Гражданин КейнДетектив, Драма (США, 1941) Режиссер: Орсон Уэллс В главных ролях: Collins, Ray, Comingore, Dorothy, Агнес Мурхед, Орсон Уэллс
|
zzzloba
12 июня 2016 г., 22:04
- Знакомых у меня мало
- А у меня слишком много. Мы оба одиноки
"Гражданина Кейна" часто называют одним из величайших фильмов в истории кино. И пожалуй, даже если отбросить неинтересные сейчас подробности шумихи вокруг выхода фильма, то он действительно оправдывает это звание. Молодой и гениальный Орсон Уэллс снял большой и гениальный фильм, главным героем в котором является вовсе не Чарльз Фостер Кейн, выдающийся американский магнат, а киноязык. Без этого получилась бы довольно стандартная для современного зрителя драма большого человека, по типу "Нефти" или фильмов Скорсезе. Хотя строится повествование исключительно оригинально: в каждой сцене мы уже знаем итог, поэтому сосредотачиваемся на деталях, фразах, пристальнее вглядываемся в самого Кейна. Кроме того Уэллс постоянно меняет стили повествования в духе популярных тогда писателей-модернистов, от документальной ленты переходя к нуару, от биографии к мюзиклу и так далее.
Но сам сюжет нам уже знаком. Трудное детство, амбиции молодого идеалиста, восхождение к вершине, борьба за свои принципы, успех, крах в личной жизни, падение, угасание и смерть - вот казалось бы и весь портрет Кейна, уже тысячу раз это проходили. Но есть одна маленькая деталь: никто не знает, что означают его предсмертные слова - "бутон розы". И тогда все силы журналистов направляются на то, чтобы найти окружавших его людей и узнать о Кейне все.
Но это оказывается принципиально невозможным. Люди рассказывают о Кейне, о том, как он управлял общественным мнением, как он доказывал всем реальность невозможного, о том, каким он был на работе и в семье, какую роскошную жизнь он вел и как он строил свой замок. Но самого Кейна мы не видим, он расколот на множество частей-воспоминаний, словно паззл, и никто не может собрать этот паззл до конца. Каждый эпизод его жизни преломляется восприятием рассказчиков. И постепенно Кейн превращается в миф, в иллюзию, в журналистский фантом, а бутон розы - в тот недостающий фрагмент головоломки, вход к которому воспрещен в прологе и финале картины. Не существует человека, который бы полностью понял Кейна, как не существует того языка, с помощью которого его можно было бы раскрыть. И фрейдистские детские санки, которые казалось бы раскрывают нам истинную суть вещей, лишь очевидный элемент мифотворчества. Так выстраивалась вся европейская культура, начиная с Гомера, так выстраивается кино. Молодой и гениальный Уэллс показал то, как невозможно этим языком выстроить жизнь.