Даун ХаусДрама, Комедия (Россия, 2001) Режиссер: Роман Качанов В главных ролях: Фёдор Бондарчук, Анна Букловская, Иван Охлобыстин
|
Snorri_Sturluson
2 января 2014 г., 23:52
Давайте на минутку представим, что Федор Михайлович Достоевский родился и вырос в наше время. Скажем, где-нибудь в одном из спальных районов Москвы в обыкновенной хрущевке. Маленький Федя ходил бы в детский сад и отвоевывал себе место под солнцем, т.е. горшок. Федя-подросток увлекался компьютерными играми, пил пепси-колу и курил травку в туалете школы. Федор-мужчина протирал штаны в офисе и сплетничал с коллегами в курилке
о натуральности внушительного бюста секретарши Машеньки.
Но размах русской души не знает границ и, рано или поздно, он обязательно задумался бы о «герое нашего времени» - человеке, чистом душой и помыслами, но крайне неприспособленном к обыденным трудностям и человеческим отношениям. Он взял бы в руки нетбук и накатал гротескный роман со всеми вытекающими под странным названием «Даун хаус». О «новых русских», лихих 90-х, непрактичности Hummer’а в условиях московских дорог и распущенности буржуазного класса.
Хвала небесам, что этого не произошло и мы имеем возможность читать бессмертное произведение Федора Михайловича образца XIX века – «Идиот».
Впрочем, выдающийся комедиант Качанов исправил исторический промах и, при поддержке вездесущего Ивана Охлобыстина создал фильм «Даун Хаус».
Вольная и оригинальная трактовка нетленки будоражит с первой минуты просмотра. Лента – это измененное состояние сознания, невероятно красочный и захватывающий трип. Основная сюжетная линия романа оставлена без изменений, но насколько комично, парадоксально и безумно она выражена в фильме! Все поставлено с ног на голову, драматизм событий вывернут наизнанку и доведен до абсурда. Никаких социальных рамок, никаких стереотипов, никакой логики. Фантасмагория в чистом виде. Увидеть нечто подобное в русском кинематографе – большая удача. Не хочу сказать, что русское кино априори плохое. Скорее, оно просто воплощает в себе все известные клише. А «Даун Хаус» шутя, их опровергает. Герои то и дело нарушают желаемый и предсказуемый ход событий. Они в принципе существуют вне каких-либо рамок.
Мое почтение режиссеру Качанову и сценаристу Охлобыстину.
Спойлер фильма можно прочесть в романе «Идиот», но это – без дураков – мало что даст. Потому что князь Мышкин Достоевского и фрик-Мышкин Бондарчука похожи, как балерина и рестлер. Ну, разве что именами.
Это не фильм-роман, а фильм-сборник фельетонов. Начинается все очень даже прилично: князь Мышкин едет из лечебницы в Швейцарии в родные пенаты, чтобы познакомиться со своей двоюродной теткой и обустроиться в Москве на постоянное место жительство. В автобусе он встречает Парфена Рогожина и проникается его страстными речами о некой Настасье Филипповне. Наивный чукотский юноша вбивает себе в голову идею-фикс: познакомиться с загадочной красавицей. На пути к порочной женщине он встречает немало странноватых персонажей, которые рассказывают совершенно галлюциногенные истории. Что было потом? Чем дальше в лес – тем больше сюр…
Актерский состав выглядит, как список самых именитых актеров России и Ближнего Зарубежья: Федор Бондарчук, Иван Охлобыстин, Анна Букловская, Александр Баширов, Барбара Брыльска, Юозас Будрайтис, Ежи Штур.
Засветился и Артемий Троицкий.
Игра всех, абсолютно всех, безупречна. Придраться просто не к чему.
Охлобыстин играет коммерсанта Рогожина, безумно влюбленного в холодную и скучающую Настасью Филипповну (особые приметы – любит поскандалить и пьет как… Вообщем, много пьет). Играет так, что невозможно не вобьиться в этого широкого, громкого и наглого персонажа с фанатичным уклоном в славянизм. Его речи о силе водки и душевных страданиях вызывают приступ здорового смеха и поднимают настроение на раз. Бондарчук раскрылся как очень талантливый исполнитель характерных ролей – князь Мышкин в его исполнении получился невероятно трогательным и обаятельным. К тому же, он носит шапочку с завязочками, модифицированный халат и слушает хаус при помощи винтажного бумбокса. Простой, как пять копеек, честный, великодушный, заботливый, но не вполне нормальный.
Каждый персонаж этого фильма – отдельная история, и нет смысла о них рассказывать. Лучше просто посмотреть. А смотрится все это дело на одном дыхании.
И слушается, кстати, тоже - Грув написал для "Даун Хаус" действительно альтернативное, эклектичное и авангардное музыкальное сопровождение, не в пример своим "мирским" работам.
Кроме Грува в создании музыкального оформления поучавствовали Найк Борзов и группа "Ундервуд" с чудной сюрреалистической песней "Пока я любил тебя".
Выуживать цитаты из фильма «Даун Хаус» - занятие бесперспективное. Лента целиком состоит из острых, искрометных, по-настоящему смешных цитат. Бери любую и учи наизусть, такую красоту грех не ввернуть при случае.
А уж если приплюсовать качество картинки, сочность и сумбур, то получится вкусный слоеный торт, который не приедается.