АмелиКомедия, Романтика (Германия, Франция, 2001) Режиссер: Жан-Пьер Жёне В главных ролях: Матьё Кассовиц, Одри Тоту
|
jeff
23 января 2022 г., 13:41
Предисловие. Отзыв написала практически сразу, как посмотрела (осенью 2020го), но выложить получилось только сейчас.
Почему-то я представляла (или где попалось на глаза), что это романтика под осеннее настроение. И не ошиблась! Немного жалею, что не успела посмотреть чуть ранее, все же атмосфера ранней осени, действие как раз происходит в сентябре.
А вот с романтикой - по крайней мере, традиционной, обычной - мимо. Потому что в итоге я получила нечто среднее между фильмами Бертона - менее динамичное-эксцентричное, но тоже весьма гротесковое - и нашими "Покровскими воротами" - такое же ламповое, домашнее, уютное (а еще эти мотивы - езда на велосипеде/мотоцикле, фотоальбом, дом - как большая коммунальная квартира).
Поначалу казалось малость бредово, но на то и рассчитано такое отстраненное повествование аля Кафка - абсурд как обыденность. А позже захватило.
С Ж.-П. Жене знакома была только по четвертым "Чужим" - самому экстравагантному фильму квадрологии, но таки имеющему право на существование. Но если все же там многие спецэффекты или сцены выглядят, пардон за тавтологию, для триллера весьма специфично, то в более позднюю его комедию-шарж они вписываются. Та же идея неслучайных случайностей полунамеками возникала и в "Чужом", но в "Амели" ей отведено центральное место - тем картина и цепляет, близка моему мировоззрению. Равно как и внимание к деталям, их взаимосвязи.
Амели - чудачка, мечтательница, не от мира сего, живущая в своих фантазиях , живущая чужими жизнями (и не зря тут возникает как одно из центральных-фоновых событий гибель Дианы - явно проводится параллель между ней и героиней, и, сдается мне, один из первых фильмов Амели о самой себе - лишь фантазия на основе фильма-некролога о принцессе).
К Амели, как и другим героям, нельзя подходить с обычной меркой: все же персонажи скорее марионетки, типажи, а не живые люди. Мы ведь не оцениваем ту же Кэрролловскую Алису, Геймановскую Каролину, героев Кафки, а герои данного фильма стоят с ними со всеми в одном ряду.
Но все же можно провести некие параллели с нашей жизнью. Это кино про нас всех, о том, как мы зависаем в инстаграме, собираем и коллекционируем чужие фотки и жизни, подчас забывая о своей.
И Амели оказывается даже в чем-то человечнее нас, ибо мы наблюдаем вовсе не за живыми людьми, а виртуальными, цифровыми - в соцсетях, сериалах, на ТВ.
Да, ее "помощь" подчас казалась жестокой, бесчеловечной, обманчивой, навязчивой, но все же эти сцены, равно как и весь фильм, скорее повод не оценить, а посмеяться.