ПианистБиография, Военный (Германия, Франция, Великобритания, 2002) Режиссер: Роман Полански В главных ролях: Эдриан Броуди, Эд Стоппард, Эмилия Фокс
|
Kvertoff
23 ноября 2016 г., 00:42
"Пианист" - это такое кино, которое по умолчанию должно цеплять зрителей, поскольку в очередной раз поднимаются темы ущемления прав евреев во времена Второй мировой войны. Любой адекватный человек будет возмущен несправедливым отношением к людям какой-либо нации, унижениям и издевательствам, не говоря уже о массовом истреблении. Можно было бы упрекнуть Романа Полански в спекуляции на чувствах зрителей, что это делалось не только, как дань уважения жертвам холокоста, но и как замах на самые престижные кинонаграды. Но это было бы несправедливым суждением. Всё-таки для режиссера тема холокоста - это больная мозоль. Он и сам, имея еврейские корни, знает, что такое жить в гетто и прятаться от нацистов. Да и за основу фильма взята автобиографическая книга его соотечественника Владислава Шпильмана, которому чудом удалось выжить под носом у гестаповцев. Этот байопик об известном пианисте отличается от многих других военных драм.
Во-первых, мне нравится, что Полански не хотел делать черно-белое кино, как многие другие стараются тем самым подчеркнуть документальный характер. Мне гораздо проще погрузиться в атмосферу цветного фильма. Во-вторых, развитие событий было последовательным и реалистичным. Полански постепенно сгущает краски, когда немецкие оккупанты все туже закручивают гайки местным евреям. Возмущает и свод дурацких правил для них, и что в любой момент тебе могут дать по морде ни за что. Причем не только нацисты, но и свои же соотечественники, выполняющие функции патрульных. В-третьих, интересен образ главного героя. Вовсе не потому, что он какой-то известный пианист. Сначала он кажется вообще сторонним наблюдателем, что создает эффект более объективного восприятия тех или иных событий. Владека Шпильмана нельзя назвать героем военного времени. Это обычный талантливый парень, который покорно носит повязку на рукаве, соблюдает комендантский час и другие правила для жителей Варшавского гетто.
Героизм Шпильмана в его стремлении выжить. А самый главный плюс фильма в том, что он не о холокосте вовсе, а о том, что поддерживало в Шпильмане тягу к жизни, несмотря на то, что он потерял и дом родной, и всю семью, и положение в обществе вкупе с карьерой. Тем трогательнее смотрится момент, когда он в руинах перебирает пальцами в воздухе, мысленно проигрывая любимые мотивы Шопена. Тем напряженнее сцена, где гауптманн просит бродягу что-нибудь сыграть. Наверное, именно этот момент цепляет гораздо сильнее. Что отличает нас от дикарей? Способность ценить и чувствовать искусство? Если так, то со своей задачей Роман Полански справился отлично. Эдриан Броуди заслужил награду не только за работу над собой ради конечной цели, но и за то, что реально прожил роль своего персонажа на экране. Конечно, длинный хронометраж и морально тяжелая тема говорят не в пользу фильма, но посмотреть его хотя бы один раз обязательно стоит.
Дайте две
Вишлист: sam
Ветка комментариев
Написать комментарий-
-
Kvertoff 24 ноября 2016 г., 21:01
Не думаю, что это тот случай, когда можно было бы что-то изменить. Попытался найти - да. Рассказал свою историю, что ему помогли - да. Если человека судят за убийство, то ты можешь дать ему отличную характеристику и рассказать, какой он добрый и отзывчивый был к тебе. Только вряд ли это будет иметь какое-то значение для суда.
-
silkglow 24 ноября 2016 г., 21:05
Вот именно об этом и говорю. Сделать всё возможное он мог, но не стал.
Кроме того, наши пленных не расстреливали. Немец просто умер в тюрьме. А мог получить, например, уменьшение срока и шанс выжить. -
Kvertoff 24 ноября 2016 г., 21:15
Сделал, что мог. Если тебе показалось этого мало, то оттого и отношение у тебя к нему другое. Я бы не назвал его ни мерзким трусом, ни неблагодарным.