Отзыв LoraG о фильме «Франкенштейн»

Франкенштейн

Франкенштейн

Драма, Мелодрама (Великобритания, 2011)

Рейтинг IMDB: 9.0 (1 524 голос)

Виктор Франкенштейн и его Создание – пара, навсегда связанная узами покрепче кровных. Как тут не вспомнить «мы в ответе за тех, кого сотворили приручили». Интересный режиссерский ход – этих персонажей поочередно играют 2 ведущих актера, в одной версии спектакля Виктора изображает Джонни Ли Миллер, а Создание - Бенедикт Камбербэтч, в другой – соответственно наоборот. Режиссер, остальная труппа, сцена, спецэффекты и сюжет одни и те же, но в результате получились две очень разные истории. Что в очередной раз доказывает, что при всей гениальности режиссера последнее слово все же за актером.
Сразу хочу заметить, что оба – и Миллер и Камбербэтч – великолепны, но если Миллер играет очень хорошо, а в некоторых местах даже отлично, то Камбербэтч – просто гениально. Начиная со сцены «рождения» Создания, первого болезненного столкновения с миром. Все эти мышечные конвульсии, вывернутые конечности, рванный ритм нелепых движений, робкие попытки подняться и безудержное ликование, когда тело начинает таки слушаться. Первобытный восторг от впервые увиденного восхода солнца и пения птиц. Дрожь от холодных струй внезапного дождя. На это почти физически больно смотреть, а уж как это можно сыграть, вообще уму не постижимо.
Создание изначально воспринимает открывшийся мир с детским восторгом. Его душа (а то, что у него есть душа, не вызывает никаких сомнений) инстинктивно жаждет любви, тепла, человеческого отношения. Но он настолько страшен, что пугаются не только обычные граждане. Его создатель в ужасе, когда начинает понимать, что натворил.
Брошенное своим творцом, избитое, голодное, неприкаяное существо вынуждено прятаться и скитаться. Он выживет благодаря своим нечеловеческим способностям и доброму слепому старику. Он научится говорить (еще одна феноменальная сцена, когда нечленораздельные звуки начинают превращаться в речь) и читать («Потерянный рай» Мильтона и Плутарха). Он узнает о принципах морали, но не увидит, чтобы люди их придерживались. «Люди научили меня лгать, убивать, воровать и грабить». И беспощадно мстить. Создание – сильное и очень опасное существо, самый настоящий монстр. Оно вызывает очень разные, порой противоположные чувства. Чаще всего сострадание, порой (редко) жалость и очень часто настоящий ужас от сотворенного им. Оно очень разное. И в разных интерпретациях. У Камбербэтча оно больше просит, у Миллера – скорее требует. Виктор Миллера более агрессивен, у Камбербэтча он на грани нервного срыва. Все остальные актеры играют неплохо, почти без изъянов, но они служат лишь фоном для фантастического дуэта.
Дени Бойл придумал и поставил гениальный спекталь. Очень сильная режиссура и сценография. Музыкальное воздействие усиливается световыми эффектами, а в некоторые моменты реально сносит башку. Из кинотеатра выходишь в очень нечастом состоянии, когда некоторое время не хочется не то что обсуждать, а вообще разговаривать.