Отзыв zzzloba о фильме «Манхэттен»

Манхэттен

Манхэттен

Драма, Комедия (США, 1979)

Рейтинг IMDB: 8.0 (119 310 голосов)

"Я развелся потому что моя жена бросила меня ради другой женщины. Не знаю, по-моему я воспринял это довольно стойко. Я попытался задавить их обеих машиной".

Говорят, комедия - самый сложный жанр в кино. Если это так, то Вуди Аллен - самый гениальный режиссер. Потому что количество отличных комедий с его участием в качестве актера\сценариста\режиссера превышает все допустимые нормы. А в расцвете творческих сил он способен рассмешить любого. Проблема в том, что расцвет его творческих длится уже почти 40 лет и не собирается заканчиваться.

картинка zzzloba

"Если бы она ещё раз сказала Берхман, я бы вышиб ей контактные линзы".

"Манхэттен" - это своеобразное подведение итогов жизни и творчества, когда кажется, что лучшая часть жизни уже позади, но ещё хватает смелости посмеяться над собой. Сюжет незамысловатый: люди сталкиваются как бильярдные шарики, влюбляются, ссорятся, расходятся и сходятся снова. И так до бесконечности. Правда в отличие от создателей паршивеньких сериалов, настоящий мастер всегда знает, где нужно остановиться.

"Когда тебе будет 36, мне будет 63. Ты будешь в расцвете сексуальных сил. Ну конечно, я наверно тоже. Я немного задержался".

Фильм подкупает своей легкостью и непринужденностью. И какой-то парадоксально удивительной жизненной силой, поскольку состоит из самых несущественных эпизодов. Мимолетные диалоги, встречи на выставках, в кино, серьезные разговоры о Бергмане, смысле жизни и оргазмах... Очень редко встречается кино с такой свободой самовыражения.

"Мой худший оргазм был, когда я испачкал деньги".

- А что говорит твой психоаналитик?
- Он в коме после неудачного приема ЛСД

Но именно такие незначительные эпизоды чаще всего врезаются в память. Комический герой Вуди Аллена, в котором он безусловно видит самого себя, соткан весь из таких эпизодов. Он полон претензий к жизни, он постоянно чем-то недоволен, он цинично воспринимает отношения и не верит в чувства. Как замечает его подруга, он переносит свои личные проблемы (и не только в постели) в области глобальных философских концепций. И за всеми размышлениями о Бергмане и Фрейде чуть не теряет главное счастье в своей жизни.

- По-моему 17 лет не так уж мало. Кроме того, она умная девочка.
- Да, могло быть и хуже. И у него бывало хуже!

Недаром "Манхэттен" считается одним из лучших фильмов Вуди Аллена. В нем он полностью соответствует главному принципу комедии, заложенному его любимыми братьями Маркс - это темп. Персонажи выпаливают диалоги как из пулемета, шутки сыпятся градом, а промежуточные сцены сделаны только для того, чтобы перевести дух.

"Вы знаете, который час? Если я не посплю 16 часов, я труп".

"Ты говоришь, что хочешь написать книгу, но вместо этого ты покупаешь порш. Ты немножко обманываешь Эмили, ты немножко морочишь меня. А там глядишь, ты стоишь перед Сенатской комиссией и называешь фамилии своих друзей".

И только один персонаж не участвует в этом потоке юмора и интеллектуальных рассуждений - 17-летняя девочка, искренне влюбленная в главного героя, так похожая на героиню из "Сладкой жизни" Феллини. Только после ее фразы "ты должен немножко больше верить в людей" он не находит слов для ответа. Темп останавливается, назад уже не вернуться. Вдали виднеются очертания города, играет мелодия Гершвина... Ведь 6 месяцев это не так уж много, если любишь по-настоящему?