Молода и прекраснаМелодрама, Эротика (Франция, 2013) Режиссер: Франсуа Озон В главных ролях: Марина Вакт, Жеральдин Пайя, Фантен Рава
|
Anais-Anais
24 октября 2013 г., 13:30
Удивительно, что такой по-хорошему «женский» фильм снял режиссер-мужчина. Впрочем, гений - он на то и гений, чтобы проникать в души людей вне зависимости от пола и возраста и передавать потом другим людям свои образы и впечатления.
Как мне кажется, в этом фильме Озон выступил наследником великих французских философов - экзистенциалистов, его юная героиня не столько «молода и прекрасна», сколько умна и бесконечно одинока. При этом она одинока не в социальном, межличностном смысле, а в философском, экзистенциальном. Трагедия Изабель в том, что уже в ранней юности, когда девушки и юноши ищут прежде всего различных социальных связей, в особенности, эротических и любовных, она бессознательно хочет лишь близости душ и, что самое печальное, понимает невозможность исполнения своего желания, она чувствует и полностью осознает одиночество человека в мире и не знает, как дальше жить с этим осознанием.
Открытие своей сексуальности вроде бы дает Изабель какую-то надежду на сближение с Другим, но уже в начале фильма в сцене первого сексуального опыта на пляже героиня понимает, что сближение и узнавание друг друга в сексе – это иллюзия. Кадры, где Изабель как бы раздваивается и смотрит на себя, лежащую в объятиях Феликса, со стороны – ключ к пониманию как мотивов поступков героини, так и фильма в целом. Уже только за эти кадры я, как женщина, готова поставить фильму высший балл. Изабель понимает, что даже в случае влюбленности партнера в нее, чудо невозможно, и она так или иначе в сексуальных отношениях с мужчиной останется объектом, посредством которого партнеры будут получать удовольствие. В дальнейшем, ближе к концу фильма, отвечая на вопрос психолога, почему же все-таки она решила заняться проституцией, Изабель отвечает: «Так было проще». И действительно, если уж быть «объектом», то гораздо проще и удобнее расставить все точки над I и назвать вещи своими именами: клиент получает удовольствие, юная Изабель – деньги. Отдельный момент – тот факт, что Изабель не интересуют деньги, она не бежит на эти деньги покупать упоминаемые подружками сумочки Prada и дизайнерские шмотки, ей все это безразлично. Деньги в данном случае символ того, что не только клиенты, но и сама Изабель от секса что-то получает, гарантия некой «справедливости».
Итак, испытывая экзистенциальное одиночество и делая свободный осознанный выбор в лучших традициях философии, героиня должна была неминуемо столкнуться с важнейшей экзистенциальной категорией – смертью. И смерть старого Жоржа, человека с которым Изабель сблизилась больше всего из мужчин, с кем было по ее словам «наименее неприятно, так как его интересовала она сама» заставила Изабель испытать страх собственной смерти, конечность жизни и еще раз подумать о том, что мы мы всего лишь временные гости в номерах отеля жизни, что умирать, (как и жить) придется в одиночестве. Думается, именно поэтому, а не от ощущения «аморальности» своего занятия, Изабель прекращает занятия проституцией.
Позже, когда правда о тайной жизни героини выходит наружу, Изабель предпринимает еще одну попытку убежать от вечных проблем и вернуться в мир «нормальных людей» - заводит «нормальный» студенческий роман с сокурсником – гуляет с ним по романтическим мостам через Сену, знакомит с семьей, но… ощущение себя как «объекта» использования в сексе никуда не девается, кроме того, появляется ощущение «ловушки» - вот он, рядом, парень, который ее использует, не пытаясь понять, вот семья, которая полностью одобряет и приветствует такое использование, еще чуть-чуть и дверь ловушки захлопнется, и может начаться унылая семейная жизнь, где все это будет «узаконено»… И Изабель снова достает «секретную» симку, с помощью которой связывалась с клиентами…
Финал фильма прекрасен и символичен – Изабель встречается с женой Жоржа (чудесная роль Шарлотты Рэмплинг), мудрой женщиной с остатками былой красоты. Чуть ли не единственная сцена человеческой близости в фильме – две женщины в гостиничном номере на кровати безо всякого намека на эротику. Как ни удивительно, кажется, что именно героиня Шарлотты Рэплинг глубже и лучше всего понимает юную Изабель ведь она и сама была в свое время молода и прекрасна и, что самое трагичное, так же умна…
Комментарии
Написать комментарий-
-
-
MUMBRILLO 11 января 2015 г., 20:39
Спасибо за точнейший отзыв!
С помощью него до конца(если это возможно) сформулировал понимание фильма. -
Anais-Anais 11 января 2015 г., 20:44
Я не уверена, что это единственно возможное и, тем более, правильное понимание.) Это были просто впечатления.
-
MUMBRILLO 11 января 2015 г., 23:53
По крайней мере впечатления приоткрывают завесу тайны) Этот фильм оставил очень странные впечатления. Чувство, словно я не понимаю смысла фильма, и при этом фильм приоткрывает некие тонкие материи. Тонкие в плане моей ненастроенности на их восприятие.
Да и честно говоря, я не всегда понимаю женщин. Особенно то некое презрение/обожание, проявляемое к своей собственной чувственности/телу, которое у некоторых из них проявляется. -
Anais-Anais 12 января 2015 г., 09:57
Скажу банальость, но женщины - разные. Далеко не все похжи на Изабель. Большинство живет, не пытаясь осознать происходящее.
Честно говоря, мне нем приходилось встречать женщин спрезрение/обожанием, проявляемым к своей собственной чувственности/телу
.
Кроме того, в кино, литературе, живописи и пр. преобладает т.н. "мужской взгляд" на женское лело, чувственность и т.п. Женщина выступает как объект воделения, поклонения, страха, чего угодно, в общем, но именно как объект. Только в последнее время мужчины-художники (в широком смысле) с сильной Анимой стали показывать женщину как субъект. Озон, фон Триер...А вы смотрели "Жизнь Адель" Кешиша?
-
MUMBRILLO 12 января 2015 г., 21:37
Ага, и мужчины - разные))
Честно скажу, узнавать субъект-женщину через произведения фон Триера для меня сродни самоистязанию. Так что ну его.
"Жизнь Адель" не смотрел. Но слышал. Избегаю смотреть фильмы про лесбиянок и геев. Мне это не близко. Наверное я слишком люблю женщин как объект) -
Anais-Anais 12 января 2015 г., 21:46
Да я не в связи с темой лесбиянок этот фильм вспомнила, просто там есть любопытный эпизод, где компания художников и их друзей обсуждают аналогичные вопросы об изображении женщин в искусстве.
А так-то женщин понимать вовсе не обязательно, использованию не помешает в большинстве случаев.)
Но "Смутный объект желания" вы же смотрели?)
-
-
-
-
-
MUMBRILLO 1 февраля 2015 г., 12:29
Не) Для меня это не смягчающее обстоятельство, а наоборот.
Насмотрелся я на друзей/знакомых, которые с приходом любви тупить начали и изменились в худшую сторону.
Основное изменение в принципе всегда одно - если человек раньше был словно в космосе по качеству интеллектуальной активности, то в любви он приземлялся на дно.
В принципе я и сам проходил через этот процесс, благо потом смог понять как этому противостоять. Все приходит с опытом, но не у всех) -
Anais-Anais 1 февраля 2015 г., 13:42
Для меня тоже не смягчающее. Напротив, если человек от любви "глупеет", то это симптом того, что не любовь это, а что-то совсем другое.)
-
-
-
Zatv 28 января 2015 г., 23:47
Прекрасная рецензия.
Но остался один важный вопрос. И фон Триер, и Озон берут, в общем-то, маргинальные случаи и с помощью кино делают иллюзию их массовости. Нужно ли это? Ведь одним из побудительных мотивов героини к занятию проституцией была передача по телевизору. -
Anais-Anais 29 января 2015 г., 20:26
Спасибо!
Мне кажется, что и Озон и фон Триер не создают иллюзии массовости, хотя и говорят об остро актуальных вещах. Не очень понимаю, что означает "нужно" применительно к искусству.
И уж тем более не думаю, что женщины становятся проститутками, насмотревшись артхауса. Не уверена, что в массе своей проститутки вообще слышали об Озоне.)
А по поводу маргинальности мне кажется, что это один из способов привлечь внимание к важным вещам. Достоевский, к примеру, не менее маргинален в своем творчестве. -
Zatv 29 января 2015 г., 22:33
Как-то не соглашусь с вами. В фильме речь идет не о проститутках, которые выбрали это занятие своей профессией. Речь идет о школьницах и студентках. А фильмы Озона и фон Триера размывают грань допустимого.
Федор Михайлович четко обозначил свою позицию. Даже если тебя не поймали, душевные муки будут таковы, что сам пойдешь и сдашься. А ни в «Нимфоманке», ни в «Молода и прекрасна» нет раскаяния.
Если уж даже я, находясь в России, знаю о чем была передача по телевизору, которую видела Изабель – студентки Сорбонны своим телом оплачивали снимаемое жилье, то, значит, для Франции, это уже серьезная проблема.
А фильм говорит, что так и надо делать. -
Anais-Anais 29 января 2015 г., 22:41
Вы всерьез думаете, что грань допустимого именно Озон с фон Триером размывают? Что у людей нет своих собственных проблем и причин, чтобы стать проститутками?
Кстати, я не считаю, что "Молода и прекрасна" говорит, что "так НАДО", этот фильм показывает, что по-иному невозможно и объясняет почему. И совершенно не вижу, в чем тут героине раскаиваться. Мир несовершенен и она часть несовершенного мира.
Ну и в целом морализаторства в искусстве очень не люблю. -
Zatv 29 января 2015 г., 22:47
А вы представьте, что на месте Изабель ваша дочь.
Я на этот фильм смотрю именно с такой позиции. И то, что предлагает Озон, в моей системе моральных ценностей – явно не выход. Скорее бегство от проблемы к еще большим проблемам. -
Anais-Anais 29 января 2015 г., 23:01
Представила. И что? Помните что случилось, когда Изабель попыталась стать "нормальной", стала встречаться с парнем?
Ну и потом, а почему вы решили, что Озон предлагает решение проблемы? И должен ли он его предлагать?
-
Zatv 29 января 2015 г., 23:24
Во-первых, сомневаюсь, что представили.
А, во-вторых, получается, что вместо того, чтобы искать круг интеллектуального общения, где ее будут ценить не только как женщину, Изабель вдруг непонятно отчего решила пойти в проститутки.
Почти у половины женщин первый оргазм наступает только через несколько лет после начала сексуальной жизни. И что теперь? Они должны отдаваться первому встречному из-за этой трагедии?Массовое сознание таково, что только половина его рациональна. Другая половина мыслит образами. И важнейший поставщик этих образов – кино.
Вспомните «Король-рыбак», к чему могут привести изыски самовыражения. Поэтому и на Озоне, и на фон Триере лежит определенный груз ответственности.
Наивысшая степень свободы, когда разрешено все, что не причиняет вред другим. И общество не случайно не приемлет предлагаемый Озоном путь. Слишком хорошо известны последствия такого образа жизни.
И кстати, фон Триер прекрасно показал, что беспорядочные связи только усиливают потерю чувствительности. -
Anais-Anais 29 января 2015 г., 23:55
Во-первых, вы меня совершенно не знаете, зато выражаете сомнения относительно того, что и как я представила.) Как-то это не очень ... рационально.
Во-вторых, у меня складывается ощущение, что вы не читали мою рецензию, где я как раз-таки и пыталась объяснить, почему (с моей т.з., разумеется) Изабель занялась проституцией. Если для вас это "непонятно отчего", то, боюсь, я не смогу уже ничего добавить.
Почти у половины женщин первый оргазм наступает только через несколько лет после начала сексуальной жизни. И что теперь? Они должны отдаваться первому встречному из-за этой трагедии?
Т.е. лучше отдаваться знакомому и бесплатно, чем клиентам за деньги?)
И еще раз, если для вас этот фильм об "отсутствии оргазма", то наше понимание фильма слишком слишком разное, чтобы имело смысл его обсуждать.
Другая половина мыслит образами. И важнейший поставщик этих образов – кино.
Мыслят люди мозгами (при наличии), при отсутствии не спасет ничего, даже просмотр самых высокодуховных и наполненных гуманизмом фильмов.
И кстати, фон Триер прекрасно показал, что беспорядочные связи только усиливают потерю чувствительности.
Я читала ваш отзыв. Для меня фильм совсем о другом.
-
silkglow 26 августа 2015 г., 11:55
Ты своим отзывом многое для меня прояснила, но я нигде, ни в чём не могла углядеть тот момент, когда героиня приходит к пониманию себя в глазах мужчин как сексуального объекта и не более. Где это показано? Если это в момент первого полового акта, то и она там была холодна как рыба, она не стремилась к духовной близости с человеком, не искала любви. Ведь всё же к этому пониманию приходят после разочарований.
В фильме есть фраза за кадром: "Страдания не обходят стороной никого,так зачем же их избегать?" Как это понять применительно к её поведению? Получается, что всё одно: проститутка или жена - всё равно эксплуатируемый объект, в котором важны только отверстия. И страдать будешь в любом случае, а проституткой хоть будешь получать вознаграждение при сохранении свободы и самодостаточности? Так? Но тогда получается, что она пытается избегать страданий, выбирая меньшую из зол(с её точки зрения).