ПодранкиДрама (СССР, 1977) Режиссер: Николай Губенко В главных ролях: Николай Губенко
|
zzzloba
12 июня 2016 г., 20:00
Надо постараться вернуть ребятам детство, все худшее у них уже случилось.
Об этом фильме очень тяжело говорить, слишком много в нем живой, неутихшей боли. В нем совмещается несколько параллельных линий. Во-первых, история интерната, в котором силами демобилизованных солдат и офицеров пытаются дать шанс сиротам на нормальную жизнь. Во-вторых, детские воспоминания писателя о первых годах послевоенной жизни, о первых учителях и первой любви. И в-третьих, его уже взрослая попытка найти потерянных братьев, чтобы хоть как-то примириться с утратой самого важного периода жизни. Прекрасное чувство ностальгии по детству в Бартеневе смешивается с воспоминаниями о смерти родителей, с чувством покинутости, безнадежного одиночества в мире. И глядя на прекрасные пейзажи через оконное стекло, по которому стучит дождь, в эти переживания невозможно не поверить. А ведь Николай Губенко, режиссер картины, пережил это сам.
"Конечно, глупо надеяться, что отец вернется. Но лет 5 ещё можно…"
Глядя на глаза интернатовцев, понимаешь, что для них война ещё не закончена. Тяжело смотреть на искалеченные детские души, на их извращенные желания любви и ласки, на звериные попытки отомстить пленным немцам за отцов. Бартенев сумеет все это пережить благодаря природной тяге к поэзии, раскрывающейся на уроках по Пушкину. Образ великого поэта, который спустя века защищает мальчишек от безумия, нарастающего в душе, это одно из самых искренних и сильных признаний в любви к искусству. Поэтому Бартенев простит воспитателя-ветерана войны, ударившего его, как только увидит слезы раскаяния на глазах взрослого человека. "Каждый знает только свое горе", - заявит ему позже брат-рецидивист, но Бартенев только промолчит. Не потому что считает себя лучше, а потому что никому не известно, что пришлось пережить ему.
Один из самых пронзительных фильмов о детях и войне.
Путешествие в обратно
Я бы запретил,
И прошу тебя, как брата,
Душу не мути.
А не то рвану по следу,
Кто меня вернет?
И на валенках уеду
В сорок пятый год.
В сорок пятом угадаю,
Там, где — Боже мой! —
Будет мама молодая
И отец живой.