РассказыДрама, Комедия (Россия, 2012) Режиссер: Михаил Сегал
|
rhanigusto
4 февраля 2019 г., 23:46
…кинолитературная поэтика абсурда…
…сборник киноновелл «Рассказы» 2012-ого за авторством режиссёра Михаила Сегала — это, в сущности, весьма и очень облегчённый, расслабленный и лишённый единой центральной нити повествования косвенный ответ «Облачному атласу» Тыквера и Вачовски того же года. Отповедь заграничному многомиллионному артхаусу сама по себе получилась сардонически элегантной, саркастически колкой и по-кафкиански насмешливой. А местами, так и вовсе просто по-хорошему смешной. Но за всеми этими ироничностями — немного грустной и чуточку печальной. Но, давайте обо всём по порядку…
…в оглавлении «Рассказов» примостились четыре сравнительно коротких фельетона. Но первейшая авторская увёртка происходит в самозарождающемся, импровизированном прологе. В ультрамодерновую и архисовременную литературную книгопечатню приходит безымянный молодой и начинающий писатель с колючим взглядом в лице загримированного под оного литератора рэп-певца из ВИА «Каста» Владислава Лешкевича. Принося с собой главного, фактически, героя киноленты — рукопись, лаконично озаглавленную «Рассказы». Предприимчивый издатель, едва окинув взглядом пухлую связку листов, немедленно интересуется: «А романа у вас нет?». И, получив решительно отрицательную реплику творца, походя смахивает несостоявшийся бестселлер в отнюдь неаллегорическую урну. Короткая форма нынче не модна, несите роман…
…черновик оказывается токсично-мистическим. С любым к нему прикоснувшимся начинает твориться натурально гоголевщина какая-то. А то и булгаковщина прямо-таки. Секретарша, заместитель главреда, уборщица и уже сам главный редактор друг за другом в порядке строгой хронологической преемственности, случайно подбирая сей таинственный манускрипт в разных офисных локациях, читают по одному рассказу каждый. Сами при этом преображаясь их главными героями…
…в «Мире крепежа» молодые влюблённые, планируя грядущее узаканивание отношений, нанимают брачного менеджера в исполнении Андрея Мерзликина. Педантичное поминутное планирование церемонии окольцовки «в европейском стиле» с каждым следующим витком прибавляет пару градусов сюрреализма. Под занавес тамада-распорядитель оборачивается практически Мефистофелем. Конструируя для будущих молодожёнов график грядущих неминуемых супружеских измен с вариативным подбором подходящих кандидатов. И расписывая годы прощания с жизнью для каждого из супругов в отдельности…
…«Круговое движение» наглядно, словно в дорогой анимированной инфографике, представляет на суд галопирующий очерк из жизни ценообразования одной фискальной взятки. Пищевая цепочка коррупционеров начинаясь с получения контрафактного техталона на авто, захаживает за загранпаспортом вне общей очереди, способствует льготному поступлению в высшее учебное заведение, помогает провести спасительную внеплановую операцию, содействует безоплатному получению льготной жилплощади напрямую от застройщика и умасливает краевого губернатора в отведении земельного участка бывшего погоста под новый жилой микрорайон. Завершая свой жизненный цикл само собой в обиталище вседержавного правителя всея государства…
…«Энергетический кризис» — короткий, но полноценный мистический триллер. Где оперуполномоченная старшая прорицательница в звании сотрудника районной библиотеки помогает в проведении полицейских оперативно-розыскных мероприятий. Белые стихи классиков русской поэзии в исполнении ясновидицы оборачиваются заклятиями невиданной силы; поэтическая медитация отыскивает потерявшихся детей; лёгкие прикосновения ведических рук гасят и зажигают электроразрядные лампы накаливания…
…финалом проходит постельный этюд в кумачовых тонах «Возгорится пламя». Здесь пожилого холостяка в автотранспортной пробке под разухабистые радиоаккорды «Мурки» одолевает неземное любовное влечение к юной нимфе из кичливо красного хетчбэка Audi. Чувство ответно и продолжается во времени несколькими бессонными ночами неистового секса. И, как следствие, дневными часами сна седого ловеласа, украдкой уткнувшись лбом в фанерную перегородку офисного клозета. Что правда, на плотской максиме «А поговорить?» обнаружится, что наяда в сферах интеллекта крайне, гхм, наивна. Дельфины у неё водятся в дельфинариях, акулы дышат лёгкими, Дзержинский был прозаиком, а в чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем работали подружки рэперов из американского Гарлема…
…кино вышло таким, что нарочно и не придумать. Все истории хоть немного, но абсурдные. Две — откровенно визионерские. И все, в принципе, злободневно-сатирические. Литературоценность у ленты — потусторонняя. Как на такой, весьма достойный и для признанных мастеров, уровень творения и режиссуры можно выйти в младых и нежных 38 лет — неясно. Сегал — положительно даровитый писатель-новеллист. Который, выстояв очередь на получение талантов, волею случая обрёл печатную машинку вместе с режиссёрским креслом. И, в общем-то, аршином общим «Рассказы» тут уж не измерить. Здесь потребуется уже аршин специальный. Аршин Михаила Сегала, думается, должен как раз подойти…
P.S. …на сладкое — негранёной мощи цитата непосредственно из: «Всё давно организованно. И если мы на их организацию не ответим своей организацией — всё пройдёт неорганизованно»…