Отзыв GreenHedgehog о фильме «Одержимость»

Одержимость

Одержимость

Драма, Музыка (США, 2014)

Рейтинг IMDB: 8.5 (806 132 голосов)

С лозунгом «художник должен быть голодным» можно не соглашаться. Как и с фразой «страдания очищают душу». Но судя по всему, создатели этого фильма решили, что из этой идеи может получиться неплохой фильм. И, как не странно, они были правы. В чем-то…

История о том, как «через преодоление приходит совершенство» явно не нова. Даже целый жанр под это дело есть. Ну, помните все подобные фильмы, где под бравурно-пафосную музыку показывают, как герои тренируются для достижения своей цели. Ну, или не тренировка, а монтажная нарезка разных мероприятий, в зависимости от того, чем занимаются герои.

В этом фильме подобные моменты растянуты больше чем на половину фильма. История преодоления трудностей, история преодоления себя, история преодоления отношения тирана. Попробуете сказать, что это неоригинальная завязка и я… с вами соглашусь. Тут нет ничего особенно нового. Разве что историю со спортивной сферы, где все эти фильмы с «превозмоганиями» обычно случаются, перенесли в музыкальную сферу. Амбициозный барабанщик (хотя нет, вот это оригинально) может получить место в престижном оркестре, где руководит признанный дирижер. И этот дирижер - истинный тиран.

И это, одна из лучших вещей, что есть в этом фильме – игра Дж. К. Симмонса. В его Теренса Флетчера по-настоящему веришь. Едкий сарказм, резкие смены настроения, когда он заставляет переигрывать один небольшой фрагмент по несколько десятков раз, а потом внезапно может накинутся на исполнителя. Его взгляд, словно проникает в душу. Выражения лица, жесты. В общем – он действительно прекрасен в этой роли.

На этом фоне даже главный герой как-то тускнеет. Не то, чтобы он плохо играет. Играет он очень хорошо, но до высот заданных Симмонсом просто не может. Не получается. В него веришь, когда он демонстрирует опустошение от частых тренировок, отчаянье от неудач, и ту самую одержимость музыкой. Но стоит появиться режиссеру – все внимание зрителей переключается на него. На его жесты, фразы, поступки, которые прекрасно описало бы слово «демонические».

Понятно, что посыл фильма – спорный. Может ли один человек ломать других людей, в надежде, что они высвободят свой истинный потенциал? Имеет ли смысл разрушать жизни десятка (может даже сотни) людей, чтобы подарить миру одного гения? И на что можно пойти, чтобы достичь своей цели? От чего при этом нужно отказаться – здоровье, семья, собственная личность? Вот создатели явно считают, что ответ на все эти вопросы – да. Ну и на последний – от всего. Истинная одержимость должна превозмогать все. Если ты действительно хорош в чем-то и хочешь быть лучшим – ты сможешь преодолеть все и пожертвовать ради этого всем без остатка. Как я уже сказал раньше – спорное утверждение.

Но кроме этого здесь есть еще и история развития персонажей. Конечно, дирижер Теренс Флетчер особо не развивается – все-таки возраст и вообще как личность он уже состоялся. А вот молодой Эндрю получает свое развитие в полной мере. Видно, как он изменяется, как сомневается и как ломается… ну или проявляется, как вам будет ближе его личность под воздействием его наставника и собственного эго.

Но сразу отмечу, что смотреть этот фильм очень просто и легко. Он буквально пролетается в одно мгновение – даже не успеваешь осознать, сколько времени от фильма прошло. Час и сорок минут просмотра не замечаешь. Я очень люблю такого рода фильмы – за ними прекрасно проводить время. И после просмотра остаются мысли, которые интересно обдумывать. Вот, например все то, что я написал выше.

Отличный фильм, прямо без оговорок. Тут обошлось без провисаний и без заторможенности сюжетной линии, отличные актеры, хорошие диалоги. Смотреть легко, есть над чем подумать – что еще надо от фильма?