Слоган | Крепчает ветер - значит, жить старайся! |
Жанр | Аниме, Биография, Драма, Исторический, Романтика |
Рейтинг MPAA | PG-13 |
Хронометраж | 2 ч. 06 мин. |
Режиссер |
|
Премьера | 20 июля 2013 г. (В России — 20 февраля 2014 г.) |
Киностудия | Studio Ghibli, Toho Company, KDDI Corporation, Nippon Television Network (NTV) |
Страна | Япония |
Сценарий |
|
Продюсер |
|
Композитор |
|
-
Анно Хидеаки
Дзиро Хорикоси - Кадзама Морио
-
Кунимура Джун
Inspector -
Нисидзима Хидэтоси
Asakawa -
Нисимура Масахико
Kuro Monbu Daijin - Номура Мансай
- Отакэ Синобу
- Такимото Миори
Содержание
Мальчик Дзиро мечтает о полетах и красивых самолетах, способных обогнать ветер. Вот только пилотом ему не стать — он с рождения близорук. Но Дзиро не расстается с мечтой о небе, он начинает придумывать идеальный самолет и со временем становится одним из лучших авиаконструкторов мира. На пути к успеху он не только встретит много интересных людей, переживет Великое землетрясение в Токио и жестокие войны, но и обретет любовь своей жизни — прекрасную Наоко.
Отзывы
-
GreenHedgehog
11 июля 2014 г., 13:36Этот фильм – одновременно похож и отличается от всего остального творчества Миядзаци. От «старших братьев» он унаследовал романтику полетов, созерцательность природы и пейзажей вообще, восхищение мечтами, паровозы и то, что каждый статичный кадр хочется распечатать. А отличается он тем, что здесь совершенно нет места магии, нет чего-то загадочного и мистического – это в своем роде общение со зрителем на фоне биографического описания жизни одного гения в сложную эпоху. По поводу этого фильма я уже не раз слышал - «Ремарк в исполнении Миядзаки», и в чем-то я с этим согласен.
Идущий к своей детской мечте человек, любовь, разруха вокруг, странная радость, когда из этой разрухи страна начинает потихоньку выбираться. И тут же ощущение приближающегося чего-то еще более большого и страшного. Даже по времени совпадает. Первая уже закончилась, Вторая еще на подходе. И главному герою предстоит сыграть в этой войне не последнюю роль. Другое дело, что он этого не хочет. Все что он хочет в своей жизни – это создавать прекрасные летающие машины, и да, его машины летают, они прекрасны, но…В…
Читать дальшеЭтот фильм – одновременно похож и отличается от всего остального творчества Миядзаци. От «старших братьев» он унаследовал романтику полетов, созерцательность природы и пейзажей вообще, восхищение мечтами, паровозы и то, что каждый статичный кадр хочется распечатать. А отличается он тем, что здесь совершенно нет места магии, нет чего-то загадочного и мистического – это в своем роде общение со зрителем на фоне биографического описания жизни одного гения в сложную эпоху. По поводу этого фильма я уже не раз слышал - «Ремарк в исполнении Миядзаки», и в чем-то я с этим согласен.
Идущий к своей детской мечте человек, любовь, разруха вокруг, странная радость, когда из этой разрухи страна начинает потихоньку выбираться. И тут же ощущение приближающегося чего-то еще более большого и страшного. Даже по времени совпадает. Первая уже закончилась, Вторая еще на подходе. И главному герою предстоит сыграть в этой войне не последнюю роль. Другое дело, что он этого не хочет. Все что он хочет в своей жизни – это создавать прекрасные летающие машины, и да, его машины летают, они прекрасны, но…В этом «но» и есть весь трагизм ситуации.
Этот фильм, пожалуй, самый взрослый у Миядзаки. Большинство других его фильмов (за редкими сценами) можно без особых проблем смотреть с детьми. Даже не понимая второго (а иногда и первого) дна, они все равно смогут получить удовольствие – там что-то волшебное, что-то происходит. А здесь – история развивается неторопливо, перепрыгивая через огромные куски времени. Думаю, что в этом фильме вещей «для детей» - маловато. Разве что сны и мечтания главного героя. Но и они тут исключительно в мелкой дозировке.
Зато размышлений о тех самых «взрослых вещах» очень много. Автор задает зрителю не самые простые вопросы – стоит ли идти за мечтой? Чего будет стоить этот поход, и какую цену лично вы сможете за это заплатить? Как насчет других людей? В чем истинное предназначение любви в жизни человека? Вопросы настолько непростые, что даже Миядзаки не собирается давать на них ответы. Просто он спросил – а нам предстоит ответить самим себе. Финал этого фильма, несмотря на свою романтичность и красоту оставляет в душе какое-то опустошение и грусть. Удар был сильнее, чем в «Порко Россо» с его «облаком из самолетов».
И при всей сложности вопросов, при всем отсутствии магии – это очень сказочный фильм, здесь мечты противопоставляются реальности, а потом плавно вливаются в нее. В этой сказке для взрослых принц находит свою принцессу, притом, что он её даже не искал. Вместо злобных колдунов и разбойников, здесь житейские неудачи и проблемы на работе. Да, да, даже победу над этой обыденностью можно показать с ощущением какой-то сказочности и триумфа. И Миядзаки показал, что он способен проделать подобный фокус совершенно без проблем.
Рисовка здесь выглядит несложной, герои неотличимы от своих родственников из ранних фильмов - Миядзаки в этом отношении вообще консервативен. Правда, при этом его стиль остается неизменным, и как обычно отличным. Задние фоны проработаны настолько, не побоюсь этого слова, идеально, что их хочется рассматривать даже в финальных титрах. А уж вкупе с музыкой, все это оставляет ощущение чего-то очень волшебного, такой кропотливо подобранной и проработанной целостной картины.
Я мог бы петь дифирамбы этому фильму еще долго. Он просто прекрасен. Даже то, что главный герой не всегда оставляет приятные впечатления и во многом я с ним не согласен – это тоже идет в плюс фильму. Думаю, что иначе и быть не могло в этом фильме. Конструктор самолетов – это не сказочный принц, непогрешимый и идеальный во всем. Он обычный человек, живущий в обычном мире. И умение показать этот обычный мир таким волшебным образом – истинный дар. Спасибо вам за это, Миядзаки-сама.
-
luar_soll
20 февраля 2014 г., 13:38Я ухитрился посмотреть этот фильм в кино на день раньше официальной премьеры в России - в 35мм, на японском с субтитрами.
Для меня это в первую очередь фильм об авиаконструкторе, о небе, о самолетах. А любовная линия вторична, хотя, конечно, ей уделено достаточно много экранного времени. Это фильм-жизнь, не имеющий явно выраженного сюжета, однозначного определения "здесь завязка, здесь кульминация, здесь развязка".
Это если не единственный фильм Миядзаки и вообще студии Ghibli, где нет детей и подростков (ну, то есть, конечно, мы видим Дзиро и Наоко плюс-минус в детстве, но большую часть фильма они все-таки молодые, но взрослые), то один из очень немногих (ведь, насколько я помню, Софи в нормальном состоянии и Фио все-таки подростки).
Я не мог не проводить некоторого сравнения с недавно прочитанной "Целью жизни" Яковлева. Ну, например, по поводу визита на немецкий завод (кстати, интересно, был ли действительно такой эпизод в биографии Дзиро Хорикоси и насколько верно он отражен в фильме). Вообще как мы решили, если попытаться представить отечественные аналоги этого фильма,…
Читать дальшеЯ ухитрился посмотреть этот фильм в кино на день раньше официальной премьеры в России - в 35мм, на японском с субтитрами.
Для меня это в первую очередь фильм об авиаконструкторе, о небе, о самолетах. А любовная линия вторична, хотя, конечно, ей уделено достаточно много экранного времени. Это фильм-жизнь, не имеющий явно выраженного сюжета, однозначного определения "здесь завязка, здесь кульминация, здесь развязка".
Это если не единственный фильм Миядзаки и вообще студии Ghibli, где нет детей и подростков (ну, то есть, конечно, мы видим Дзиро и Наоко плюс-минус в детстве, но большую часть фильма они все-таки молодые, но взрослые), то один из очень немногих (ведь, насколько я помню, Софи в нормальном состоянии и Фио все-таки подростки).
Я не мог не проводить некоторого сравнения с недавно прочитанной "Целью жизни" Яковлева. Ну, например, по поводу визита на немецкий завод (кстати, интересно, был ли действительно такой эпизод в биографии Дзиро Хорикоси и насколько верно он отражен в фильме). Вообще как мы решили, если попытаться представить отечественные аналоги этого фильма, то это была бы книжка Крапивина о Яковлеве.
PS. Долго пытался вспомнить, почему у меня в голове название постоянно пытается подмениться на "Чем крепче ветер" - то ли это было название неофициального перевода, то ли еще что... В итоге проверка показала, что это название книги Крапивина и отряда "Каравелла", написанной в 1972 году.
PPS. Явно есть более сильная взаимосвязь с "Волшебной горой" Манна, чем просто ее упоминание, это видно даже по википедии, но поскольку я Манна не читал, ничего более определенного сказать не могу.
-
Artafindushka
1 июля 2014 г., 13:57Как ни странно, очень много неоднозначных оценок. Я, как не очень большой любитель аниме, но как человек, уважающий хорошо нарисованное аниме и фильмы со смыслом, оценила эту работу довольно высоко. Есть, конечно, некоторые моменты, которые мне не больно понравились, но это не испортило общего впечатления. Конечно, восторженные вопли анимешников мне не понять. Как не понять тех, кого "подвело знание истории". Эти "знатоки", которым параграфы учебников изобразили Японию как страну-агрессора и фашистское логово, упорно видят в фильме идеализацию. Где убийства? (вопрошают эти люди) Где концлагеря? Где жестокие генералы и политики, подчиняющие себе правительства марионеточных государств вроде Манчжоу-го?
Друзья, это же всё-таки не историческая драма. И это же всё-таки мультиплицированный фильм Миядзаки.
"Хорошо, - возразят мне, - что-то он не ту тему выбрал. Снимал бы дальше свои сказки про хорошее отношение к природе. Что в реальную жизнь ввязался? История, господа, шуток не терпит!"
(Ну, во-первых, многие фильмы-сказки очень тесно связаны с реальной жизнью. В этом весь…
Читать дальшеКак ни странно, очень много неоднозначных оценок. Я, как не очень большой любитель аниме, но как человек, уважающий хорошо нарисованное аниме и фильмы со смыслом, оценила эту работу довольно высоко. Есть, конечно, некоторые моменты, которые мне не больно понравились, но это не испортило общего впечатления. Конечно, восторженные вопли анимешников мне не понять. Как не понять тех, кого "подвело знание истории". Эти "знатоки", которым параграфы учебников изобразили Японию как страну-агрессора и фашистское логово, упорно видят в фильме идеализацию. Где убийства? (вопрошают эти люди) Где концлагеря? Где жестокие генералы и политики, подчиняющие себе правительства марионеточных государств вроде Манчжоу-го?
Друзья, это же всё-таки не историческая драма. И это же всё-таки мультиплицированный фильм Миядзаки.
"Хорошо, - возразят мне, - что-то он не ту тему выбрал. Снимал бы дальше свои сказки про хорошее отношение к природе. Что в реальную жизнь ввязался? История, господа, шуток не терпит!"
(Ну, во-первых, многие фильмы-сказки очень тесно связаны с реальной жизнью. В этом весь Миядзаки.)
А во-вторых...
В Германии люди, видевшие этот фильм, говорят то же самое. Фильм, мол, о войне, и фашисты (японцы) показывают в нем в негативном свете других фашистов (немцев), хотя сами тоже не мёд. И, вдобавок к этому, прославляют орудие смерти. В Германии премьера фильма 17-го июля. Пойду смотреть. Интересно, как переведут некоторые моменты и что скажет публика.
Однако фильм хоть и о войне, но не просто о Второй Мировой. И не столько он о жизни в непростые времена, сколько о мечте и о таланте, и, наверное, в чём-то он даже автобиографичен. Главный герой творит "прекрасную мечту", а выходит, что "прекрасная мечта" несёт очень мало добра в этом злом мире. Да и сам творец - человек всё-таки, хоть и гений. А значит, не идеал.
Моему другу фильм очень понравился, но он не уставал честить Дзиро за то, что то не оказал должного внимания Наоко. Ну, тут мне оставалось только пуститься в рассуждение, кто же такой гений. Знаю я в реальной жизни одного такого человека. Он полностью отдаёт себя музыке - своей великой мечте, и это может вызвать только сознательное желание помочь. Ради таких нужно жертвовать собой, а осуждать их за чужую жертву не очень-то правильно. Они же не такие, как мы. Хотя, может, их трагедия - в том, что вся жизнь - одна мечта, которая тонет в злом мире. И самолёты улетают бомбить города, а не тонуть в высокой синеве, откуда видны прекрасные мирные поля.
Словом, фильм (и его героев) можно осуждать - за какие-то отдельные мелочи, но в целом это всё слишком тонко, и нужно многое понять и осмыслить.
-
Mracoris
10 мая 2015 г., 19:47Как ни грустно мне это признавать, но опять мимо. Не знаю почему, но Миядзаки постоянно заставляет меня скучать, и все его фильмы я смотрю с мыслью, что ну вроде и ничего, но затянуто и как-то слишком просто. Его детские сказки не увлекают и не держат в напряжении. Теперь вот его взрослое аниме вроде должно бы тронуть и задеть за живое, но не меня.
Да, "Ветер крепчает" - это красивая (прежде всего графически) история о столкновении мечты и реальной жизни, она хорошо смотрится в фоновом режиме, но это и всё.
Однако, есть и ещё один плюс. Никогда после просмотра фильмов Миядзаки, у меня не возникает мысли что "больше никогда". А значит есть что-то, что, что заставляет меня и дальше знакомиться с его творчеством, пусть и не без помощи игр. :)
Посмотрено в рамках ТТТ
За совет спасибо platinavi -
panda007
2 августа 2014 г., 08:57Невероятно трогательный и приятный фильм от Миядзаки, у которого один единственный недостаток: в процессе он нравится гораздо больше, чем в итоге. Всё дело в обаянии: милые герои, понятная (буквально, с первого кадра) история, отличные рисунки (хотя привыкнуть к тому, что пятидесятилетние японские герои выглядят так же, как в семь лет я до сих пор не могу) - что ещё надо? Ну, хотелось бы какого-нибудь содержания. Оно же сводится к тому, что мечта - это единственное, ради чего стоит прожить жизнь, но при этом мечта никогда не реализуется буквально, жизнь вносит свои коррективы, иногда довольно жёсткие. Например, если ты хочешь строить красивые самолёты, будь готов к тому, что гадкие дяди будут использовать их в своих корыстных, отнюдь не мирных, целях. С этим не поспоришь, только вот одной мысли маловато на два часа повествования. Особенно, если учесть, что в процессе она повторяется в разных вариациях раз сто, так что в конце доходишь до осатанения. Про то, что выражена эта мысль буквально, в лоб, даже не говорю - это настолько характерно для режиссёра, что бесполезно даже сердиться.
Читать дальшеНевероятно трогательный и приятный фильм от Миядзаки, у которого один единственный недостаток: в процессе он нравится гораздо больше, чем в итоге. Всё дело в обаянии: милые герои, понятная (буквально, с первого кадра) история, отличные рисунки (хотя привыкнуть к тому, что пятидесятилетние японские герои выглядят так же, как в семь лет я до сих пор не могу) - что ещё надо? Ну, хотелось бы какого-нибудь содержания. Оно же сводится к тому, что мечта - это единственное, ради чего стоит прожить жизнь, но при этом мечта никогда не реализуется буквально, жизнь вносит свои коррективы, иногда довольно жёсткие. Например, если ты хочешь строить красивые самолёты, будь готов к тому, что гадкие дяди будут использовать их в своих корыстных, отнюдь не мирных, целях. С этим не поспоришь, только вот одной мысли маловато на два часа повествования. Особенно, если учесть, что в процессе она повторяется в разных вариациях раз сто, так что в конце доходишь до осатанения. Про то, что выражена эта мысль буквально, в лоб, даже не говорю - это настолько характерно для режиссёра, что бесполезно даже сердиться.
-
Tranquilla
14 мая 2015 г., 11:27ОЯфигительно красивый анимационный фильм. Взрослый, но может смутить, что сначала он как детский. Целеустремленнность героя просто вдохновляет
Подробности
Альтернативные названия | The Wind Rises, 風立ちぬ |
Подборки
-
Аниме
132 фильма
-
Studio Ghibli
24 фильма
-
Взрослая анимация
243 фильма
-
«Кафе "Токусацу"»: подборка аниме-клуба
97 фильмов
-
100 лучших анимационных фильмов всех времен по версии 24/7 Wall Street (USA Today)
100 фильмов
-
На фоне сельской местности
242 фильма