ощущение, что девочка — дочка кого-то типа Нормана Бейтса — вечно заперта в комнате, разговаривает сама с собой и использует для игры любые подручные предметы. А еще иногда она пытается убежать…
Это блестящая выдумка, визуальный шедевр, страшная история, которая восхищает. Просто сон, детская выдумка, «нечто от Аленки», от чего и взрослый человек поседеть может.
- Отзыв о фильме «Бегущий по лезвию»
Боевик, Драма (США, 1982)
masha-shamraeva 15 августа 2020 г., 17:15
Все эти мгновения затеряются во времени, как слёзы в дожде
Фильм, вышедший в 1982 году, рассказывает о событиях ноября 2019 года.Будущее тут страшно мрачное, грязное, вечно идет то дождь, то снег, на улицах мусор и лужи и из-за каждого угла почему-то вырываются струи пара. Мне бы в такое будущее ужас как не хотелось! А сейчас по сторонам смотришь - вездесущего пара и грязи нет, и даже солнышко светит, несмотря на мировой финансовый кризис, пандемию, войны и беспорядки.
Герой Харрисона Форда - детектив, "бегущий по лезвию", охотник за репликантами-андроидами. В этом будущем андроиды используются для грязной работы, а через четыре года, когда у них появляется личность и сознание, их уничтожают, чтобы не начинали права качать. Четверо репликантов во главе с героем Рутгера Хауера сбежали с далекой планеты, захватив корабль и убив массу людей, и прибыли на Землю. Эту группу и должен поймать "бегущий по лезвию". Репликанты - полу-роботы, полу-геномодифицированные клоны, у них есть сознание и эмоции, и личность вполне проклюнулась. Детектив влюбляется в экспериментальную модель репликанши, в которую внедрили воспоминания человека, и начинает смотреть на свое задание по-другому.
Атмосферный, захватывающий фантастический нуар с великолепной музыкой (самой актуальной на тот момент - простой и изящной мелодией синтезатора) и спецэффектами, которые даже сейчас, спустя 38 лет, отлично смотрятся.
- Отзыв о фильме «Останься со мной»
Драма, Приключения (США, 1986)
masha-shamraeva 14 августа 2020 г., 10:33
Прекрасная ностальгическая история по книге Стивена Кинга.
Повесть-основу "Тело"/"Труп" я читала давно, и экранизация понравилась мне чуть меньше - в книге больше пространства, объема и глубины. Но к фильму не придраться, все, участвовавшие в создании, старались.
Замечательно воссоздана атмосфера американской глубинки 1950-х (тогда Касл Рок - городок с населением 1228 человек). Вспоминая собственное детство, Кинг пишет о компании четырех 12-летних мальчишек ("Возраст, когда мальчик превращается в юношу... - В хулигана ты превращаешься!") Ну, Кинг - не процитированный выше Крапивин, и поэтому у него вполне положительные мальчики ругаются, курят, плюются и шутят про мамок. А найти труп погибшего ровесника они мечтают, не чтобы совершить хороший поступок, а чтобы попасть в полицейскую хронику и прославиться ("И нам наверняка дадут медали!") Ровесника сбило поездом в глухом месте, добираться туда два дня, а тут еще настоящие хулиганы-булли мешают. Но мальчишки со всем справятся. Потому что настоящая дружба - это дружба, даже если друзья курят и ругаются.
Каждый мальчишка из компании - личность, со своим характером, историей и болью (один сочиняет страшные рассказы - альтер-эго Кинга, понятно, а еще у него погиб старший брат, а родители его словно не замечают, другой боготворит отца-героя войны, третий с отцом не ладит и мечтает вырваться из этого городишки, а четвертого отец вообще изуродовал перед тем, как попасть в психушку).
Фильм известен в основном участием в нем совсем юного Ривера Феникса, но и остальные малолетние актеры справились со своими ролями блестяще.
Еще тут можно увидеть молодых Джона Кьюсака и Кифера Сазерленда.
За кадром постоянно звучат песни тех времен, по названию одной из них - "Stand by Me" - назван и сам фильм.
Хоть это и Кинг, мистики тут нет. Просто история про жизнь, чуть грустная, чуть страшная, но интересная. Как и сама жизнь.
- Отзыв о фильме «Песня Юга»
Анимация, Музыка (США, 1946)
masha-shamraeva 12 августа 2020 г., 19:54
Честно говоря, я решила посмотреть этот фильм, узнав, что его убрали из каталога "Диснея" за расизм. Стало интересно, что в нем такого ужасного.
Что я ожидала? Расистский пасквиль про агрессивных, глупых и ленивых негров.
Что я получила? Миленькую пасторальную историю для детей мелкого размера про дружбу и говорящих зверей.
Видимо, расизм заключается в том, что дело происходит на рабовладельческом Юге, как в книге-основе "Сказки дядюшки Римуса". Создателям надо было то ли сделать черных персонажей свободными, наплевав на историческую правду ("Сказки дядюшки Римуса" построены на фольклоре черных рабов), то ли сделать рабовладельцев кровожадными чудовищами а ля герой Ди Каприо из "Джанго", а то они тут неплохие люди.
Кроме этого пердимонокля, фильм еще интересен совмещением в одних сценах игрового кино и анимации. Не знала, что это было технически возможно так давно, в 1946 году.
В целом фильм мне не понравился. Собственно, сказок про братца Кролика тут мало (всего две), а анимация в этих сценах напоминает не столько "Диснея", сколько "Уорнер Бразерс" с Багзом Банни.
Основное действие - скучноватый рассказ про мальчика, приехавшего к бабушке в деревню... пардон, на плантацию, подружившегося там со старым негром Римусом, негритенком-рабом и милой девочкой, и его нехитрых приключениях.
В детстве я обожала эту книгу - мудрую, забавную и увлекательную - и предпочла бы полнометражный мультфильм про братца Кролика и компанию, а не нудную историю про этого юного рабовладельца. Сними его "Дисней", глядишь, сейчас бы не пришлось прятать фильм. ;)
П.С. Очень приятно было посмотреть на Хэтти МакДэниел - Мамушку из "Унесенных ветром". Правда, здесь у нее роль аналогичная.
- Отзыв о фильме «Серп и молот»
Драма (Россия, 1994)
masha-shamraeva 10 августа 2020 г., 20:32
Довольно мрачная история о судьбе жертвы научного эксперимента. Под лозунгом «Родине будут нужны солдаты — мы сделаем ей солдат!» из простой женщины Евдокии Кузнецовой делают мужчину Евдокинма Кузнецова, это происходит в СССР в 1930-е, из чего понятно, что фильм фантастический, а ученый Бакрадзе с внешностью Нодара Мгалоблишвили и голосом Армена Джигарханяна — родственник булгаковских профессора Преображенского и Персикова. Впрочем, им двигает не желание поиграть с природой, а помочь любимой женщине, которая работает в его экспериментальной «шарашке». Опыт прошел успешно, впрочем, Бакрадзе это не помогло — его собрались обвинить в антисоветских экспериментах, но он успел покончить с собой. А вот живой результат опыта Кузнецов стал жить вполне успешно и делать образцовую советскую карьеру — стал метростроевцем, ударником, женился на ударнице-трактористке, супруги остаили свою тяжелую работу и стали заниматься общественной деятельностью и удочерили ребенка — девочку, эвакуированную из Испании. Все бы хорошо, но прошлое не оставляет Кузнецова-Кузнецову, что приводит к трагичному финалу.
Фильм — памятник смутному времени, в которое снимался. Начинается он с эмблемы — трех бабочек. Кто там был, знает, что это значит.)
Лучшее в фильме — эпизоды-стилизация под агитационные съемки 30-х, где бодрым голосом рассказывается о счастливой судьбе четы Кузнецовых.
Замечательная история с их позированием Вере Мухиной для «Рабочего и колхозницы».
Хороши актерские работы. Не могла поверить, что брутальный и тогда еще не побитый жизнью Серебряков играет бывшую женщину (пластикой лица для советской ФтМ его создатели не заморачивались). А вот поди ж ты — нашлось в нем что-то женственное. Убедительная Клюка в роли его жены, шустрой выскочки. Авангард Леонтьев очень живой в роли отвратительного чиновника.
Прекрасная музыка Леонида Десятникова просто украшает собой фильм.
- Отзыв о фильме «Обыкновенное чудо»
Романтика, Фэнтези (СССР, 1965)
masha-shamraeva 8 августа 2020 г., 19:50
Очень любопытно было сравнить этот фильм с экранизацией 1979 года. Если там стопроцентный Захаров (у которого все — Малкович… пардон, Захаров: и Толстой, и Горин, и даже Сорокин), то здесь стопроцентный Шварц. Добрая, мудрая, глубокая сказка, с корнями в фольклоре, с шутками-намеками для взрослых, но понятная и интересная и детям.
Понятно, почему Эраст Гарин захотел стать одним из режиссеров, очень они со сказками Шварца друг другу подходят (достаточно вспомнить «Золушку» и «Каин Восемнадцатый»). И роль у него тут выигрышная и самая яркая: Король, злой, мстительный, коварный и сумасбродный, словом, деспот, который во всех своих недостатках винит наследственность. При этом он обаятельный и очень забавный. И костюмы у него — огонь! Часть фильма он ходит в шотландском национальном наряде, с килтом и беретом. Часть — в чем-то условно-барочном, с короткими штанишками из соболей и белыми чулками с подвязками.)))
Остальные персонажи более бесцветные, особенно положительные (или условно-положительные: чего стоит главный герой Волшебник, который в качестве подарка жене играет судьбами людей! Жена, впрочем, от этого не в восторге (кстати, актриса тут ее сыграла интереснее прекрасной, но вечно сонной Купченко).
Из прочих героев хочется выделить пару Эмиля и Эмилию. Если у Захарова их линия комическая, как бы в противовес романтической паре Принцессе и Медведю и драматической — Волшебнику и его жене, то здесь она вполне серьезная, красивая и грустная. А как охотно они помогают юным влюбленным!
Олег Видов в роли Медведя прекрасен, как и Александр Абдулов. Как и Александр Абдулов, почти не играет, просто ходит туда-сюда с прекрасным видом.)) Зато гораздо обаятельнее!
Значительный плюс картины Захарова — музыка Гладкова. Она придают происходящему дополнительную глубину и, пардон за громкое выражение, философичность (про «Бяк-бяк-бяк» и дуэт Эмилии и Эмиля я вежливо промолчу)). А здесь музыка необязательная, фоновая.
Еще существенное различие — Захаров снимал почти всё в студии (кроме финальной сцены), это по сути телеспектакль. А здесь много сцен «на пленере»: дом Волшебника, гостинца, королевский дворец (судя по всему, снималось где-то в Крыму, от этого еще волшебнее)).
У Гарин и Локшиной получилась прекрасная традиционная сказка для детей и взрослых, стопроцентно органичная экранизация Шварца.
- Отзыв о фильме «Бабушкин внук»
Драма, Семейный (СССР, 1981)
masha-shamraeva 6 августа 2020 г., 09:52
Одна из малоизвестных жемчужин советского кинематографа, ставшая для меня настоящим открытием.
Трагикомедия о семье армянина-военного, переехавшей жить в Ленинград конца 1970-х. Семья по менталитету и темпераменту стопроцентно армянская, при сталкивании с местной культурой происходят интересные и забавные случаи. Например, упомянутая в названии бабушка — щедрая, открытая и радушная, сперва удивляет, а потом восхищает соседей своей «душой нараспашку». Кстати, редкий случай, когда в значительной кинороли можно увидеть Нину Тер-Осипян (наверняка все ее помнят по микроэпизоду в «Ищите женщину»: «Мэтр, я так слаба!»), она блистала в основном в театре. Или фееричный отец семейства в исполнении Джигарханяна: «Всего два дня в Ленинграде, а ты уже нашла армянина и выходишь за него замуж! — Папа, он не армянин. — А кто?!»
Но, конечно, это не просто комедия о столкновении менталитетов. Это еще и школьная драма о подростках, том самом «бабушкином внуке». Умная, правдоподобная и психологически точная. Мальчик совершил подлость в отношении своего самого близкого здесь человека, и не знает, как это исправить, и можно ли исправить вообще.
Не знаю, почему «Чучело» называют «первым советским фильмом о школьной травле» — этот вышел раньше (после съемок его два года не выпускали на экраны, и режиссеру пришлось переснимать финал на благополучный, чего он делать не хотел. Правильно не хотел, — увы, финал выглядит неестественным.) Причем травля тут еще более тупая и бессмысленная, чем в случае с Леной Бессольцевой.
Послевкусие от этого тонкого и глубокого фильма остается горькое.
«Мальчик заведет себе собаку,
Или заведет себе сороку,
Только как же грустно человеку,
Если человеку одиноко». - Отзыв о фильме «Идиот»
Драма (Япония, 1951)
masha-shamraeva 4 августа 2020 г., 15:42
Действие классического романа происходит в послевоенной Японии с героями-японцами.
Удивительно, но Фёдор Михалыч лег на реалии страны сакуры и Годзиллы как родной. Возможно, потому, что страдания, странности, надрыв и пафос японской культуре не чужды.
Как ни странно, тут Достоевский даже органичнее, чем во вполне российском "Даун хаусе". Там была шутка, игра, пародия, а здесь все по-настоящему и искренне.
Веришь, что герои именно так живут и чувствуют - и влюбляются в незнакомку по портрету, и деньги жгут, и крестами обмениваются (здесь это амулеты), и убивают из ревности. Имена мы так и не запомнили и называли героев как было в оригинале - Мышкин, Настасья Филипповна, Аглая.
Сейчас фильм кажется слегка затянутым, получилось совсем уж медитативно. Особенно по контрасту со "взрывными", страстными сценами. Лучшая из которых - финал, от него становится по-настоящему жутко.
Понравилось музыкальное сопровождение. Классика, причем не только русская.
Фильм черно-белый. Было приятной неожиданностью, что в нем много снега. Метели, сугробы, лед. И герои - чернущие - контрастом на этом снегу, словно грустные вороны с очень тяжелой жизнью. - Отзыв о фильме «Шапка»
Драма, Комедия (СССР, 1990)
masha-shamraeva 2 августа 2020 г., 22:48
«Можете скушать вашу шапку, можете ей подавиться!»
Трагикомедия о маленьком человеке, Акакие Акакиевиче времен позднего застоя. Если гоголевский персонаж мечтал о шинели, то здесь герой, писатель-середнячок Рахлин хочет получить бесплатную шапку от литфонда. Шапка полагается из меха в зависимости от писательской «табели о рангах». Так что Рахлину предлагают «кота домашнего средней пушистости». Рахлин с таким раскладом не согласен, он считает себя хорошим писателем и начинает борьбу.В отличие от Акакая Акакиевича Рахлин особой симпатии не вызывает (как и большинство героев).
Это очень едкая и ехидная сатира на мир советских писателей, который автор повести Войнович хорошо знал. С их интригами, беготней за благами, распределителями, а самое главное — ложью и лицемерием.
Экранизация получилась очень удачной. Главное тут — кастинг. Все актеры подобраны блестяще, других на их месте не представить (при том. что книгу я прочитала гораздо раньше просмотра). Чего стоит хотя бы Евгений Евстигнеев в роли друга Рахлина, умного циника и мизантропа, который когда-то написал одну книгу, вступил в Союз писателей, и с тех пор пьет и кропает сценарии для научно-популярных передач, не желая играть в «профессиональные» подковерные игры. Или Федосеева-Шукшина в роли жены Рахлина по прозвищу Кукуша. Вроде бы тоже циничная врушка, открыто обещающая бросить мужа, когда у него начинаются неприятности, но в трудную минуту приходящая ему на помощь. Или Олег Ефремов в роли работника «из органов», которого «бросили на писателей», который без вранья вообще слова произнести не может.
Видно, с каким удовольствием актеры «оттягиваются», изображая знакомые по театрально-киношному миру типажи.
Сценарий очень хорош. Конечно, кое-что пришлось подсократить (например, исчезла дочь Рахлина, эмигрировавшая в Израиль), но действию это не повредило — оно развивается лихо, неожиданно, нелепо и смешно.
Ну, а в финале будет уже не ядовитый смех сквозь слезы, а просто слезы…
- Отзыв о фильме «Кто подставил кролика Роджера»
Анимация, Детектив (США, 1988)
masha-shamraeva 1 августа 2020 г., 16:33
Роберт Земекис снимает стопроцентно коммерческое, развлекательное кино, которое при этом является произведением искусства и образцом жанра. Думаю, секрет не только в профессионализме и стопроцентной отдаче создателей, но и в любви к своему детищу и живой вовлеченности в процесс. Зритель все-таки чувствует, когда ему предлагают бездушную пустышку, а когда работу, выполненную с интересом.
«Кто подставил кролика Роджера» — невероятно обаятельная работа, а еще интересная и захватывающая. Сценарий — просто идеален, ничего не «провисает», никакие линии просто так не торчат, все к месту и ведет к логичному финалу.
Идея фильма — остроумное скрещивание классического нуара, который фильм пародирует, и классической же мультипликации. Тут есть и спивающийся частный детектив с трррагедией в прошлом, и дама-вамп, и умные злодеи с тупыми помощниками, и порочные магнаты, и грязные притоны — и при этом целая толпа знакомых и незнакомых взбалмошных и очаровательных существ, придуманных аниматорами.
Из взаимодействия этих двух миров получается гремучая смесь, безумный коктейль, наблюдать за которым не скучно снова и снова.
П. С. «Игра в ладушки», подразумевающая интимную связь, напомнила «Сказку о царе Салтане» Птушко. Интересно, это сознательная цитата? Птушко в Голливуде знали.
П. П. С. Смотрела вместе с подругой, которая раньше не видела «Роджера». Она сказала, что ей все это знакомо с детства по мультсериалу «Чокнутый». Я его не видела и только сейчас узнала, что Земекис отказался превращать фильм в сериал, и «Дисней» просто наваял сериал с похожими героями и сюжетным раскладом. Молодец Земекис, принципиальный. И ремейк «Назад в будущее» он снимать не разрешил…
- Отзыв о фильме «Одинокий мужчина»
Драма (США, 2009)
masha-shamraeva 31 июля 2020 г., 09:44
Как говаривал Геннадий Устиян 20 лет назад, в фильме, претендующем на серьезные награды, гей должен умереть, но умереть достойно.
Собственно, так в этом фильме и случилось. И умер достойно, и наград отвалили.
Главный герой, профессор английской литературы Джордж Фальконер, преподает в университете в Калифорнии в начале 1960-х. Он потерял возлюбленного, с которым провел 18 лет, и тяжело переживает эту потерю. Серьезные отношения он заводить не пытается, считая это предательством, а несерьезные не хочет.
Одиночество сводит его с ума - и душевное, и физическое (он ведь в университете, в окружении юных красавцев). Общение со старой подругой Шарлоттой в исполнении Джулианны Мур, тоже не приносит утешения. В конце концов профессор собирается умереть, покупает пистолет, завершает все дела. Однако внезапно возникшая близость (пока духовная) с одним из студентов дает надежду на будущее. Но... (см. начало отзыва)
Мне сперва не особенно понравились отношения героя со студентом Кенни. Не умиляют меня романы профессоров со студентами, независимо от полового состава. Но потом я поняла, что мне этот расклад напоминает. Сказку Оскара Уайльда "Великан-эгоист"! Там к герою в конце жизни явился маленький мальчик и увел его в райские кущи (в хорошем смысле слова). Так и Кенни - чистый ангел. Умненький, красивый, понимающий. Дающий герою перед смертью возможность снова вспомнить, за что он любит жизнь и окунуться в самую ее гущу, как в калифорнийский ночной океан.
- Отзыв о фильме «Угадай, кто придет к обеду?»
Драма (США, 1967)
masha-shamraeva 29 июля 2020 г., 09:35
«Ты им разобьешь сердце, а потом мы просто сядем ужинать? — Сначала ужин.»
США, середина 1960-х. Межрасовые браки еще запрещены в 17 штатах, а 23-летняя Джоуи радует своих родителей, что выходит замуж за чернокожего. Который вдобавок старше ее на 12 лет и с которым она знакома 10 дней. Родители, хотя и либеральны, в шоке от таких новостей. Но брак нужно одобрить быстро — пара собирается сегодня же лететь в Европу, где избраннику Джоуи Джону предложили хорошую работу (он врач, занимается научными исследователями). А к ужину прилетают его родители, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию.Очень грустно смотреть этот фильм сейчас. Про Джоуи говорят, что она человек новой формации, которая просто не видит разницы между разными цветами кожи. И размышляют о будущем — когда межрасвые браки станут обычным делом — через 50 лет? Через 100?
И вот прошло больше 50 лет. Таких людей, как Джоуи, все еще мало. А межрасовые браки теперь критикуют не только консерваторы, но и либералы-SJW.
Фильм отлично выстроен с точки зрения драматургии, здесь нет проходных или фоновых персонажей, каждый получает возможность сказать свой коронный монолог. Больше всего меня порадовала Кэтрин Хепберн, играющая Кристин, мать Джоуи. А еще очень хороша Изабель Санфорд в роли Тилли, чернокожей служанки родителей Джоуи, прямо Сэмюэль Л. Джексон из «Джанго» на минималках: «Что этот ниггер себе позволяет?»))
Любопытно было также узнать, из какого фильма «пасхалки» в «Прочь» Пила.
«Папа, ты хочешь быть цветным человеком, а я — человеком». Очень актуально сейчас.
П.С. Интересно, что произойдет раньше - межрасовые отношения будут воспринимать нормально или перестанут переводить на русский "dinner" как "обед"?
- Отзыв о фильме «Снег в трауре»
Драма (СССР, 1979)
masha-shamraeva 27 июля 2020 г., 15:45
Маленькая, но настоящая трагедия
Экранизация рассказа французского писателя Анри Труайя.В маленькой деревне в Альпах живут два брата — старший Исай и младший Марселин.
Исай когда-то был проводником в горах, но получил травму и с тех пор немного не в себе. Он занимается хозяйством, разводит коз и овец, живет бедно, но, кажется, вполне доволен жизнью. Марселин мечтает вырваться из нищей деревни и заняться бизнесом в городе, но для этого ему нужны деньги. Он предлагает брату продать родительский дом. Тот не согласен.
Когда в горах случилось крушение пассажирского самолета, Марселин предложил Исаю дойти до места аварии — якобы в самолете были драгоценности, награбленные англичанами в Индии. Путь был долгим и трудным. Клад братья не нашли, но нашли умирающую пассажирку-индуску. Исай хочет забрать ее домой, но Марселин, снявший ценные вещи с трупов, против — боится, что так вскроется его преступление.
Рассказ небольшой, и его экранизация получилась короткой, камерной. История простая и трагичная. Персонажи вроде бы тоже вполне простые и однозначные, однако в конце честный и благородный Исай, который встает перед выбором, меня удивил.
Возможно из-за небольшого бюджета сцены в горах, которым отведено много места в рассказе, в экранизации получились короткими и скомканными, а жаль — у Труайя они яркие и запоминающиеся, а горы — полноценное действующее лицо этой «маленькой, но настоящей трагедии».
- Отзыв о фильме «Клятва Тимура»
Приключения (СССР, 1942)
masha-shamraeva 26 июля 2020 г., 10:49
Аркадий Гайдар написал два «сиквела» к «Тимуру и его команде» — «Комендант снежной крепости» и «Клятва Тимура». Последний был им создан в первые дни войны, перед тем, как Гайдар отправился на фронт (военным корреспондентом, воевать не пускали врачи), где и погиб. Фильм, законченный в 1942 году, он уже не увидел.
К счастью, я вовремя прочитала оба продолжения — в детстве, но вот экранизацию посмотрела только сейчас.
Она снималась во время войны уже в эвакуации, на Сталинабадской киностудии в Таджикской СССР.
Первая половина фильма (совсем небольшого, продолжительностью менее часа) — мирное время. Очень необычно для той эпохи создатели «ломают четвертую сцену» — герои обсуждают книгу «Тимур и его команда» и как она повлияла на Тимура. Повлияла плохо, Тимур, по мнению друзей, зазнался и стал бюрократом, работа отряда ребятам уже не интересна. Отряд распадается на небольшие группы, каждая из которых занимается чем-то своим.
В середине фильма врывается война и переламывает всю жизнь героев. Полковник Александров, только что прибывший в отпуск, отправляется на фронт, как и многие родные и соседи ребят. Отряд вновь объединяется, чтобы помогать старшим в тылу. Конечно, вторую половину фильма можно назвать агитационной, но в 1942 году по-другому было и нельзя. И все равно снято тепло, человечно. Например, прощальный подарок Александрова дочери. Или диалог Жени и малыша в бомбоубежище во время бомбежки:
— Это гром?
— Гром.
— А потом будет дождь?
— Будет.
— А потом будет хорошая погода?
— Потом обязательно будет хорошая погода!И вообще диалоги тут прекрасные, с юмором (который почему-то редко отмечают у Гайдара). «Фигура, ты стихи любишь?», «У тебя есть одна, но пламенная страсть?», «Чего в книге написано, что я стоял перед тобой бледный и облизывал губы? Не было такого!» Это, кстати, говорит Квакин, который перевоспитался и примкнул к отряду (что меня радовало в детстве — он мне был симпатичен, хоть и хулиган). Да еще с Женей подружился! «Шипперских войн» тогда не было…:D
Актерский состав почти полностью соответствует первому фильму, что не может не радовать.
В целом — это очень хорошая, качественная работа для того сурового времени.
- Отзыв о фильме «Ночь живых мертвецов»
Триллер, Ужасы (США, 1968)
masha-shamraeva 25 июля 2020 г., 18:57
Почему вампиры в кино - хищные, стремительные, сексуальные, зачастую трагические убийцы, а зомби - медлительные, тупые и примитивные животноподобные существа, этакие стереотипные реднеки потустороннего мира? Хотя по сути и те, и другие - живые мертвецы. И в народных легендах упыри, за неимением жертв, спокойно перекусывали своей гниющей плотью (да, вот так некузяво). А потому что пиар плохой.
Мое любимое киновоплощение зомби - сериал "Во плоти", где они как раз нестандартные. И вот стало интересно, откуда пошел в киношных ширнармассах этот стереотип.
Дебют Ромеро - черно-белый, с небольшим бюджетом, смешной и жуткий. Большинство из того, что тут показано, сто раз использовалось в других фильмах, и поэтому так не впечатляет - маленькая группа людей прячестся в доме от легиона зомби, наступающих медленно, но неотвратимо, как сама смерть, близкие - вернее уже бывшие близкие - в их рядах, надо заколотить окна-двери, радио и ТВ - постоянный комментатор апокалипсиса (так можно сэкономить на бюджете, не показывая всепланетные ужасы, а рассказывая о них).
Все живые персонажи очень разные, что фильму в плюс. Особенно хорош герой в исполнении театрального актера Дуэйн Джонса."Барбара, они идут! Они идут за тобой!"
- Отзыв о фильме «Пригоршня чудес»
Драма, Комедия (США, 1961)
masha-shamraeva 24 июля 2020 г., 23:23
В Нью-Йорке, "Большом Яблоке" живет Яблочная Энн - дама солидного возраста, которая торгует на улице яблоками. Свободное от трудов время она проводит с бутылкой джина. У Энн есть взрослая дочь, которая живет в Европе и считает матушку почтенной обеспеченной дамой. И вот - дочь собирается навестить мать, которая не может допустить, чтобы дочь увидела ее оборванкой. На помощь к женщине приходит мафия, поскольку местный гангстер Красавчик Дэйв считает, что яблоки Энн приносят ему удачу. И вот она уже в высшем обществе и ей целуют руку мэр и губернатор.
Сюжет про "Леди на один день" очень старый, сам Капра обращался к нему еще в 30-е (тот его фильм так и назывался).
Блистательная Бэтт Дэвис здесь в роли невзрачной грубой пьянчужки, ее сперва даже невозможно узнать. Тем более впечатляет ее преображение. Игра Дэвис - главная удачи и достоинство фильма.
Ощущение, что этим фильмом вдохновлялся Эльдар Рязанов для "Небес обетованных" и "Старых кляч". Такое же водевильное изображение представителей низов общества замечательными актерами.
Нью-Йорк здесь показан очень атмосферно, немного сказочно.
В целом фильм мне показался слегка скучноватым и затянутым, но дивная игра Дэвис перекрывает всё!