Отзывы ivan2543 — стр. 5

  • Смертельное оружие Отзыв о фильме «Смертельное оружие»

    Боевик, Криминал (США, 1987)

    По рекомендациям КиноПоиска решил посмотреть этот фильм, поскольку люблю старые американские боевики. Впрочем, скорее всего, я уже смотрел его когда-то в детстве.

    Впечатления двоякие. Первая половина фильма — вполне годная полицейская драма с элементами комедии. Что неудивительно — создатели фильма стараются максимально дать нам понять, что за героев они представляют нашему вниманию. Здесь, конечно, отдельно стоит отметить Мела Гибсона, блестяще играющего «отмороженного» полицейского Риггза, с безумным и отчаянным взглядом.

    Вторая половина фильма — типичный боевик, и вызывает она противоречивые чувства. С одной стороны, это старый боевик, поэтому здесь нет благоглупостей вроде зависающих в воздухе пуль и подпрыгивающих на десять метров каратистов — Матрица еще не скоро поглотит умы режиссеров и постановщиков трюков. В общем, все довольно реалистично, если не обращать внимания на поразительную выносливость главного героя — мало того, что на следующий день после довольно серьезной травмы (выстрел в живот через бронежилет с последующим полетом сквозь стекло витрины) он, как ни в чем не бывало, идет на «разборку», так еще и, попав в плен к бандитам, пережив пытки, он вполне резво бегает, дерется и даже очень метко стреляет. Впрочем, боевик такой боевик, Голливуд такой Голливуд — за то и любим.

    Итог: на 50% отличная полицейская драма/комедия с дико харизматичными персонажами, на 50% — довольно приличный боевичок без претензий на что бы то ни было. В среднем получается «хорошо».

  • Темный дворецкий 3 (сериал) Отзыв о фильме «Темный дворецкий 3 (сериал)»

    Аниме, Драма (Япония, 2014)

    Создатели третьей части не стали ничего делать с бредовым финалом второй, а сняли как бы спин-офф первой. Как бы — потому, что в отличие от первого сериала (который серии так с пятой радикально ушел от первоисточника), третий является дословной экранизацией одной из арок оригинальной манги.

    Очень странно, но именно эта буквальность вызвала недовольство многих фанатов. Странно? Но объяснимо — видимо, скучно смотреть на экране то, что уже видел в виде комикса, скопированное вплоть до последней буквы в репликах и до ракурсов в каждой сцене. Вот такой парадокс — за искажения канона обидно, но хочется и чего-нибудь новенького! Впрочем, нашлись и те, кому пришлись не по вкусу… ничтожные, чисто фансервисные, вставки с популярными персонажами, которых не было в этой арке манги. Притом, что никакого влияния на сюжет эти вставки не оказали.

    Что до сюжета, то здесь Сиэлю и Себастьяну предстоит расследовать дело о похищениях детей, которое связано с неким бродячим цирком «Ноев ковчег». И в ходе расследования им придется предстать перед зрителем в необычном качестве…

    Экранизация хороша. Одну из самых мрачных и серьезных историй о Себастьяне и его юном господине удалось перенести на экран. Впрочем, даже в этой изысканно-извращенной готической истории нашлось место здоровому юмору: тут в основном веселят сверхъестественные существа. Себастьяна чуть не подведет в ответственный момент его любовь к кошкам, а шинигами… это вообще отдельная история.

    Пожалуй, эта история больше всего раскрывает психологические проблемы Сиэля, серьезность нанесенной ему психической травмы. Со стороны похоже, что перенесенный им ужас и последующие криминальные приключения превратили Сиэля в законченного социопата, утратившего понятие о добре и зле и чувство справедливости. Порой он пугает даже Себастьяна… Но действительно ли все так просто? Имеет ли он право решать, кто должен жить а кто умереть? Презирать слабых и сломленных — или он сам и есть один из тех слабых и сломленных, кому никогда не вернуться к нормальной жизни? Но считает ли он себя самого сверхчеловеком — или наоборот, монстром, который должен, уничтожив других монстров, вслед за ними покинуть этот мир? Зрителю предстоит решить, можно ли испытывать жалость и сочувствие к тому, кто сам не жалеет никого.

    Итог: на этот раз — буквальная экранизация одной из рисованных историй о демоне-дворецком Себастьяне и его хозяине. Фанатам манги будет любопытно посмотреть на «оживших» и цветных героев, те, кто знаком только с аниме, скорее всего, будут в недоумении. Как таковое — мрачное «викторианское фэнтези» с примесью своеобразного юмора и серьезной этической проблематикой, колоритные персонажи прилагаются. Хорошее аниме, но на любителя — болезненная история, к тому же приправленное характерной для всей франшизы «гламурностью» и «викторианской изысканностью» на грани китча.

  • Внутри моей памяти Отзыв о фильме «Внутри моей памяти»

    Детектив, Научная фантастика (Великобритания, США, 2004)

    Очередной триллер о герое, запутавшемся в воспоминаниях о своей нелегкой судьбе, и пытающемся изменить прошлое. Галлюцинации, амнезия, временные парадоксы и неотличимые от реальности сны прилагаются.

    Английское название The I Inside точнее – герой блуждает не только по своим воспоминаниям, но и подсознанию, видя зачастую весьма дикие вещи. К середине фильма у зрителя голова идет кругом – с героем происходят уже взаимоисключающие события, и невозможно понять, где реальность, где иллюзия.
    Что обо всем этом сказать? Фильм – сумбурен, герой – достаточно неприятен. Разобраться в сюжете трудно, да, наверное, и не нужно: ведь этот фильм снят не для того, чтобы отвечать на вопросы, а для того, чтобы снова их задать.

    Хозяева ли мы своей судьбе? Или заложники обстоятельств, которые не дают нашей воле шансов проявиться? Что вообще такое время и наше сознание, и что ждет человека после смерти? Вот эти вечные вопросы вновь ставят перед нами создатели фильма.

    Честно говоря, не знаю, почему фильм не произвел на меня большого впечатления. Может быть, не хватило убедительной атмосферы. А может быть, раздражало идиотское поведение некоторых героев. Зачем, если ты хочешь изменить прошлое, вновь и вновь повторять действия, пусть и с другой мотивацией? Неужели нельзя изменить свое поведение радикально – пойти в другую сторону, совершить неожиданный поступок? Поступать от противного? А «жена» главного героя – неужели она не понимает, что жить с человеком, которого ты шантажируешь – все равно, что жить на пороховой бочке? Ведь если тайное станет явным, на скамью подсудимых попадет и она.

    «Внутри моей памяти» стал одним из первых в череде фильмов на тему воспоминаний и попыток изменить прошлое, реальных или иллюзорных. Неизвестно, повлиял ли он на создателей «Эффекта бабочки» или «Останься» - фильмы выходили с интервалом в 1-2 года, а полнометражное кино быстро не делается, так что, вероятнее всего, мысль создателей этих фильмов параллельно отталкивалась от одних и тех же классических источников. Но самым эффектным из этой череды он точно не стал: унылый герой и мутный сюжет сделали свое дело. Хотя, надо признать, местами параноидальная атмосфера накаляется настолько, что фильм почти превращается в настоящий хоррор: были бы глюки главного героя попричудливее, и получился бы вылитый Сайлент Хилл.

    Итог: очередной триллер о проблемах с прошлым, памятью и подсознанием отдельно взятого унылого субъекта. Неплохое кино: неглупое, эмоциональное, местами даже жутковатое. Однако иногда, там, где задумывалась психоделия и загадочность, выползает унылый сумбур. Да и главному герою не хватает харизмы, а сюжету – логики. Для любителей тематики.

  • Луна 2112 Отзыв о фильме «Луна 2112»

    Детектив, Драма (Великобритания, 2009)

    Помните самый короткий ужастик: «Последний человек на Земле сидел в комнате. В дверь постучались…»?
    В нашем случае, то же самое, с поправкой – «Единственный человек на Луне…»

    Быть одному на целом небесном теле, вдали от Земли и человечества – серьезное испытание для психики. Вот и начинает астронавт Сэм видеть и слышать странное. Шизофрения? Переутомление? Призраки умерших? («Солярис») Шутки сбрендившего ИИ? («Космическая одиссея 2001») Или что-то новенькое? Фильм буквально издевается, подбрасывая один вариант развития событий за другим, пока не останется самый неожиданный.

    А дальше медленно развивается мрачный драматический сюжет об одиночестве на маленькой безжизненной планетке. Разгадка происходящего пугающе вырисовывается в самом начале, но все подробности зритель, как и герой, узнает постепенно, пропитывая сознание герметичным стерильным безумием лунной базы, где время словно остановилось и не осталось точек отсчета.

    От паранойи к безысходности: «Луна 2112» - Кафка в космосе, переложенный на язык техногенных метафор Филипа Дика. Есть ли смысл в поиске выхода, если не было никакого входа? Нужно ли самопожертвование не во имя спасения других, а ради прекращения кошмара? И другой вопрос: как далеко наука и деловой цинизм могут завести человечество?

    Итог: один из лучших, виденных мной научно-фантастических фильмов. Не шедевр только из-за нескольких странностей, о которых увлеченные нагнетанием безысходности сценаристы, видимо, забыли. Простительно – итоговый посыл оказался мощным. Отличный фильм.

  • Смертельное оружие 2 Отзыв о фильме «Смертельное оружие 2»

    Боевик, Криминал (США, 1989)

    Вторая часть — намного интереснее первой. Здесь режиссер и сценарист окончательно определились со стилистикой, герои уже хорошо нам знакомы, и все уже точно представляют, что делают. Особенно тут хорош Риггз — откалывает один безумный трюк за другим, мешая шутки с подвигами. А что стоит его лихое ухаживание за сотрудницей посольства, достойное поручика Ржевского:

    « — Ну, смелее, же, скажите «да». Все говорят «нет», а вы будьте оригинальны!»


    Боевые сцены утратили реалистичность, но стали гораздо зрелищнее. Героям приходится не только стрелять и драться — Риггз, к примеру, в берсеркерском пылу неожиданно изобретет новый способ моментального сноса строений.

    Здесь уже нет такого режущего глаз разделения фильма на драматическое вступление и собственно экшен. Но определенный диссонанс в фильме чувствуется, хотя и уловить его сложнее. Дело в том, что сделав фильм одновременно смешным и серьезным до трагизма, создатели «Смертельного оружия-2» так и оставили эти слои несмешанными. То есть, настоящей трагикомедии здесь нет. Типичная полицейская комедия — сама по себе, типичный пафосный боевик — сам по себе. Комические и серьезные сцены четко чередуются. Вроде бы один фильм, а точек пересечения ноль.

    Но это не сильно портит фильм, который смотрится, как говорится, на одном дыхании. И остается порадоваться, что режиссер не остановился на этом

    Итог: все идеи первого фильма во втором доведены до совершенства. Отличный боевик и остроумная комедия с харизматичными героями.

  • Смертельное оружие 3 Отзыв о фильме «Смертельное оружие 3»

    Боевик, Комедия (США, 1992)

    Третья часть имеет уже совсем комедийный уклон. Этому способствует и перекочевавший из второй части навязчивый Лео, и новая подруга Риггза, женщина-полицейский (да еще из службы внутренней безопасности!) Драматизма и пафоса здесь поменьше, и выглядит все несколько искусственно. Вот терзания Мерто по поводу застреленного малолетнего бандита — понятное дело, это даже для подготовленного человека изрядное потрясение, тем более, для такого, как Мерто… Но ведь этот парень мог убить множество людей. У него хватило безрассудства стрелять в полицейских — в любой стране это поставило бы его вне закона. Да и насчет дружбы… честно говоря, я был бы рад на месте старого копа, что избавил своего сына от таких друзей.

    А с каким ужасом Риггз говорит о бронебойных пулях: «Убийцы полицейских!» В политкорректном голливудском боевике, конечно, нет ничего ужаснее, чем убийство полицейского. Впрочем, будь я копом, мне, наверное тоже было бы жутковато услышать такое словосочетание.

    Но это все мелочные придирки. А так — фильм замечательный. Он захватывает с первых секунд — сцены «разминирования» и несет дальше, как безумный аттракцион. Некоторые шутки — просто эталон. Ну и за главного героя наконец-то появится повод порадоваться. Да, третья часть более уютная, в ней меньше безумства, она больше «мёртовская», чем «риггзовская». Но разве это так уж плохо?

    Итог: отличный комедийный боевик с любимыми героями.

  • Зомби по имени Шон Отзыв о фильме «Зомби по имени Шон»

    Комедия, Ужасы (Франция, Великобритания, США, 2004)

    Так получилось, что первый, наиболее уважаемый фанатами, фильм «трилогии мороженого Корнетто» мне понравился меньше всего. Кто знает, в чем дело: если бы это были части одной франшизы, я бы предположил, что на зрителей действует «синдром утенка». Но между фильмами в плане сюжета и сеттинга практически ничего общего, так что причины мне непонятны.

    Лучшим мне и по сию пору кажется «Армагеддец» - он один из трех фильмов претендует на философское содержание. «Типа крутые легавые», притом, что фильм этот сюжетно перегружен и слишком «наворочен», все равно смотрится неплохо – как апофеоз парадоксального английского юмора.

    «Зомби по имени Шон» (или, правильнее, «Шон мертвецов» - опять прокатчики решили, что наш зритель тупой и не понимает каламбуры) вроде бы претендует на некую сатиричность. Но вот этот сатирический момент создателям фильма, увы, до конца реализовать не удалось. Есть один очень удачный эпизод, в самом начале катастрофы – но потом все скатывается в пародию на зомби-хоррор. А точнее – в обычный зомби-хоррор, но с черным юмором (что неплохо) и нелепыми персонажами, постоянно, перед лицом страшной смерти, выясняющими отношения (что нехорошо). Так что вроде бы наклевывающуюся идею «вот однажды все начнут превращаться в зомби, а мы со своей изнурительной работой и сонной домашней рутиной этого и не заметим», я считаю, до конца реализовать не удалось.

    Но все же фильм снят отлично – и Саймон Пегг с Ником Фростом, как всегда, отжигают, и операторы молодцы, ну, и режиссер, конечно. Но все же хорошо, что начал я смотреть трилогию не с этого фильма.

    Итог: хороший сплав английского юмора и зомби-хоррора. Но могло быть и лучше, смысловой глубины фильму, даже по меркам комедии, не хватает. В целом, вполне достойное просмотра развлекательное кино.

  • Залечь на дно в Брюгге Отзыв о фильме «Залечь на дно в Брюгге»

    Драма, Комедия (Великобритания, США, 2008)

    В Брюгге – уютный, старинный европейский город – приезжают из Ирландии два киллера, бывалый Кен и «новобранец» Рей, проваливший (убив случайно ни в чем не повинного мальчика) первое задание . Здесь им нужно залечь на дно… и ждать, что будет дальше.

    Фильм построен на контрастах, и прежде всего, это контраст между декорациями и событиями, которые в них разыгрываются. Атмосфера старинного патриархального города, подчеркнутая музыкой за кадром – старые дома, храмы, узкие улочки. И люди, которые появляются перед зрителем – бандиты, проститутки, наркоторговцы и наркоманы, торговцы оружием и скинхеды… Криминальная кровавая суета на улицах старинного города – всего лишь мгновение его истории, ничего не значащая для улиц, переживших голландцев и французов в XVIII веке, бомбардировки в Первую мировую войну, немецкую оккупацию во Вторую… Город пережил все это, и остался собой, а люди все бегают, стреляют, проливают кровь и сеют горе.

    Второй контраст – между Кеном и Реем. Кен – на первый взгляд, цельная личность, человек, подводящий некий итог своей жизни, и он не сразу дает понять зрителям, что итог этот совсем не утешителен. Месть, криминальные игры, из которых, как известно, живыми не выходят… Кен страшно устал от жизни и не понимает уже, почему, если убит один человек, нужно убивать другого. Возмездие смертью было его ремеслом, и это дало ему возможность понять, что месть ничего не решает, а только требует все новых жертв.

    Рей – до невозможности наивен, практически дикарь. Типичный комический персонаж, который сначала говорит (а то и стреляет), а потом думает. Но жизнь – не спектакль, оружие убивает по-настоящему, а поступки имеют свои последствия. Все это инфантильный Рей только начинает понимать… успеть бы, до того, как он станет следующей жертвой.

    Можно проследить и еще одну пару противоположных персонажей – Кена и его босса Гарри. Если первый абсолютно разочарован в мире насилия и устал от криминала, то второй – криминальный босс до мозга костей. Справедливость для него выше всего, в том числе и здравого смысла. Гарри совершенно нелеп, и, вроде бы, смешон – но и страшен. Стопроцентно кафкианский персонаж, доведенный до абсурда – но разве мы не видим такой же абсурд и в жизни, в криминальных сводках и новостях из «горячих точек»? И как бы не хотели Кен и Рей порвать с миром насилия, в глазах злобного идиота читается приговор любой попытке. Но дремлющий Брюгге, свернувшийся вокруг площадей кольцами улочек, как добрый сказочный дракон, закованный в готическую чешую, заставляет верить, что это не приговор человечеству – пройдет и этот кошмар, придут новые люди, улыбающиеся и светлые, перестанут свистеть пули и рваться бомбы. И глобальная война так и останется бредом наркомана.

    Все актеры сыграли великолепно, особенно хочется отметить Брендана Глисона (Кен) и Рэйфа Файнса (Гарри; видимо, после Воландеморта ему не впервой играть чудовище в человеческом обличье). Также хочется отметить «тарантиновский» юмор – странные, неуместные диалоги, внезапно возникающие нелепые ситуации, с одной стороны, оттеняют трагизм истории, позволяя увидеть в происходящем фарс.

    Итог: атмосферная криминальная трагикомедия, с непредсказуемым сюжетом построенная на контрастах и противоречиях. Если не смущает обилие крепких выражений и очень неторопливое развитие сюжета (тарантиновского драйва ждать не стоит), то отличный выбор для тех, кто ищет умный и качественно снятый фильм, и заставляющий задуматься, и способный развлечь. А в целом – фильм о том, как страшна и бессмысленна справедливость без милосердия.

  • Добро пожаловать в ПОП Отзыв о фильме «Добро пожаловать в ПОП»

    Комедия, Музыка (Франция, 2013)

    Блэк-метал — настолько своеобразное, скандальное и экстремальное явление в мире музыки, что в качестве темы для пародии он прямо напрашивается. Вот и французские кинематографисты добрались до этой темы — странно, что только сейчас, а не раньше.

    Дела у блэк-метал коллектива Dead MaKabes не задались изначально. Гитарист хочет играть более мелодичную музыку, басисту осточертели мрачные кровавые тексты, барабанщик озабочен семейной жизнью… Только лидер группы Алекс не хочет видеть проблему и рвется вперед, не замечая, что остался один. И, как будто этого мало, автобус группы насмерть сбивает человека. Что теперь остается музыкантам? Переквалифицироваться в… хиппи.

    В фильме представлены два вида участников «неформального» движения: для одних это только своего рода игра, способ выделиться из толпы; для других же, как для Алекса — идеология и основной способ самовыражения. Так же можно заметить забавную эволюцию рок-музыки: от веселых рок-н-роллов, пацифизма и яркой атрибутики психоделических цветов — к суровости, агрессии и инфернальным образам экстремального металла.

    «Добро пожаловать в ПОП» — своего рода назидание лидерам рок-коллективов. Если хотите чего-то добиться — не сдавайтесь, придерживайтесь своих творческих принципов, но не бойтесь и экспериментировать.

    Ну, и конечно, стоит отметить, что это французская комедия — а значит, смешная. Хотя шуток можно было бы и побольше. Несмотря на то, что происходящее на экране вызывает улыбку запоминающихся эпизодов, которые можно было бы вспомнить, довольно мало.

    Еще, не сказал бы, что недостаток, но странность: при чем тут поп? На Фестивале Клубники, как мне показалось, исполнялся обычный рок в духе 60-х, всякая самодеятельность… что угодно, только не попса. Может быть, имеется в виду, что все это попса с точки зрения «тру-блэкушника»?

    Итог: отличная французская комедия для тех, кому нравится рок.

  • Готика Отзыв о фильме «Готика»

    Детектив, Триллер (США, 2003)

    У этого фильма есть одна проблема. Я ни за что не поверю, что врача-психиатра, совершившего убийство и признанного невменяемым, отправят на лечение в ту же клинику, где он работал. Я не буду писать, какие это может повлечь за собой проблемы — это будет спойлером, ибо все эти проблемы по ходу фильма возникли. То, что фильм строится на таком наивно-неправдоподобном допущении, уже является серьезнейшим недостатком.

    Да и вообще странностей в картине хватает. Вот, например, главная героиня утверждает, что ее порезал призрак. И что же? Психиатр отвечает ей, что призраков не существует, а это, вероятно, сделала какая-то пациентка. И никакого беспокойства. Хотя известие о психически больной пациентке, раздобывшей нож или скальпель, должны поставить всю больницу на уши, ибо это страшнее сотни призраков. Но, нет, спите спокойно, это просто ненормальная со скальпелем, а вовсе не призрак. Беспокоиться, значит, не о чем…

    Сюжет — безобразно банален. Мстительные призраки, порядочные представители власти, оказывающиеся коварными маньяками; героиня, которая живет под угрозой страшной опасности, но ее, как водится, никто не принимает всерьез, пафосный поединок с превосходящим по силам противником в финале — полный набор штампов мистического триллера. Ну и, конечно, «я вижу мертвых людей», как же без этого.

    Однако есть за что фильм и похвалить. Он очень стильно снят — вполне «готичен», к постановке, операторской работе и спецэффектам претензий нет. Параноидальная мрачная атмосфера психиатрической клиники, по которой бродят маньяки и призраки передана убедительно. Холи Берри не менее убедительно изображает офигение лицом и праведный гнев.

    Итог: достаточно посредственный, но стильный триллер с непонятным претенциозным названием.

  • 1+1 Отзыв о фильме «1+1»

    Биография, Драма (Франция, 2011)

    Фильм интриговал своим взлетом во всех рейтингах. Посмотрев, могу сказать, что взлет этот вполне заслуженный.

    Главное опасение не подтвердилось — несмотря на тематику, фильм получился свободным от соплей и пафоса. С другой стороны, типичной французской комедии, балансирующей на грани абсурда, вы здесь тоже не найдете.

    А что же тут есть?

    Есть история о настоящей, без преувеличения, дружбе. Что может объединять героев — Дрисса, сильного и здорового чернокожего парня из бедной семьи и тяжело больного, парализованного мультимиллионера Филиппа? На первый взгляд, ничего. Но в этом-то и дело — противоположности притягиваются. Два совершенно несхожих человека в общении находят то, чего каждому из них не хватает. Филипп получает возможность отдохнуть от навязчивой тактичности окружения, узнать, чем живет современная молодежь и почувствовать себя молодым вновь. Дрисс — возможность приобщиться к прежде недоступным для него знаниям, элитарной культуре, почувствовать хрупкость человеческой жизни и поэтому научиться ценить своих близких и стараться жить осмысленно и деятельно. Филипп — разумный опыт, лишенный воли, Дрисс — воля без точки приложения. Оба они в начале фильма — лишние для общества люди, как значится в оригинальном названии фильма — «неприкасаемые». Но им есть, чем поделиться — один еще не забыл, зачем жить, другой уже знает, как.

    Несмотря на довольно сложную тему, фильм получился по-настоящему добрым и оптимистичным. Причем без ложной патетики и попыток вызвать жалость и сочувствие. Мир таков, как он есть, и нужно жить, пока жив — и постараться сделать свою жизнь максимально осмысленной, интересной и полезной для себя и других. Не жалеть себя, а бороться с обстоятельствами, ведь жизнь только одна, и дана она не для бесконечного скорбения по самому себе.

    Кроме того, фильм получился достаточно смешным. Смеяться до упаду, как большинство французских комедий он вряд ли заставит, но многие эпизоды заставляют улыбнуться. Юмор в фильме обусловлен главными героями — это смесь грубоватого «чисто мужского» юмора и интеллектуальной иронии. Именно ироничность фильма и позволяет ему не скатиться в дешевый жалостливый пафос.

    Итог: добрый, лиричный и атмосферный фильм о настоящей дружбе. Что особенно радует — то, что снят он на основе реальной истории, а это лишнее подтверждение того, что настоящая дружба существует, и, более того, способна спасать людей.

  • Чужой Отзыв о фильме «Чужой»

    Научная фантастика, Ужасы (Великобритания, США, 1979)

    «Чужой»… Что это название говорит мне? Пожалуй, то же, что Терминатор и жвачка «Турбо», приставка «Денди» и Черепашки-ниндзя, хэви-метал и мультфильмы в 15:20 по первому каналу. Одним словом – это часть моего детства. Хоть я и видел тогда этот фильм ровно наполовину, плюс концовку. И только сейчас пересмотрел полностью.

    О значимости этого фильма говорить даже как-то нелепо. Сам образ ксеноморфа – до сих пор сверхпопулярный мем, слово «чужой» в русском языке обогатилось неожиданным новым смыслом. А сам фильм едва не закрыл навсегда тему космического хоррора в мировом кинематографе – просто потому, что сложно снять лучше. Зато породил массу продолжений и подражаний. За границу большого экрана ксеноморфы уверенно шагнули на страницы комиксов и геймерские мониторы. А узнаваемый стиль Ханса Руди Гигера, нарисовавшего Чужого и интерьеры звездолета Космических Жокеев буквально загипнотизировал всех художников и дизайнеров, перед которыми стояла задача изобразить что-то жуткое, чужеродное и мрачное – достаточно посмотреть на монстров игр серии Contra, интерьеры уровней Duke Nukem 3D, многочисленные обложки «металлических» музыкальных альбомов. Сейчас даже странно – ну, соединил художник отталкивающие черты человеческой анатомии с чертами насекомого и техноорганикой – и что? Правильно, с подачи Гигера сейчас так делает любой…

    Фильм прост, как все гениальное – замкнутое пространство звездолета, несколько напуганных и дезориентированных космонавтов, и страшное плотоядное чудовище, хитрое и живучее. И все: остальное - талант создателей картины, которые сделали эту историю живой, увлекательной и пугающей.
    Главное – это атмосфера фильма. То, как неторопливо и осторожно развивается действие, как постепенно и детально показывается вылазка на чужую планету, величественно и пугающе раскрываются колоссальные интерьеры чужого корабля, вызывающие смесь восторга с отвращением. Как плывут звездолеты в безвоздушном пространстве. Контрастом является паранойя и паника второй половины фильма – здесь сконцентрированы эмоции, безумная борьба за выживание.

    Немаловажной является и роль спецэффектов в создании этой атмосферы – тут и техника будущего, хоть и тянущая по нашим временам на ретрофутуризм (что поделать, прогресса компьютерной техники фантасты предсказать не смогли), и инопланетные формы жизни, «в роли» которых оказались субпродукты со скотобойни (одна из причин их пугающе натурального вида). Убедительность происходящего на экране – крайне важна и для фантастического фильма, и для атмосферного «ужастика».

    В общем, я очень рад, что наконец-то ознакомился с этим шедевром в спокойной обстановке и без рекламы. Правда, есть один парадокс: больше всего впечатлили те сцены… которые я уже видел в детстве. А вот часть фильма от середины и до развязки показалась мне какой-то скомканной. Видимо, сказался «синдром утенка».

    Итог: надо ли что-то говорить о «Чужом»? Фильм-мем, фильм-эталон, фильм-эпоха. Лента, изменившая кинофантастику в частности и массовую культуру вообще. И пусть это просто качественное развлекательное кино (мораль в нем на уровне детской книжки: технику безопасности надо соблюдать, неизвестное может быть опасно, корпорации пойдут ради выгоды на все, что угодно, милитаризм – бяка), сам уровень качества делает его шедевром.

  • Твин Пикс (сериал) Отзыв о фильме «Твин Пикс (сериал)»

    Детектив, Драма (США, 1990)

    Как ни странно, но до «Твин Пикс» я добрался только в этом году. Во время его премьеры в России я был еще слишком мал, и поэтому видел лишь одну серию, случайно, и ничего в ней не понял. Правда, Дама-с-Поленом и ее беседа с Купером оставили сильное впечатление, но, в целом, до понимания драматической и детективной линий сериала я тогда еще не дорос. Позднее же все как-то не выпадало случая – хотя мысли о том, что неплохо бы ознакомиться со столь меметичным произведением, не оставляли меня последние лет десять.

    В последнее время вокруг «Твин Пикс» наблюдается определенный ажиотаж: известные обозреватели бросились писать ретро-рецензии, все вспоминают годы своей юности, а то и детства, когда этот сериал шел по ТВ… Объясняется это просто – Линч и Фрост весной этого года заявили о намерении снимать третий сезон – спустя 25 лет, как и обещала Лора Палмер агенту Куперу.

    Но, что интересно, я решил посмотреть этот сериал вовсе не зная об этой новости. Просто решил ликвидировать пробел в знаниях – слишком уж много мне в последнее время попадалось сравнений с «Твин Пикс» тех сериалов, которые я смотрел: от «X-files» до «Праздника мая» и «Les Revenants». Да и недавно (и неоднократно!) пройденная мною отечественная артхаусная компьютерная игра «Тук-тук-тук», по отзывам, изобилует отсылками к творению Линча. В общем, решил я, стыдно не видеть такую классическую вещь, тем более, что жанр однозначно «мой» - мистический триллер с легким налетом сюрреализма.

    И совсем не пожалел!

    Рассказывать о сюжете бессмысленно – он общеизвестен. В городок Твин Пикс для расследования убийства старшеклассницы Лоры Палмер прибывает агент ФБР Дейл Купер. А дальше… дальше может произойти все, что угодно, потому, что городок пытаются поделить несколько богатых авантюристов и мафиозных кланов, в нем функционирует подпольный бордель с игорным притоном, концентрация людей с психическими отклонениями превышает все статистически допустимые пределы, а леса близ Твин Пикс в качестве места своего обитания облюбовало древнее Зло. И даже совы не то, чем они кажутся – что уж говорить о людях.

    Мистика и детектив – казалось бы, сочетание парадоксальное. Но дело как раз в том, что «Твин Пикс» и есть крайне парадоксальное явление. Единственный способ выжить в безумном мире – сойти с ума, и вот агент Купер использует в качестве метода расследования… тибетское гадание. Нет, расследование будет – но постепенно оно уходит на второй план, потому, что смерть Лоры является только одной из многочисленных загадок затерянного в лесах городка.

    Атмосфера сериала – его общеизвестное достоинство, но следует уточнить, что дело не только в грамотно нагнетаемом саспенсе. Нет, «Твин Пикс» не всегда пугающ – но всегда загадочен. Это не ледяная паранойя «Секретных материалов» и не индустриально-сюррелистическая депрессия Сайлент Хилла: «Твин Пикс» похож на те самые леса, где есть и прекрасные деревья, и дивные птицы… и жуткие духи из непостижимых областей мироздания. Этот сериал пропитан особого рода безумием: никогда нельзя угадать, чем он обернется в следующую секунду, фильмом ужасов или ситкомом, кровавой трагедией или дикой буффонадой. Старомодно-театральная манера игры актеров, экзальтированные персонажи, странные ситуации – все это, вместе с антуражем провинциальной Америки и создает Твин Пикс. Уютный и пугающий одновременно, патриархально-деревянный (вспомнить интерьеры Great Northern и «Читальни») и как бы вросший в лес.

    Да, Линчу и Фросту удалось создать город, который вроде бы лучше объезжать дальней дорогой – но на деле вас наоборот, тянет остаться в нем навсегда. Ведь есть в нем что-то такое, настоящее, мифологическое, сказочное, в городе, стоящем на краю леса, между явью и сном.

    О персонажах можно говорить бесконечно. Все они получились удивительно колоритными и запоминающимися. И странными – под стать всей истории. Где вы еще увидите таких агентов ФБР – эзотерика, трансвестита, пацифиста, и, наконец, просто глухого? Не случайно лейтмотивом сериала стала фраза «совы не то, чем кажутся». Это применимо не только к пресловутым совам, но и ко всему в Твин Пикс. Каждый герой, каждый образ имеет свою изнанку, каждый может в любой момент превратиться в свою противоположность. Нет среди них и четкого деления на положительных и отрицательных: хищники и жертвы постоянно меняются местами.

    Если говорить о персонажах и актерах конкретнее, то самыми яркими следует назвать Дейла Купера (Кейл МакЛоклен, кто же еще), шерифа Гэри Трумена (Майкл Онткин), Одри Хорн (Шерилин Фенн) и ее отца Бенджамина Хорна (Ричард Беймер), «Человека из другого места» (Майкл Джей Андерсон), майора Бриггза (Дон С. Дэвис, также отметившийся в «Секретных материалах») и, конечно, зловещего БОБа (Фрэнк Сильва, случайно ставший актером работник, к сожалению, через несколько лет после показа сериала скончавшийся в возрасте 45 лет). Хорош и брутальный Лио, и подавляющий его брутальность своей крутизной Хэнк, и харизматичные помощники шерифа, и Надин со своим печальным мужем, и Дама-с-Поленом, и семья Мартеллов в полном составе, и братец старшего Хорна Джерри, и мафиозный клан Рено, и Великан… Есть, правда, и неудачи – несмотря на хорошую игру Лары Флин Бойл, Донна, как персонаж, постоянно вызывает раздражение вместо предполагаемого сочувствия. Джеймс и того хуже – тут и актер уж слишком перестарался в изображении жалкого нытика, и герой получился очень странный и надоедливый.

    Да, несмотря на то, что в целом «Твин Пикс» очень хорош, ложка дегтя в рецензии все же будет. Второй сезон. Спасибо, конечно, что он есть. Но с точки зрения сюжета и композиции он крайне несуразен. Некоторые серии бессодержательны и похожи на неудачную пародию, ряд сюжетных линий никуда не ведет, отдельно раздражает история о злоключениях Джеймса в поместье некоей коварной дамы (представляющая собой шаблонный классический триллер, предсказуемый на 100%). Сначала телевизионщики не хотели останавливаться, потом не хотели продолжать – в общем, сериал становился все более и более мутным и халтурным. Однако концовка удачно его вытягивает – вернувшийся в проект Дэвид Линч сумел, если не развязать, то хотя бы красиво разрубить образовавшийся узел.

    Итог: да что тут говорить – «Твин Пикс» нужно смотреть. Из этого сериала выросли «Секретные материалы», игровая вселенная Silent Hill и еще куча проектов. Влияние его сложно переоценить – он уже стал своего рода архетипом. Но все-таки ничто не может дать об этом сериале полное представление, кроме его просмотра. А, вжившись в этот фильм, прочувствовав его мир, нельзя остаться прежним.

  • Помни Отзыв о фильме «Помни»

    Детектив, Триллер (США, 2000)

    На экране мы видим последовательно несколько коротких сцен, явно вырванных из единого сюжета. Когда логические связи происходящих событий становятся совсем непонятны, мы узнаем, что главный герой страдает нарушениями памяти, и мы как бы видим происходящее его глазами. А значит, собрать картину воедино нужно самостоятельно.

    В этом раннем фильме Нолана уже виден его авторский почерк – незамысловатость, сочетающаяся с претензиями на интеллектуальность и свойственный ему мотив иллюзии, подмены реальности, который потом найдет продолжение в его дальнейших работах: отчасти в «Престиже» и особенно – в «Начале».

    Что может произойти с человеком, не способным запоминать недавние события? Да все, что угодно. Точнее, то, что угодно тому, кто будет «напоминать» ему что-либо. Разница между объективной реальностью и нашими ощущениями – вот что занимает Нолана как режиссера. Но проблема фальсификации реальности, получившая более полное развитие в фильме 2010 года «Начало», здесь только намечена – «Помни» представляет собой, «в сухом остатке», достаточно стандартный криминальный триллер с небольшим налетом паранойи, свойственным, впрочем, для жанра. А тема, в нашу эпоху информационных войн, актуальная и благодатная.

    Итог: криминальная история, в которой форма изложения явно победила содержание. Мрачный детективный паззл, на сборку которого не жалко потратить время, но процесс интереснее результата.

  • Смертельное оружие 4 Отзыв о фильме «Смертельное оружие 4»

    Боевик, Криминал (США, 1998)

    Спустя столько лет снимать продолжение — это было смелым решением. Чем больше проходит времени, тем выше ожидания публики, и тем проще ее разочаровать. Не говоря о том, что значительная часть поклонников вообще будет брюзжать, что фильм «не тру», теперь снимать не умеют и т. д. Что же получилось?

    В общем, получилось совсем неплохо. Та же актерская команда, шутки, стрельба и немного драматизма. И, в общем-то я был рад узнать, что эта четвертая часть существует, с удовольствием посмотрел.

    Но причины малых кассовых сборов мне вполне ясны. Первый фильм грешил перекосом в пафосный и примитивный боевик, последующие нашли баланс между комизмом, драматизмом и экшеном. Четвертый фильм, увы, приобрел уж слишком сильный комедийный уклон. Причем штатный клоун команды Лео (Джон Пеши) здесь, увы, переигрывает. Может быть, перевод подкачал, но шутки его быстро приедаются. Финальный монолог о лягушке и вовсе показался неуместной безвкусицей. Да тут еще и зять Мерто. В общем, перебор.

    В остальном создателям фильма также изменило чувство меры. Начиная со странного человека в броне с огнеметом и заканчивая персонажем Джета Ли, злодеи в фильме выглядят словно сошедшими со страниц комиксов — экстравагантная внешность, абсурдная жестокость, совершенно безумные поступки. И финальная битва… такая финальная. Ну, вообще-то боевик, что придираться…

    И все таки радуют и Риггз (хоть и стриженый) и Мерто (хоть и постаревший) и прочие старые друзья. А новые враги придают фильму «восточный» колорит, к тому же наконец-то у Риггза появился достойный противник, заставляющий думать, что название «смертельное оружие» относится уже не к одному из главный героев.

    Итог: ветераны жанра доказали, что могут по-прежнему выдавать качественный продукт. Пусть четвертая часть киносериала послабее второй и третьей и напоминает иногда помесь дружеского капустника с супергеройским комиксом — но смотрится отлично.

  • Черный лебедь Отзыв о фильме «Черный лебедь»

    Драма, Триллер (США, 2010)

    Первый раз рекомендации Кинопоиска так промахиваются. Фильм получился каким-то на редкость неприятным, до странности.

    Прежде всего, почему в фильме про балерину нет балета как такового? Я, например, этим видом искусства никогда не интересовался, и не сказал бы, что он мне интересен, но в рамках фильма можно было бы устроить небольшой ликбез для зрителя, или, по крайней мере, показать настоящий балет. Ведь в центре сюжета некая нетривиальная трактовка «Лебединого озера»? Ну вот и покажите нам ее. Да еще так, чтобы даже балетоненавистники вроде меня поняли, что она нетривиальная. Однако нет. Вместо тайн балета — «скандалы, интриги, расследования» в духе НТВ. Что должен уяснить зритель? Что примой может стать любая корова, если переспит с режиссером? В этом, по мнению режиссера, суть этого искусства?

    Еще раз повторюсь — балета в фильме нет. Есть неуклюжая массовка на фоне и крупные планы главной героини в таких ракурсах, что видно или лицо и плечи, или ноги (ибо дублерша). Все это показывается урывками и в целом занимает ничтожную долю экранного времени. Камера еще и бестолково мечется, не давая даже проследить движение героини по сцене. Интересно, у продюсера не было денег нанять настоящую балетную труппу для съемок? В общем, происходящее на сцене выглядит как самодеятельность районного уровня.

    Еще любопытный момент — в фильме почти нет улицы. Только площадь перед театром. И пару секунд — стоянка перед ночным клубом. А когда героиня идет из театра домой или в больницу — она словно бы телепортируется. Опять банальная экономия, замаскированная под оригинальную режиссерскую находку?

    Главная героиня заставляет удивляться, как она вообще до сих пор находится на сцене. Искусство балерины — это, в первую очередь, физическая подготовка. Потому, что если тело не способно двигаться так, как нужно, не спасет уже ничто. А физическая подготовка означает железную самодисциплину и умение преодолевать трудности. Героиню же Натали Портман пугает и угнетает абсолютно все, она на 100% погружена в мир своего параноидального бреда и психологических комплексов. Создается ощущение, что она уже в начале фильма на той стадии психического заболевания, когда не то что танцевать — уверенно перемещаться в пространстве невозможно. Если в здоровом теле — здоровый дух, то нездоровый дух, в свою очередь, разрушает тело. О каких упражнениях может идти речь, если она уже панически боится собственных ног?

    Фильм получился насквозь пошлым. Карьеру балерины иначе как через постель постановщика здесь не представляют. Кстати, о постановщике Тома (Кассель). Глядя на то, как он пытается соблазнить главную героиню, становится удивительно, как он вообще является режиссером, при таком полном неумении почувствовать артиста, человека, понять, в конце концов, кто перед тобой. Ведет он себя просто как персонаж анекдотов про стереотипного сексуально озабоченного француза. Как, при его жизненном и сценическом опыте, он не видит, что перед ним человек с гигантскими тараканами в голове? Впрочем, учитывая сказанное выше, неудивительно, что он не ожидал встретить такой экземпляр в балетной труппе. И все равно — выглядит он пошло и глупо. И, как будто этого мало — вся эта недоделанная, болезненная лесбийская эротика.

    Вдобавок фильм просто неприятен до крайности. Масса неприятных физиологических подробностей — порезы и ссадины крупным планом, галлюцинации в виде деформаций конечностей; героиню то и дело тошнит, она то пьяная, то похмельная, то больная… Ни одного более или менее приятного персонажа — деспотичная мать главной героини, видящая в ней лишь маленькую девочку, поставщик — тупой и озабоченный эгоист, лучшая подруга героини — глуповатая гулящая девка, сидящая на «колесах». Атмосфера паранойи, все люди и вещи готовы в любой момент показать свою отвратительную изнанку, изменить, ужалить.

    Сэкономив на балете, создатели фильма вложились в спецэффекты. Но зачем они нужны? Неужели, чтобы показать сумасшедшего, обязательно визуализировать все его глюки? Неуместная прямолинейность превращает последнюю треть фильма в трешовый боди-хоррор, что смотрится смешно, учитывая претензии «Черного лебедя» на статус серьезного авторского кино.

    Понимаю — было задумано сделать фильм мрачным и безысходным. Но проблема в том, что он не должен быть столь антиэстетичным — он явно планировался красивым, но даже извращенной красоты в нем нет, только беспредельная тревога и тоска загнанного в угол и запутавшегося в себе человека. А самое главное — нет никаких попыток показать что-то красивое. Только измученная шизофренией псевдобалерина в неопрятных декорациях.

    Итог: полное разочарование. Неумело и экономно экранизированный бред шизофреника.

  • День независимости Отзыв о фильме «День независимости»

    Боевик, Приключения (США, 1996)

    Не хотел, в общем-то, смотреть этот фильм, и правильно. Еще в детстве видел трейлер и подумал, что это пафосный ура-патриотический бред. Так, как говорится, и вышло.

    Злые пришельцы прилетели на Землю захватить ее нафиг и убить всех человеков. Но американцы (а каждый американец знает, что других цивилизаций на земном шаре нет) доблестно противостоят инопланетным интервентам под молчаливое одобрение всех иных прочих.

    Инопланетяне представлены, как злобные маньяки-фашисты, несмотря на способность к внятной речи и техническому прогрессу, совершенно неспособные к дипломатии и излучающие тонны НЕНАВИСТИ к человечеству. Американские военные — рыцарями без страха и упрека, способными без мануала поднять в воздух летающую тарелку инопланетного производства и взломать написанную на инопланетном языке программирования операционку. Замаравшие свою честь чем-нибудь нехорошим обязательно пафосно погибнут. Скупые мужские слезы и дозволенные в бою ругательства прилагаются.

    Не спасают ситуацию ни спецэффекты, которые хороши, но служат декорациями к идиотизму, ни элемент драмы, казенный и слезоточивый. А вот что реально вытягивает фильм из бездны треша — так это неунывающий солдат в исполнении Уилла Смита и еврей-программист со своим отцом. Наверное, дело в политкорректности — может быть, в США запрещено брать бездарных актеров на роли афроамериканцев и евреев? Если так, то это хороший закон, иначе этот фильм заслуживал бы мусорной корзины. А так — на один раз посмотреть сгодится. Ибо все остальные персонажи столь же картонны, как и сюжет.

    Итог: концентрированный голливудский патриотический пафос. Фильм спасает только несколько удачных шуток, несколько хороших актеров и зрелищные спецэффекты, поэтому смотреть его можно, но совершенно необязательно.

  • Темный дворецкий 2 (сериал) Отзыв о фильме «Темный дворецкий 2 (сериал)»

    Аниме, Боевик (Япония, 2010)

    «Темный дворецкий-2» — это не второй сезон, а именно вторая часть. Совершенно самостоятельный сериал, хоть и продолжающий первую часть.

    И впечатления от этого продолжения двоякие. С одной стороны, приятно, конечно, вновь увидеть полюбившихся героев, тем более, когда было мало надежд, на то, что они вообще живы. Хорошего сериала должно быть много, а «Темный дворецкий» мне понравился. И продолжения хотелось — вопреки здравому смыслу, ибо концовка была логичной, эффектной и исчерпывающей.

    Ну вот, оказалось, продолжение существует — но весьма своеобразно. Во-первых оно не имеет с исходной мангой ВООБЩЕ ничего общего. Впрочем, и у первого сериала тоже сюжет разошелся с рисованным первоисточником, так что это не важно.

    Во-вторых продолжение наполнено атмосферой какой-то декадентской извращенности, болезненной донельзя. Это уже не яойные шуточки, а реальные выверты мозга у доброй половины персонажей. Все дело в том, что «Темном дворецком-2» перед нами пояляется «темный» двойник СиэляАлоис Транси, вместе со своим поместьем и домочадцами. И если в поместье Фантомхайвов царит викторианская церемонность и всеобщая гармония, диссонанс в которую вносит только мизантропическая депрессия хозяина, то в поместье Транси… Все болезненное и нездоровое, что может появиться между демоном и его «клиентом» — проявилось в отношениях Алоиса его дворецкого Клода Фаустуса в полной мере. Да и прошлое Алоиса — насмешка над прошлым Сиэля: лишения вместо счастливого детства, одиночество вместо дружной семьи, ненависть вместо любви…

    Короче говоря, Транси и его домочадцы получились дико отталкивающими. Даже сам Алоис, который, в общем-то, трагическая личность, и, по идее, должен вызывать сочувствие. Все это вместе: декадентская атмосфера поместья, больная психика несчастного юного садиста, ледяная плотоядность Клода, рядом с которым мефистофелеподобный Себстьян смотрится мальчиком из церковного хора — все это оставляет очень тягостное впечатление.

    Еще один недостаток — избыток сюрреализма в финальных сценах. Понятное дело, сериал мистический, но получилось как-то… слишком. Я о метаморфозах сада поместья Транси — посмотревший поймет. Не вяжется это, имхо, со стилем сериала.

    Несмотря на все это, посмотрел сериал до конца и не без удовольствия. Нарисован он не хуже, а то и получше (хотя куда уж) первого, да и сюжет в нем весьма занятный. Есть и смысл — в основном это сериал о том, что ненависть приводит к новым и новым несчастьям, а самопожертвование ведет к спасению. К тому же, «Темный дворецкий-2» полнее раскрывает подробности мира сериала — например, позволяет побольше узнать о демонах, которые, оказывается, очень разнообразны по внешности и поведению.

    Да и герои очень даже удались. Хоть я и раскритиковал их — объективно образы очень сильные, внешность запоминающаяся, присутствуют характрные для аниме «коронные фразы», отлично прорисована мимика. И общий стиль «Темного дворецкого» присутствует во второй части в полном объеме.

    Итог: вторая часть получилась очень неоднозначной. В основном — из-за общей болезненности и злодеев-извращенцев, в психологии которых создатели аниме увлеченно копаются. Получилось очень на любителя, для тех, кому нравятся истории о маньяках и декадентский антураж. Если нужна готичность в нездоровых концентрациях и персонажи, знающие толк в извращениях — то, что надо. Если понравилась первая часть или манга — тоже посмотреть можно, но совсем не то. В целом — вполне сносно, но смотреть не обязательно.

  • Темный дворецкий (сериал) Отзыв о фильме «Темный дворецкий (сериал)»

    Аниме, Боевик (Япония, 2008)

    Первые серии вызвали живейшее отторжение. Честно говоря, если бы не флешмоб, я бы наверное бросил бы смотреть «Темного дворецкого» уже после второй серии. Ибо показался он мне гламурным ситкомом для яойщиц: избыточный «викторианский» дизайн, женственные мужские персонажи, «девчачий» юмор про танцы и сладости. Да еще и какие-то «голубые» намеки.

    И бросил бы совершенно напрасно, ибо далее начинается весьма интересный мистический сюжет в духе эпохи, заставляющий вспомнить Конан-Дойля, Честертона, Лавкрафта и прочих мастеров детектива и мистической новеллы. Тут и Джек-Потрошитель, и собака Баскервилей и все остальное. Поклонники таинственных английских историй точно не останутся равнодушными.

    Герои аниме — Сиэль Фантомхайв, подросток-аристократ, сирота и наследник богатого и знатного рода, и его дворецкий Себастьян Михаэлис. В один страшный день Сиэль потерял в охватившем поместье пожаре своих родителей. И заключил договор с демоном, который служит ему, но заберет его душу, как только Сиэль отомстит. Себастьян и есть тот самый демон, воплотившийся в дворецкого.

    Как далеко может зайти человек в жажде мести? Сиэль богат, живет интересной жизнью (Фантомхайвы — «псы королевы», «чиновники по особым поручениям», расследующие таинственные и мистические преступления государственной важности), у него есть друзья и верные слуги, его любит девушка. В конце концов, у него есть почти всемогущий дворецкий, который выручит его из любой беды и даст совет в любой ситуации. Сможет ли он остановиться, не доводить свою месть до закономерного трагического финала? Ведь в процессе расследования он переходит дорогу сверхъестественным силам глобального масштаба…

    Себастьян — циничный хищник, кот, играющий с мышью? Или настоящий друг? Иногда кажется, что демон вовсе не хочет, чтобы игра прекращалась. Иногда — что он нуждается в Сиэле еще больше, чем Сиэль в нем. Не становится ли он все больше и больше человеком, в то время, как Сиэль, находясь все ближе к цели, теряет общечеловеческие жизненные ориентиры, превращаясь в олицетворенную ненависть?

    Отдельного упоминания заслуживают весьма харизматичные слуги Фантомхайвов — повар-милитарист Бард, садовник-силач Финни и неловкая горничная Мейлин. Как уже понятно, слуги они те еще… впрочем, это не главное. Зато они всегда готовы защитить своего господина. Да еще и отвечают за большую часть забавных ситуаций в сериале.

    Место действия — мифологизированная альтернативная викторианская Англия, точнее, ее проекция на массовую культуру Японии. Гламурные дворяне, похожие на J-рокеров, дамы в помпезных платьях, фантастические причудливые интерьеры дворцов… Впрочем, хватает и так хорошо знакомых российскому зрителю примет — извилистых и грязных криминальных улочек старого Лондона, наполненных языческой мистикой английских деревенек, старинных заброшенных замков с привидениями, торожественно-грозных готических соборов…

    Сюжет развивается «от частного к общему»: как это часто бывает в аниме, в отличие от западных мультсериалов, каждая сюжетная арка не просто изолированная история, отдельный квест, а часть сложного паззла. И он весьма непредсказуем, что радует.

    В общем, «Темный дворецкий» вполне достоин просмотра. Но «порог вхождения» у этого аниме довольно высок: мне понадобилось около пяти серий, чтобы врубиться. У них там «своя атмосфера», очень на любителя.

    Единственный и серьезный недостаток, о котором я уже упоминал выше — яркая «девочкоориентированность» этого аниме. И выражается она, в том числе, в надоедливых намеках на «голубизну» персонажей. Нет, на самом деле не подумайте плохого: единственный гей в сериале предстает в амплуа комического злодея, остальные же герои официально совершенно гетеросексуальны. Но от этого яойные шуточки вызывают только большее недоумение. К счастью, ближе к концу сериала их практически нет. Разгадка проста, вернее, их две: целевая аудитория (многим анимешницам близок такой юмор) и автор оригинальной манги (заодно являющаяся автором ряда специфических произведений понятно какой направленности). Есть и другие признаки «девичьего» аниме — «гламурность» картинки, женственные персонажи… Однако, к счастью, «Темный дворецкий» все же не является нишевой продукцией: жуткие тайны, нагнетаемый саспенс, закрученный сюжет и драма вполне могут увлечь любого зрителя. Да и любители «достоевщины», коих много среди анимешников, останутся довольны — моральных дилемм и болезненных персонажей хоть отбавляй.

    Итог: хорошее аниме, соединяющее детектив, драму и мистику, способное и напугать, и заставить задуматься, и попереживать за героев. Любителям викторианской Англии и мистических загадок должно понравиться — если не отпугнет специфическая стилистика и общий крен в сторону женской целевой аудитории.

  • Принцесса Мононоке Отзыв о фильме «Принцесса Мононоке»

    Аниме, Боевик (Япония, 1997)

    «Принцесса Мононоке» — это первое мое знакомство с более «взрослыми» фильмами Миядзаки. Уютная сказочная мистика здесь отсутствует, дух фильма — мифологический трагизм и эпичность.

    Изгнанный из-за проклятия принц Аситака оказывается в центре противостояния двух миров — древнего мира природы и молодой человеческой цивилизации. Люди наступают, добывают железо, строят машины и делают оружие, но и природа не сдается, обороняясь древним волшебством.

    Что интересно, неумеренного «экологического пафоса» в фильме нет. Обе стороны конфликта показаны объективно и бесстрастно. Предводительница людей, хозяйка Железного Города госпожа Эбоси ненавидит диких зверей и духов леса; но ею движет желание принести пользу людям, улучшить их жизнь, построить для отверженных новый приют, где никто не будет чувствовать себя бесполезным, внося свой посильный вклад в общее дело. Духи природы пытаются сдержать разрушительный натиск людей и сохранить тайны леса от задуманного Эбоси и странствующим монахом Дзико-Бо жуткого святотатства — но при этом жестоки и нетерпимы к людям, мечтая истребить их без разбора, не желают даже думать о компромиссах и переговорах. Аситаке предстоит куда более сложная задача, чем он думал изначально — не просто избавиться от наложенного на него проклятия, но навсегда изгнать темные силы, разбуженные человеком. Демоны, уничтожающие на своем пути все живое — результат противостояния людей и духов, чудовищное порождение ненависти и непримиримой злобы. Рожденные из убитых людьми богов леса, они становятся врагами, как природы, так и человека, и только объединившись люди и обитатели леса смогут спастись.

    Как я уже сказал, «Принцесса Мононоке» лишена привычной «сказочности» — это жестокий миф о гибели старого мира, о поисках человечеством своего места и миссии, о том, как уходят древние силы, оставляя землю человеку. И будущее людей зависит от того, как они этой землей распорядятся, буду они ей добрыми хозяевами или завоевателями, забирающими все и оставляющими после себя только пепелище. Миядзаки не стремится как-то смягчить происходящее на экране, «Принцесса Мононоке» — это стопроцентное аниме, жестокое и серьзное философкое фэнтези, не прикидывающееся детской сказочкой. Это и вызвало у многих непонимание этого фильма — отчасти, потому что Миядзаки все же детский режиссер, отчасти из-за дурацкого стереотипа «мультики — это для детей». Что поделать — западная анимация, несмотря на большую историю, так и осталась «несерьезным» придатком кинематографа и до сих пор мечется между двумя крайностями — до тошноты зацензуренной диснеевщиной и пошловатыми (а иногда откровенно пошлыми) сатирическими шоу. Людям, предъявляющим «Принцессе Мононоке» абсурдные «цензурные требования», я бы посоветовал просто забыть на время, что перед ними нарисованные персонажи. Это не «мультик» — это фильм, и фильм серьезный. И за это спасибо — за «негламурную» войну, где не понарошку рубят головы, за действительно страшные воплощения гнева Природы — одержимый Оккотонануси так и просится на обложку какого-нибудь экстремального метал-альбома.

    Есть, правда, у этого фильма один маленький недостаток. Каждый из героев амбивалентен — Оккотонануси справедлив, но одержим местью до фанатизма; Госпожа Эбоси ненавидит духов и потребительски относится к Природе, но помогает людям и борется за прогресс человечества; принцесса Мононоке — любит животных, но ненавидит людей; странствующий монах — подлец, но спасает Аситаку от гибели и т. д. Кроме Аситаки — он постоянно «весь в белом», всегда прав, его решения взвешены и справедливы, поступки смелы и вместе с тем продуманы. Герой-резонер — это соблазнительный своей простотой, но дешевый и примитивный художественный прием. Но что поделать — видимо, по мысли создателей фильма, в эпическом мифе должен быть Герой с большой буквы.

    Итог: «Принцесса Мононоке» — отличный фильм, который я бы рекомендовал к просмотру, но с оговоркой. Он не имеет ничего общего с добродушными «Унесенными призраками» или «Ходячим замком». Это другая сторона творчества Миядзаки — серьезная история, полная вопросов, на некоторые из которых человечество уже отвечало неправильно, и цена тех ответов была высока.

  • Остров проклятых Отзыв о фильме «Остров проклятых»

    Детектив, Триллер (США, 2010)

    Не последнюю роль в выборе этого фильма для просмотра сыграли скриншоты — даже в статической картинке чувствовалась какая-то необычная, мрачная, мистическая атмосфера. Ну что же, «Остров проклятых» в этом плане полностью оправдал ожидания, получившись удивительно атмосферным. Похожий на причудливый туманный кошмар, отчасти он заставляет вспомнить Сайлент Хилл, разве что здесь один вид монстров — человек разумный. Туман, буря, зловещий комплекс зданий больницы-тюрьмы, жуткие сны главного героя — все это затягивает в параноидальный мир острова безумия.

    Актеры… как-то предсказуемы. Ну вот герой Ди Каприо — уже по результатам его разговора в врачами больницы где-то в начале фильма ясно, что он психически неуравновешен. А психиатр, проводящий эксперимент на острове — на его интеллигентно-диссидентском лице как бы написано «положительный персонаж» огромными буквами. В общем, все выразительны, но иногда не в меру.

    Что до сюжета — основная фишка достаточно затаскана. «Остров проклятых» — не самое глубокое воплощение этого сюжета, но и далеко не худшее.

    Главный вопрос, который остался в голове — почему главный герой считает себя чудовищем? По сути, его поступок был едва ли не самообороной, и уж точно, при всей его жестокости, совершенно справедливым и естественным. Может быть, он сам скрывает от себя свою слабость, зная, что не может найти силы жить дальше? Обидно за него.

    Итог: хороший, мрачновато-психоделичный, атмосферный триллер.

  • Окулус Отзыв о фильме «Окулус»

    Триллер, Ужасы (США, 2013)

    Давно не видел я такого замечательного фильма ужасов.

    Парень, переживший страшную трагедию, в которой он потерял родителей, выписывается после многолетнего лечения из психбольницы. Его встречает сестра, также пережившая бойню. И она хочет отомстить — но проблема в том, что виновный в произошедшем вовсе не человек. Убийца, по ее мнению — зеркало.

    Говорят, человек не может не поддаться искушению хоть на миг заглянуть в пропасть и представить свое падение. Главных героев фильма так и тянет воссоздать условия той страшной ночи и заглянуть в глаза кошмару — чтобы установить истину или убить чудовище. Неважно, идет речь о потусторонних силах или просто опасных воспоминаниях — сама по себе эта ситуация крайне опасна. Но, похоже, герои готовы идти до конца.

    Что особенно впечатляет в этом фильме — происходящее кажется каким-то колдовским мороком, до конца никогда не ясно, где реальное, а где мнимое. Предметы уже не то, чем они кажутся, каждая вещь, каждая комната таят в себе неизвестную угрозу. Галлюцинации или происки нечистой силы? Опасность извне или из глубин подсознания? Герои играю с кошмаром, не зная, где он обитает — в старинном зеркале, или у них в головах.

    Именно эта психоделичность, напоминающая старинные легенды о людях, попавших под влияние темной магии, подкупает и заставляет забыть о недостатках ленты. О том, что проклятое зеркало — «баян» со стажем в несколько веков. О пусть не очень явном, но легко отслеживающемся, влиянии кинговского «Сияния». Да, «Окулус» — совершенно типичный мистический фильм ужасов, но главное в данном случае — качество.

    Итог: хороший мистический хоррор, не несущий откровений для зрителя, но вполне достойный и в меру оригинальный. Вполне достоин просмотра, а для поклонника жанра так и вовсе праздник.

  • Ловцы забытых голосов Отзыв о фильме «Ловцы забытых голосов»

    Аниме, Драма (Япония, 2011)

    Фэнтези, снятое Макото Синкаем? Уже это внушило опасения — все-таки это не слишком характерный для этого мультпликатора жанр. Да еще и полнометражная лента с приключенческим сюжетом — справился ли с этим мастер медитативной драмы?

    Ну, по крайней мере, получилось красиво. Что совершенное закономерно — качество картинки для Синкая всегда значило очень много. А фэнтезийный антураж позволяет разгуляться: психоделические пейзажи эпических масштабов представлены в ассортименте. Атмосфера тоже удалась — какой-то характерной для автора грустью, меланхолией.

    Зрелищности этой ленте не занимать. А вот со всем остальным проблемы. Во-первых, очень хорошо заметно подражание классику фэнтезийного аниме — Хаяо Миядзаки. Принц-изгнанник, борющийся с чудовищем и встречающий в чужом краю подругу, огромные монстры мистического происхождения, даже одежда героев — все заставляет вспомнить «Принцессу Мононоке».

    И здесь — вторая проблема. Все-таки Миядзаки оптимистичен — даже когда мрачен. Его герои борются и побеждают. Синкай снял аниме не о борьбе — напротив, о смирении, о неизбежности. Сама по себе идея о том, что смерть естественна и необратима, и нет смысла уничтожать себя мучительной скорбью по ушедшим, пытаясь вернуть потерянное навсегда — идея эта вполне трезвая. И хорошо отражает отношение к смерти в японской культуре — куда более спокойное и философское, чем в западной. Это-то и подводит режиссера — уж слишком заупокойным получился фильм. Он буквально переполнен каким-то торжественным декадансом — смерть в нем повсюду, все неизбежно идет к упадку, исчезая в конечном итоге навсегда. И, несмотря на то, что никакой визуальной мрачности на экране нет, в душу вползает тоска. Потому, что, несмотря на слова о возрождении и перерождении, перед зрителем торжествует смерть. Без патетики, без прикрас, без чернухи — смерть, как природная стихия.

    Итог: красочное, но удивительно депрессивное аниме, которое не спасает даже навороченный приключенческий сюжет (избыточный, как по мне). В принципе, от Синкая ничего, кроме еще одного красочного гимна неумолимой судьбе, ожидать и не приходилось, но, играя на чужом поле, он совершил типичную ошибку новичков — слишком старался следовать канонам и классическим образцам жанра. В результате получился фильм, вполне достойный просмотра — но если здесь и есть откровения, то лишь в плане графических красот.

  • Армагеддец Отзыв о фильме «Армагеддец»

    Боевик, Комедия (Великобритания, США, Япония, 2013)

    Что удивляет — так это довольно низкий рейтинг и поток негативной критики, обрушившийся на этот фильм. Мне он показался куда более продуманным и осмысленным, чем «Типа крутые легавые». Первый фильм «трилогии мороженого Корнетто», я, правда, не смотрел — может быть, он тоже вполне… Но вот «полицейская» часть показалась мне неоднородной, избыточной. Люблю английский юмор и прекрасно понимаю задумку создателей фильма — но, все же, в итоге у них получилось как бы два фильма, склеенные в один.

    В отличие от него, «Армагеддец», совершенно безумный, все же развивается согласно внутренней логике и даже имеет определенную философию. В итоге получаем нечто среднее между «Матрицей» и «О чем говорят мужчины» — угарный комедийный боевик, наполненный, однако, ироничными метафорами кризиса среднего возраста. Да что там: весь фильм — метафора кризиса среднего возраста, когда тебе еще многое нужно сделать, очень мало сделано, ты уже не молод, а «весь мир идет на тебя войной».

    Непонятно, чем «Армагеддец» заслужил суровый возрастной рейтинг — пара-тройка шуток «ниже пояса» и «расчлененка» андроидов из папье-маше? Возможно, это следствие проводимой в России борьбы с алкоголем. Но следует отметить, что «Армагеддец» вовсе не восхваляет пьянство.

    «А ты попробуй войти в бар, полный мужиков в боевой раскраске, и попросить стакан воды»


    Нет, алкоголь в фильме — лишь один из символов нонкомформизма, как и звучащий за кадром рок-н-ролл. Тут уместно вспомнить раблезианское «Пей!» — своего рода ответ на вопрос жизни вселенной и всего остального в трактовке эпохи Возрождения: пей эту жизнь, получай удовольствие и живи с открытыми глазами. Потому, что Армагеддец уже случился.

    Итог: остроумные диалоги, лихие боевые сцены, рок-н-ролльная атмосфера и английский юмор. Что еще нужно для отличной комедии?

  • Планета Ка-Пэкс Отзыв о фильме «Планета Ка-Пэкс»

    Детектив, Драма (Германия, США, 2001)

    Странный человек — странно выглядит, странно себя ведет. Называет себя инопланетянином, поучает окружающих, рассказывает о своей цивилизации, живо интересуется Землей. У него есть имя и прошлое и все основания сойти с ума. Похоже, он сумасшедший. Но смущает одно.

    Чудеса, которые он творит — настоящие.

    Ироничный, лиричный и атмосферный фильм-загадка. Что же все-таки происходит? Кто находится в психбольнице — представитель внеземной цивилизации или гениальный безумец? Главный герой, врач-психиатр бросается от одной теории к другой, пытаясь объяснить себе феномен пришельца с планеты Ка-Пэкс.

    Тема подавления обществом «непохожих» поднимается как-то вскользь. Прямого противостояния «пришельца» Прота с врачами или обществом нет. Он просто не вписывается в окружающее, выглядит настолько же чуждым, насколько естественным, заметен в толпе как Луна на небе. И все же характерного для типичных фильмов «про психушку» надрыва здесь нет.

    Несмотря на элементы триллера, фильм получился мягким и красивым, не давящим на психику. На экране происходят странные вещи, но зрителя не покидает ощущение, что все идет так, как надо, хоть и ощущает он смутно, что это «как надо» — далеко от того, как хотелось бы. Какое-то потустороннее смирение — вот что отличает «Планету КА-ПЭКС».

    Немалую долю этого настроения создает музыка — я не любитель электроники, но тут она на удивление к месту и вовремя, идеально передавая настроение героев.

    Итог: лиричный и добрый фильм о странном человеке из числа тех людей, которых не хватает нашему миру. Не шедевр, но удивительно качественно и стильно снятое кино со светлым настроением.