Отзывы о фильме «Принцесса Мононоке»

Принцесса Мононоке

Принцесса Мононоке

Аниме, Боевик (Япония, 1997)

Рейтинг IMDB: 8.3 (381 118 голос)

Отзывы

  • «Принцесса Мононоке» — это первое мое знакомство с более «взрослыми» фильмами Миядзаки. Уютная сказочная мистика здесь отсутствует, дух фильма — мифологический трагизм и эпичность.

    Изгнанный из-за проклятия принц Аситака оказывается в центре противостояния двух миров — древнего мира природы и молодой человеческой цивилизации. Люди наступают, добывают железо, строят машины и делают оружие, но и природа не сдается, обороняясь древним волшебством.

    Что интересно, неумеренного «экологического пафоса» в фильме нет. Обе стороны конфликта показаны объективно и бесстрастно. Предводительница людей, хозяйка Железного Города госпожа Эбоси ненавидит диких зверей и духов леса; но ею движет желание принести пользу людям, улучшить их жизнь, построить для отверженных новый приют, где никто не будет чувствовать себя бесполезным, внося свой посильный вклад в общее дело. Духи природы пытаются сдержать разрушительный натиск людей и сохранить тайны леса от задуманного Эбоси и странствующим монахом Дзико-Бо жуткого святотатства — но при этом жестоки и нетерпимы к людям, мечтая истребить их без разбора, не желают даже думать о компромиссах и переговорах. Аситаке предстоит куда более сложная задача, чем он думал изначально — не просто избавиться от наложенного на него проклятия, но навсегда изгнать темные силы, разбуженные человеком. Демоны, уничтожающие на своем пути все живое — результат противостояния людей и духов, чудовищное порождение ненависти и непримиримой злобы. Рожденные из убитых людьми богов леса, они становятся врагами, как природы, так и человека, и только объединившись люди и обитатели леса смогут спастись.

    Как я уже сказал, «Принцесса Мононоке» лишена привычной «сказочности» — это жестокий миф о гибели старого мира, о поисках человечеством своего места и миссии, о том, как уходят древние силы, оставляя землю человеку. И будущее людей зависит от того, как они этой землей распорядятся, буду они ей добрыми хозяевами или завоевателями, забирающими все и оставляющими после себя только пепелище. Миядзаки не стремится как-то смягчить происходящее на экране, «Принцесса Мононоке» — это стопроцентное аниме, жестокое и серьзное философкое фэнтези, не прикидывающееся детской сказочкой. Это и вызвало у многих непонимание этого фильма — отчасти, потому что Миядзаки все же детский режиссер, отчасти из-за дурацкого стереотипа «мультики — это для детей». Что поделать — западная анимация, несмотря на большую историю, так и осталась «несерьезным» придатком кинематографа и до сих пор мечется между двумя крайностями — до тошноты зацензуренной диснеевщиной и пошловатыми (а иногда откровенно пошлыми) сатирическими шоу. Людям, предъявляющим «Принцессе Мононоке» абсурдные «цензурные требования», я бы посоветовал просто забыть на время, что перед ними нарисованные персонажи. Это не «мультик» — это фильм, и фильм серьезный. И за это спасибо — за «негламурную» войну, где не понарошку рубят головы, за действительно страшные воплощения гнева Природы — одержимый Оккотонануси так и просится на обложку какого-нибудь экстремального метал-альбома.

    Есть, правда, у этого фильма один маленький недостаток. Каждый из героев амбивалентен — Оккотонануси справедлив, но одержим местью до фанатизма; Госпожа Эбоси ненавидит духов и потребительски относится к Природе, но помогает людям и борется за прогресс человечества; принцесса Мононоке — любит животных, но ненавидит людей; странствующий монах — подлец, но спасает Аситаку от гибели и т. д. Кроме Аситаки — он постоянно «весь в белом», всегда прав, его решения взвешены и справедливы, поступки смелы и вместе с тем продуманы. Герой-резонер — это соблазнительный своей простотой, но дешевый и примитивный художественный прием. Но что поделать — видимо, по мысли создателей фильма, в эпическом мифе должен быть Герой с большой буквы.

    Итог: «Принцесса Мононоке» — отличный фильм, который я бы рекомендовал к просмотру, но с оговоркой. Он не имеет ничего общего с добродушными «Унесенными призраками» или «Ходячим замком». Это другая сторона творчества Миядзаки — серьезная история, полная вопросов, на некоторые из которых человечество уже отвечало неправильно, и цена тех ответов была высока.

  • Медленно и верно становлюсь фанатом аниме Хаяо Миядзаки. Рисовка просто бесподобная. Сама история жестокая, ведь там нет правых. Обитатели леса нетерпимы к жителям Плавильни. Постоянное противостояние изматывают обе стороны. И ведь каждый верит в свою правду и лишь юный принц показывает путь, который может привести к совместному существованию. Но путь этот тяжел и тернист. Даже бог сложил свою голову. Смогут ли существовать рядом два мира нам неизвестно. Но юный принц решил остаться на Плавилне и навещать принцессу Мононоке. Та еще язва она конечна, тоже мне гордая волчица. И госпожа Эботи, просто максимально странная тетка, вроде божий одуванчик и типичная феминистка, но сколько горя принесла обитателям леса. но принесла прогресс в край.

  • И снова анимэ и снова Миядзяки. Поддавшись волне вдохновения, уселась смотреть «Принцессу Мононоке». Но, к сожалению, она не произвела на меня такого же эффекта, как предыдущая работа мастера. Здесь очень сильно чувствуется социальный и политический подтекст. А иначе как объяснить то, что дело развивается вокруг войны, а это уже не первое анимэ которое я у него вижу с военной темой. Некий социальный фетиш, на тему «мы против войны» и «сохраним мать-природу». И я, в общем-то, против ничего не имею, однако если бы это не было столь утомительно. Одни сплошные бессмысленные наборы кадров. Акитако поехал на олене, Акитако приехал на место, Акитако отправился в лес. Разбавляет это всё сцены войны.

    Хотя смысл во всём этом ясен – человек дошёл до того, что для него перестало существовать что-либо кроме выгоды и ради неё он пойдёт не только против людей, но и против окружающей среды. И поражает как раз то, как животные борются за природу, они готовы умереть ради спасения леса и своего будущего. Но в остальном, это копия мультфильма про Маугли. Только вместо мальчика – девочка, живущая среди волков. Только я так и не поняла, причём тут принцесса, поскольку её никто так не называл и уж тем более она таковой не является. Да и вообще, вся эта грубость и насилие от которой просто тошнит.

    На сей раз, я даже разочарована. Очень неприятно смотреть, единственное, что спасает это олень, хотя это скорее косуля, ну такая прелесть в общем, ну и то, что герои говорят такими спокойными голосами. Ну и мне понравилось, как вся земля в конце превратилась в цветущую долину, но вот какой ценой, это уже другой вопрос. Не скажу, что анимэ плохое, скорее подавляющее, от него меня тошнит, и разболелась голова. Да и мерзко смотреть на оборотней.

  • Мы имеем селенье отшельников, которые шесть веков живут отдельно от внешнего мира в лесах древней Японии. Они поклоняются богам и считают, что если убитому ими божеству воздвигнуть алтарь - то он не будет гневаться и станет покровителем селения. С той же просьбой в конце герои обращаются к божеству леса: "прости нас дураков - мы больше так не будет" и все становится хорошо.
    Госпожа Эбоси, которая вроде и агент императора и должна убить духа леса, но при этом борется за права женщин, дает приют прокаженным и если бы не ее охота в лесу - была бы вполне няшной тетенькой. Ну никак не получается из нее главный злодей, особенно если увидеть в последних кадрах ее желание отстроить заново город и не оставлять своих подопечных без призора, явно вопреки императорской воле.
    Или Гондза, который с таким упорством бежал с головой. Он же в первую встречу Ашитаки с внешним миром спас его от голода, расправы и воров. Производил впечатление такого добродушного дядюшки. Да и он не хотел ничего плохого. Он ведь просто выполнял приказ самого Императора. Просто в лесу всем было безразлично до какого-то там императора и его желания долгой жизни.
    Не до конца понятно в чем смысл названия, ведь главным героем является наследник Ашитака. Он - главный оплот здравого смысла и примирения, он пытается решить все миром и защитить слабых, больных и увечных от боли и смерти. В каждом мультфильме есть этот идеальный персонаж, который с самого начала наделен всеми лучшими качествами. И пусть в процессе ему придется чуть обтесать свою идеальность - он не перестанет быть тем единственным, кем восхищаются и друзья и враги.

  • Культовой аниме студии Гибли «Принцесса Мононоке» выдержало несколько прокатов в нашей стране, последний датируется прошлым годом, но и в июне 2010 года фильм тоже выходил, язык не повернётся назвать это «мультиком». Наконец-то познакомился с этой лентой и считаю, что она стоит каждой минуты своего хронометража. Далее поделюсь впечатлениями от знакомства и мыслями по этому поводу.

    Повествовательный критерий (сюжет и сценарий). Убив вепря, юный принц Аситака навлек на себя смертельное проклятие. Старая знахарка предсказала, что только он сам способен изменить свою судьбу, и отважный воин отправился в опасное путешествие. Так он оказался в загадочной стране, где люди под предводительством злой госпожи Эбоси воевали с обитателями леса: духами, демонами и гигантскими существами, каких Аситака раньше никогда не видел. И была с ними принцесса Мононоке - повелительница зверей и дочь волчицы. Теперь судьба всех зависит только от одного воина - принца Аситаки.Известный японский аниматор Хаяо Миядзаки знаком большинству зрителей в первую очередь по «Унесенным призраками» – восхитительной сказке о девочке, угодившей в мир духов вслед за провинившимися перед божествами родителями. Удостоившееся «Оскара», лидирующее во всех топах «лучших мультфильмов» и бесспорно являющееся самым популярным полнометражным аниме в истории, этот фильм сегодня прочно закрепился в статусе визитной карточки режиссера. Что в каком-то смысле парадоксально, ведь «Унесенные» – вовсе не главная работа японского мастера, как принято считать. На мировой арене имя Миядзаки созданной им совместно с Исао Такахатой студии Ghibli прозвучало громко еще в 1997 году, за четыре года до «Унесенных призраками», с выходом на экраны «Принцессы Мононоке» – эпичного фэнтези о противостоянии людей и богов в антураже средневековой Японии. На родине режиссера эта монументальная во всех смыслах картина (говорят, Миядзаки лично отредактировал больше половины всех кадров фильма) произвела фурор, и на какой-то момент стала не только самым дорогим аниме, но и самой кассовой лентой в истории проката страны. Такой результат неудивителен, если знать, что Миядзаки собирался сделать «Мононоке» своим прощальным высказыванием – собственно, именно беспрецедентный успех ленты у зрителей вдохновил режиссера на новый проект, ставший в итоге «Унесенными призраками».

    Сравнения между этими двумя лентами напрашиваются сами собой. Но мы скажем об их отличиях. Различаются повествовательные и смысловые интонации. Если «Унесенные» – это сентиментальная история о взрослении девочки-подростка, помещенная в фэнтезийный сеттинг, то «Мононоке» – многофигурная историческая сага, участие в которой принимают как минимум три главных и с десяток второстепенных героев. В «Унесенных» мы видим мир глазами ребенка словно сквозь сонную дымку, и потому острые углы в мультфильме сглажены, а даже самые отрицательные персонажи выставлены в итоге в позитивном свете. В «Мононоке» сюжетный мир и разворачивающийся внутри него конфликт представлен в максимальном соответствии с действительностью: тут нет абсолютно положительных или отрицательных персонажей, совершенные героями ошибки нельзя отыграть назад. А само противостояние человеческого с божественным (в данном случае с Природой) подано как нечто, чего при всем желании не получится избежать.

    Миядзаки показал нам историю о поиске запутавшейся страной и героями своего пути великий аниматор вложил и экологическую линию, и христианский подтекст, и феминистический посыл (кроме выведенного за скобки императора все властные должности в картине занимают женщины), и собственные переживания за судьбу человечества. В плане содержательно перед нами пронзительная, и в то же время мудрая, история о любви и личной ответственности каждого человека, противостоянии человеческой жадности, звериному гневу и даже самой судьбе. В повествовательном отношении никаких претензий.

    Визуальный критерий или как снято. Художники показали большое исполнительское мастерство. Каждый кадр, хоть и нарисован, но дышит жизнью. Каждый пейзаж так и хочется поставить на паузу и заскринить.  Музыка просто божественна, особенно тема финальных титров, проходящая красной нитью через всё повествование, невозможно не влюбиться в звучание этой истории, поскольку композитор сумел подобрать правильные мелодии и интонации для передачи всех оттенков этой истории. Финальная битва поставлена просто отлично, природа против человеческой алчности и амбициозности. По этому критерию никаких вопросов.

    Вердиктируя. Эта история способна зацепить посылом, многоуровневым сюжетом и трансляцией вечных ценностей, отличное графическое исполнение и невероятную атмосферу большого эпического приключения. Рекомендую к знакомству всем ценителям жанра и цепляющих историй. Всем здоровья, добра и хорошего кино.

  • Обожаю произведения Миядзаки, все очень красочные и интересные.