Отзыв ivan2543 о фильме «Принцесса Мононоке»

Принцесса Мононоке

Принцесса Мононоке

Аниме, Боевик (Япония, 1997)

Рейтинг IMDB: 8.3 (381 118 голос)

«Принцесса Мононоке» — это первое мое знакомство с более «взрослыми» фильмами Миядзаки. Уютная сказочная мистика здесь отсутствует, дух фильма — мифологический трагизм и эпичность.

Изгнанный из-за проклятия принц Аситака оказывается в центре противостояния двух миров — древнего мира природы и молодой человеческой цивилизации. Люди наступают, добывают железо, строят машины и делают оружие, но и природа не сдается, обороняясь древним волшебством.

Что интересно, неумеренного «экологического пафоса» в фильме нет. Обе стороны конфликта показаны объективно и бесстрастно. Предводительница людей, хозяйка Железного Города госпожа Эбоси ненавидит диких зверей и духов леса; но ею движет желание принести пользу людям, улучшить их жизнь, построить для отверженных новый приют, где никто не будет чувствовать себя бесполезным, внося свой посильный вклад в общее дело. Духи природы пытаются сдержать разрушительный натиск людей и сохранить тайны леса от задуманного Эбоси и странствующим монахом Дзико-Бо жуткого святотатства — но при этом жестоки и нетерпимы к людям, мечтая истребить их без разбора, не желают даже думать о компромиссах и переговорах. Аситаке предстоит куда более сложная задача, чем он думал изначально — не просто избавиться от наложенного на него проклятия, но навсегда изгнать темные силы, разбуженные человеком. Демоны, уничтожающие на своем пути все живое — результат противостояния людей и духов, чудовищное порождение ненависти и непримиримой злобы. Рожденные из убитых людьми богов леса, они становятся врагами, как природы, так и человека, и только объединившись люди и обитатели леса смогут спастись.

Как я уже сказал, «Принцесса Мононоке» лишена привычной «сказочности» — это жестокий миф о гибели старого мира, о поисках человечеством своего места и миссии, о том, как уходят древние силы, оставляя землю человеку. И будущее людей зависит от того, как они этой землей распорядятся, буду они ей добрыми хозяевами или завоевателями, забирающими все и оставляющими после себя только пепелище. Миядзаки не стремится как-то смягчить происходящее на экране, «Принцесса Мононоке» — это стопроцентное аниме, жестокое и серьзное философкое фэнтези, не прикидывающееся детской сказочкой. Это и вызвало у многих непонимание этого фильма — отчасти, потому что Миядзаки все же детский режиссер, отчасти из-за дурацкого стереотипа «мультики — это для детей». Что поделать — западная анимация, несмотря на большую историю, так и осталась «несерьезным» придатком кинематографа и до сих пор мечется между двумя крайностями — до тошноты зацензуренной диснеевщиной и пошловатыми (а иногда откровенно пошлыми) сатирическими шоу. Людям, предъявляющим «Принцессе Мононоке» абсурдные «цензурные требования», я бы посоветовал просто забыть на время, что перед ними нарисованные персонажи. Это не «мультик» — это фильм, и фильм серьезный. И за это спасибо — за «негламурную» войну, где не понарошку рубят головы, за действительно страшные воплощения гнева Природы — одержимый Оккотонануси так и просится на обложку какого-нибудь экстремального метал-альбома.

Есть, правда, у этого фильма один маленький недостаток. Каждый из героев амбивалентен — Оккотонануси справедлив, но одержим местью до фанатизма; Госпожа Эбоси ненавидит духов и потребительски относится к Природе, но помогает людям и борется за прогресс человечества; принцесса Мононоке — любит животных, но ненавидит людей; странствующий монах — подлец, но спасает Аситаку от гибели и т. д. Кроме Аситаки — он постоянно «весь в белом», всегда прав, его решения взвешены и справедливы, поступки смелы и вместе с тем продуманы. Герой-резонер — это соблазнительный своей простотой, но дешевый и примитивный художественный прием. Но что поделать — видимо, по мысли создателей фильма, в эпическом мифе должен быть Герой с большой буквы.

Итог: «Принцесса Мононоке» — отличный фильм, который я бы рекомендовал к просмотру, но с оговоркой. Он не имеет ничего общего с добродушными «Унесенными призраками» или «Ходячим замком». Это другая сторона творчества Миядзаки — серьезная история, полная вопросов, на некоторые из которых человечество уже отвечало неправильно, и цена тех ответов была высока.