АмелиКомедия, Романтика (Германия, Франция, 2001) Режиссер: Жан-Пьер Жёне В главных ролях: Матьё Кассовиц, Одри Тоту
|
rhanigusto
23 февраля 2019 г., 13:32
…нежно-лирический сюрреализм…
…отправные точки сюжетного зарождения художественного фильма «Амели» Жана-Пьера Жёне положительно невозможно излить в словесах. Лингвистическое усилие, потребное для подобного ревьюэрского подвига, представляется поистине исполинским. Это примерно как описывать вкусовые ощущения от испробованного в детстве молочного пломбира. Он ведь на вид строгий морозно-холодный. Но стоит только покатать его немножко меж нёбом и языком, и — вуаля! — лакомство становится тёплым, словно нежные прикосновения летнего и доброго послеобеденного сновидения. Десерт — и это полностью очевидно! — гладко-округлый и снежнобелый. И вдруг, едва очутившись у нас во рту, на самом краешке вкусовых впечатлений легко и ласково лакомство делается витиевато бархатистым и розовым. А немного погодя, с каждым следующим очарованным кусочком, плавно перетекает по цвето-кулинарной палитре от шёлкового соломенно-золотистого до приветливого серебристо-перламутрового и обратно…
…всё в точности так же и с лентой «Амели». В здравом уме и при трезвой памяти серьёзно и скрупулёзно препарировать лучшую в мире романтическую сказку о поиске и обретении счастья — вот уж где высшая мера топорного кощунства и зачерствелой до спазмов в горле толстокожести. В 2010-ом избыточно авторитетный великобританский журнал «Empire» вознёс историю про юную волшебницу-парижанку на второе место олимпа ста лучших кинотворений всех времён, снятых не на английском наречии. У детища Жана-Пьера Жёне две премии Британской киноакадемии, четыре «Сезара» и кассовый успех в семнадцать с половиной раз превышающий скромный по любым меркам расчётный бюджет равный десяти миллионам американских долларов в пересчёте с тогдашнего курса французского франка. Оскароносных статуэток, что правда, из пяти заявленных номинаций ленте не досталось, к величайшему, ни одной…
…и всё же — сама картина, её внутреннее наполнение и очаровательная главная героиня, как бы неромантично это не звучало, «всего лишь» средство коммуникации между современной, будничной суматошностью и миром давно нами потерянного светлого волшебства. Неистощимо шикарная и королевски многомерная фантазия автора, создателя и сценариста рукотворит не отполированный постоянными воплощениями, избитый образ «Города влюблённых», но некую всежеланную, преисполненную счастливыми чудаками и их чудачествами страну сказок и фантазий. Жёне здесь — один из самых затейливых и замысловатых режиссёров, каких вы могли видеть до прочтения этих строк. Да, и после — скорее всего, тоже. Наблюдательный взгляд даровитого француза выхватывает из повседневности такие мелочи, что, простите, челюсть, натурально отвисает. Пьезометрический режиссёрский взор способен извлекать из потаённых складок реальности невероятно дивные, до радостных мурашек по коже детальки…
…как следствие, «Амели» своей непредвиденностью и смысловой округлостью походит на изумляющее сонное видение. Дарующее способности к осуществлению любых аппетитов и побуждений, но отнимающее возможность к их рациональному объяснению. Каждый ведёт себя здесь самым необычайным образом, а границы дозволительного чрезвычайно смутны. Всякие деяния приводят к найпричудливейшим результатам. И что угодно в состоянии иссякнуть, едва лишь только символически затеявшись. Жану-Пьеру Жёне посчастливилось положительно невероятное — создать наполненный сюрреализмом мир праздничным, насыщенным, жизнерадостным и лучезарным. В любом возрасте, положении и состоянии эта лента неизбежно расслабляет и околдовывает тёплой и сладкой дремотой…
…«Амели» — это бережно убранное под киноплёнку волшебство. Нисколько не пошлое или же экстравагантное. Оно — обыкновенное, человеческое. Такое, в которое необходимо поверить. Такое, которое есть в каждом из нас. Но на которое мы до сих пор оказывались просто ленивы, неумелы или неловки. Хотя, никогда ведь наверняка не известно, где именно и под каким покровом сокрыто именно своё, родное счастье?..