Любовь и голубиКомедия, Мелодрама (СССР, 1984) Режиссер: Владимир Меньшов В главных ролях: Людмила Гурченко, Нина Дорошина, Александр Михайлов, Наталья Тенякова, Сергей Юрский
|
rhanigusto
2 февраля 2019 г., 16:03
…поэтическая монография русского характера…
…кинокартина «Любовь и голуби» Владимира Меньшова снята тысячу лет назад в мифические времена Советской империи. То бишь, как вариант с исследованием характеров героев, уклада их жизни и внутреннего наполнения морально-духовными ценностями лента эта заведомо, казалось бы, устаревшая. Тем не менее и по сей день картина остаётся увлекательнейшей историей русской глубинки, привлекающей к себе год от года всё новых и новых адептов и поклонников. Ну а как иначе? «Любовь и голуби» — истинный образец качества кинематографа СССР. Здесь нет погонь, мордобоя и убийств. В отличие, например, от той же гайдаровской классики — ни намёка на скрытую сексуальность. Даже в игровой, метафорической форме «Кавказской пленницы» или «Спортлото-82»…
…центральная метафора фильма — французский танец кадриль. Её «фигурами» названы импровизированные внутренние главы. Постоянное акцентирование на этой развесёлой пляске призвано подчеркнуть схожесть фигур танца с теми коленцами, которые выбрасывает подчас перед нами сама жизнь. Грустные ли, забавные — это смотря откуда взглянуть. Ведь трагедия, это такая комедия, которая приключилась не с вами, а, допустим, с соседом. Вам происходящее может казаться комичным, а ему — наоборот, быть может и не до смеха вообще. История тривиальна: супруг с супругой расстался в пользу курортной любовницы. Но ведь тривиальное — оно ещё и распространённое, обыденное и заурядное…
…автор и режиссёр ничтоже сумняшеся, с хитрым прищуром весёлых глаз широкими, крупными, лубочными мазками вырисовывает своих героев — жителей затерянного сибирского села — гротескными, шаржированными и едва ли не карикатурными. Такими изображены в большинстве своём герои народных былин и сказок. Но вместе с тем — персонажи выписаны вкусно, выпукло и фактурно. Любое их действо, даже с отрицательной коннотацией, вызывает и улыбку, и сочувствие. Добрый юмор фильма несёт в себе способность преображения окружающего пространства. В первую очередь, как это и происходит с настоящим творением настоящего искусства — пространства за пределами вымышленных автором событий. Воздействуя, взаимодействуя и влияя на саму ткань нашей с вами реальности…
…Меньшов избрал для своей несомненно лирической комедии весьма труднообрабатываемые инструменты — фантасмагорию и абсурдизм. Раз за разом в нарративе «Любви и голубей» происходят почти незаметные зрителю мистические манёвры. То и дело в кадре объявляется сам режиссёр, объявляя те самые, упоминавшиеся выше по течению данной препарации, названия киноглав, стилизованные под фигуры танца. Главный герой из дверей родного дома спиной вперёд в кичливом галстуке и парадном платье проваливается прямиком в морскую гладь санаторно-курортной благодати. Небесные светила во тьме ночной сами собой складываются в путевые предостережения осуждающе печальные и сокрушённо констатирующие. Дед Митя самопроизвольно дрейфует на короткие и дальние расстояния. А экстрасенсы на службе у государства делают запросы в космос к бесполым зелёноцветным гуманоидам…
…в совокупности итогов — «Любовь и голуби» не просто случайная история случайной семьи, а несомненно нечто куда более значимое. Это тот самый случай, когда не нужно искать причину для того, чтобы просто смотреть. Здесь есть откровенность и искренность, наивность и нравственность. Прямодушие, бесхитростность, милость, прощение и самая малость одинокости. А более всего — романтики без всяческих условностей и ажурных завитушек. Всё по-настоящему. Но ведь именно настоящего нам порой бывает так мало. А подчас — и вовсе недостаточно…