Принцесса МононокеАниме, Боевик (Япония, 1997) Режиссер: Миядзаки Хаяо
|
tulupoff
20 июня 2020 г., 20:00
Культовой аниме студии Гибли «Принцесса Мононоке» выдержало несколько прокатов в нашей стране, последний датируется прошлым годом, но и в июне 2010 года фильм тоже выходил, язык не повернётся назвать это «мультиком». Наконец-то познакомился с этой лентой и считаю, что она стоит каждой минуты своего хронометража. Далее поделюсь впечатлениями от знакомства и мыслями по этому поводу.
Повествовательный критерий (сюжет и сценарий). Убив вепря, юный принц Аситака навлек на себя смертельное проклятие. Старая знахарка предсказала, что только он сам способен изменить свою судьбу, и отважный воин отправился в опасное путешествие. Так он оказался в загадочной стране, где люди под предводительством злой госпожи Эбоси воевали с обитателями леса: духами, демонами и гигантскими существами, каких Аситака раньше никогда не видел. И была с ними принцесса Мононоке - повелительница зверей и дочь волчицы. Теперь судьба всех зависит только от одного воина - принца Аситаки.Известный японский аниматор Хаяо Миядзаки знаком большинству зрителей в первую очередь по «Унесенным призраками» – восхитительной сказке о девочке, угодившей в мир духов вслед за провинившимися перед божествами родителями. Удостоившееся «Оскара», лидирующее во всех топах «лучших мультфильмов» и бесспорно являющееся самым популярным полнометражным аниме в истории, этот фильм сегодня прочно закрепился в статусе визитной карточки режиссера. Что в каком-то смысле парадоксально, ведь «Унесенные» – вовсе не главная работа японского мастера, как принято считать. На мировой арене имя Миядзаки созданной им совместно с Исао Такахатой студии Ghibli прозвучало громко еще в 1997 году, за четыре года до «Унесенных призраками», с выходом на экраны «Принцессы Мононоке» – эпичного фэнтези о противостоянии людей и богов в антураже средневековой Японии. На родине режиссера эта монументальная во всех смыслах картина (говорят, Миядзаки лично отредактировал больше половины всех кадров фильма) произвела фурор, и на какой-то момент стала не только самым дорогим аниме, но и самой кассовой лентой в истории проката страны. Такой результат неудивителен, если знать, что Миядзаки собирался сделать «Мононоке» своим прощальным высказыванием – собственно, именно беспрецедентный успех ленты у зрителей вдохновил режиссера на новый проект, ставший в итоге «Унесенными призраками».
Сравнения между этими двумя лентами напрашиваются сами собой. Но мы скажем об их отличиях. Различаются повествовательные и смысловые интонации. Если «Унесенные» – это сентиментальная история о взрослении девочки-подростка, помещенная в фэнтезийный сеттинг, то «Мононоке» – многофигурная историческая сага, участие в которой принимают как минимум три главных и с десяток второстепенных героев. В «Унесенных» мы видим мир глазами ребенка словно сквозь сонную дымку, и потому острые углы в мультфильме сглажены, а даже самые отрицательные персонажи выставлены в итоге в позитивном свете. В «Мононоке» сюжетный мир и разворачивающийся внутри него конфликт представлен в максимальном соответствии с действительностью: тут нет абсолютно положительных или отрицательных персонажей, совершенные героями ошибки нельзя отыграть назад. А само противостояние человеческого с божественным (в данном случае с Природой) подано как нечто, чего при всем желании не получится избежать.
Миядзаки показал нам историю о поиске запутавшейся страной и героями своего пути великий аниматор вложил и экологическую линию, и христианский подтекст, и феминистический посыл (кроме выведенного за скобки императора все властные должности в картине занимают женщины), и собственные переживания за судьбу человечества. В плане содержательно перед нами пронзительная, и в то же время мудрая, история о любви и личной ответственности каждого человека, противостоянии человеческой жадности, звериному гневу и даже самой судьбе. В повествовательном отношении никаких претензий.
Визуальный критерий или как снято. Художники показали большое исполнительское мастерство. Каждый кадр, хоть и нарисован, но дышит жизнью. Каждый пейзаж так и хочется поставить на паузу и заскринить. Музыка просто божественна, особенно тема финальных титров, проходящая красной нитью через всё повествование, невозможно не влюбиться в звучание этой истории, поскольку композитор сумел подобрать правильные мелодии и интонации для передачи всех оттенков этой истории. Финальная битва поставлена просто отлично, природа против человеческой алчности и амбициозности. По этому критерию никаких вопросов.
Вердиктируя. Эта история способна зацепить посылом, многоуровневым сюжетом и трансляцией вечных ценностей, отличное графическое исполнение и невероятную атмосферу большого эпического приключения. Рекомендую к знакомству всем ценителям жанра и цепляющих историй. Всем здоровья, добра и хорошего кино.