Ветер крепчаетАниме, Биография (Япония, 2013) Режиссер: Миядзаки Хаяо
|
GreenHedgehog
11 июля 2014 г., 13:36
Этот фильм – одновременно похож и отличается от всего остального творчества Миядзаци. От «старших братьев» он унаследовал романтику полетов, созерцательность природы и пейзажей вообще, восхищение мечтами, паровозы и то, что каждый статичный кадр хочется распечатать. А отличается он тем, что здесь совершенно нет места магии, нет чего-то загадочного и мистического – это в своем роде общение со зрителем на фоне биографического описания жизни одного гения в сложную эпоху. По поводу этого фильма я уже не раз слышал - «Ремарк в исполнении Миядзаки», и в чем-то я с этим согласен.
Идущий к своей детской мечте человек, любовь, разруха вокруг, странная радость, когда из этой разрухи страна начинает потихоньку выбираться. И тут же ощущение приближающегося чего-то еще более большого и страшного. Даже по времени совпадает. Первая уже закончилась, Вторая еще на подходе. И главному герою предстоит сыграть в этой войне не последнюю роль. Другое дело, что он этого не хочет. Все что он хочет в своей жизни – это создавать прекрасные летающие машины, и да, его машины летают, они прекрасны, но…В этом «но» и есть весь трагизм ситуации.
Этот фильм, пожалуй, самый взрослый у Миядзаки. Большинство других его фильмов (за редкими сценами) можно без особых проблем смотреть с детьми. Даже не понимая второго (а иногда и первого) дна, они все равно смогут получить удовольствие – там что-то волшебное, что-то происходит. А здесь – история развивается неторопливо, перепрыгивая через огромные куски времени. Думаю, что в этом фильме вещей «для детей» - маловато. Разве что сны и мечтания главного героя. Но и они тут исключительно в мелкой дозировке.
Зато размышлений о тех самых «взрослых вещах» очень много. Автор задает зрителю не самые простые вопросы – стоит ли идти за мечтой? Чего будет стоить этот поход, и какую цену лично вы сможете за это заплатить? Как насчет других людей? В чем истинное предназначение любви в жизни человека? Вопросы настолько непростые, что даже Миядзаки не собирается давать на них ответы. Просто он спросил – а нам предстоит ответить самим себе. Финал этого фильма, несмотря на свою романтичность и красоту оставляет в душе какое-то опустошение и грусть. Удар был сильнее, чем в «Порко Россо» с его «облаком из самолетов».
И при всей сложности вопросов, при всем отсутствии магии – это очень сказочный фильм, здесь мечты противопоставляются реальности, а потом плавно вливаются в нее. В этой сказке для взрослых принц находит свою принцессу, притом, что он её даже не искал. Вместо злобных колдунов и разбойников, здесь житейские неудачи и проблемы на работе. Да, да, даже победу над этой обыденностью можно показать с ощущением какой-то сказочности и триумфа. И Миядзаки показал, что он способен проделать подобный фокус совершенно без проблем.
Рисовка здесь выглядит несложной, герои неотличимы от своих родственников из ранних фильмов - Миядзаки в этом отношении вообще консервативен. Правда, при этом его стиль остается неизменным, и как обычно отличным. Задние фоны проработаны настолько, не побоюсь этого слова, идеально, что их хочется рассматривать даже в финальных титрах. А уж вкупе с музыкой, все это оставляет ощущение чего-то очень волшебного, такой кропотливо подобранной и проработанной целостной картины.
Я мог бы петь дифирамбы этому фильму еще долго. Он просто прекрасен. Даже то, что главный герой не всегда оставляет приятные впечатления и во многом я с ним не согласен – это тоже идет в плюс фильму. Думаю, что иначе и быть не могло в этом фильме. Конструктор самолетов – это не сказочный принц, непогрешимый и идеальный во всем. Он обычный человек, живущий в обычном мире. И умение показать этот обычный мир таким волшебным образом – истинный дар. Спасибо вам за это, Миядзаки-сама.
Ветка комментариев
Написать комментарий-
GreenHedgehog 11 июля 2014 г., 14:20
Странный. Если не задумываться - то хороший, оптимистичный. А если задуматься - то нифига не так.