Монти Пайтон и священный ГраальКомедия, Приключения (Великобритания, 1975) Режиссер: Терри Гиллиам, Терри Джонс В главных ролях: Эрик Айдл, Терри Гиллиам, Терри Джонс, Джон Клиз, Майкл Пэйлин, Грэм Чэпмен
|
Zatv
25 октября 2013 г., 12:39
Первый серьезный фильм Терри Гиллиама, поставленный вместе с Терри Джонсом – «Монти Пайтон и Священный Грааль» произвел двойственное впечатление.
Из попыток соединить воедино раблезианский смех со свифтовской формой по определению не могло получиться ничего цельного.
Фильм разваливается на отдельные сцены, но, тем не менее, блестящие скетчевые сцены. Начиная с первой, в которой под стук двух половинок кокосовых орехов появляется король бриттов – Артур, пешим образом изображающий гарцевание на лошади, и заканчивая приключениями сэра Галахада в полном вожделеющих девственниц замке Сибирская Язва, и сбеганием сэра Ланселота от дрехглавого человекоподобного чудовища, что сразу же воспевается сопровождающими его менестрелями.
М.М.Бахтин в своем знаменитом труде «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» очень тонко подметил смену смеховых эпох. Смех Рабле открыт, без задних мыслей. Это смех гедониста, до бесконечности любящего жизнь во всех ее проявлениях, вплоть до физиологических.
Смех же Свифта больше похож на едкую сатиру. На мой взгляд его «Путешествие Гулливера» должно по праву занять одно из первых мест на полке скучнейших книг. К счастью мы знаем этот фолиант в переложениях и изложениях, заимствующих только действительно гениальный сюжет.
Но вернемся к фильму. Как и в знаменитом первоисточнике, весь сюжет закручивается вокруг поиска священного Грааля. Доблестные рыцари то расходятся, то соединяются вместе, пока не находят странного старика, направляющих их в страну мертвых. Но не столь важен сам путь. Главными становятся его отрезки, разыгранные в стиле классической драмы абсурда.
Но обливание со стен замка дерьмом, битва с кроликом, отгрызающим головы, и с мульти-драконом, который в конечном итоге исчезает из-за сердечного приступа мультипликатора, как-то не показались мне смешными.
А, может быть, я просто не понял всей тонкости английского юмора, в котором самой смешной считается следующая шутка:
«Два охотника выходят из леса, и один из них вдруг падает на землю. Кажется, он не дышит, его глаза остекленели. Другой охотник выхватывает телефон и вызывает 911. Задыхаясь от волнения, он кричит в трубку: «Мой друг мертв! Что мне делать?» Оператор отвечает: «Успокойтесь, мы вам поможем, но сначала давайте удостоверимся, что ваш друг действительно мертв». Некоторое время в трубке тишина, потом слышится выстрел. Охотник говорит диспетчеру: «Ладно, он мертв, что теперь?». :)
Комментарии
Написать комментарий-
aola 2 ноября 2013 г., 23:03
Но обливание со стен замка дерьмом, битва с кроликом, отгрызающим головы, и с мульти-драконом, который в конечном итоге исчезает из-за сердечного приступа мультипликатора
Это чисто монтипайтоновский сюрреалистический юмор, на котором и строилось все оригинальное шоу. Плюс, мне кажется, Грааль это все-таки коллективная работа группы, Терри Джонс+Терри Гиллиам (+ значительный вклад остальных монтипайтоновцев) это не чисто Гиллиам:) Если сравнить с его "Джаббервоки" 77-го года (тоже эксплуатирующим тему Средневековья), можно увидеть разницу.По "Граалю" поставлен (Эриком Айдлом, кстати) потрясающий мюзикл Spamalot, в сети можно найти любительскую видеозапись.
-
Zatv 2 ноября 2013 г., 23:26
Я уже заметил, что этот фильм в списке ваших любимых.
Но я, пожалуй, останусь при своем мнении. )Мне кажется, что у Гиллиама гораздо интереснее получаются серьезные фильмы, поставленные без диктата продюсеров.
Стоит сравнить «Братьев Гримм» и «Страну приливов», которую он снял, сбежав на три месяца со съемок сказочной эпопеи, и все станет понятно. -
aola 2 ноября 2013 г., 23:33
Я как-то все не доберусь до основных серьезных фильмов Гиллиама, но они в планах, да:) А "Братья Гримм" и "Воображариум" не очень хорошо у меня пошли.
-
Zatv 2 ноября 2013 г., 23:42
И «Гримм» и «Воображариум», по-моему, самые слабые фильмы Гиллиама. Наверное, постарел и надоело ругаться с продюсерами.
Помнится «Бразилия» целый год пролежала «на полке» из-за того, что он отказался переделывать некоторые эпизоды и, в результате, вышла малым количеством копий.
Да и в «Бароне Мюнхаузене», когда его заставили переделать концовку, он устроил чистое издевательство. ) -
aola 3 ноября 2013 г., 00:04
Мне вот еще жалко, что ему так и не дали снять "Гарри Поттера" (если не ошибаюсь, он на первую часть претендовал). Вот это бы фильм получился! И все еще надеюсь когда-нибудь посмотреть его фильм о Дон Кихоте:)