МамочкаДрама (Канада, 2014) Режиссер: Ксавье Долан В главных ролях: Энн Дорваль, Сюзанн Клеман, Антуан Оливье Пилон
|
Kvertoff
24 октября 2015 г., 23:08
Никогда не разделял всеобщих восторгов по поводу юного канадского дарования и до сих пор считаю, что критики своими чрезмерно хвалебными одами дают большой аванс Ксавье Долану. Во всяком случае, его полнометражный дебют меня разочаровал своим позерством и нарциссизмом. Я даже был уверен, что это очередной пустышка-хипстер, который юзает ЛГБТ-тематику для собственного продвижения на кинофестивалях. Но всё-таки мне интересно было следить за его дальнейшей карьерой и взрослением. Совпадение или нет, но вот уже второй фильм Долана мне нравится, где он занимает только режиссерское кресло, отдавая главные роли своим музам Энн Дорваль и Сюзанн Клеман.
"Мамочка" - это весьма специфичный продукт. Вот вроде и затрагивается банальная тема родителей и детей в очередной раз, но эти персонажи абсолютно новые и яркие. Тут нет затасканных шаблонных героев, поэтому история выглядит свежей и непредсказуемой. Зритель с интересом будет наблюдать, какие причуды появятся в голове Стива и как на это будет реагировать его современная мать Диана. Уже с самого начала понятно, что оба героя с придурью в голове. То они вместе танцуют и веселятся, то уже разносят дом в пух и прах в разгар семейной ссоры. Но Долан пошел еще дальше и в компанию странной семейки добавил чудную соседку с заиканием. Правда, линию Кайлы совсем не раскрыли, но она удачно вписалась в эту троицу ненормальных героев. Несмотря на странность персонажей и их не всегда адекватное поведение, к ним всё-таки проникаешься симпатией. Мне лично импонирует их бунтарский дух и непохожесть на других. Хотя я всё-таки считаю СДВГ психическим расстройством.
Я понимаю чувства Дианы, потому что жить со Стивом - это как ходить по минному полю с завязанными глазами. В любой момент может рвануть так, что мало не покажется. И проблема ведь не только в сложном материальном положении, а в постоянном напряжении и ожидании нового приступа агрессии. Стив кажется обаятельным эксцентричным юношей, с которым никогда не будет скучно. Но это если видеться с ним по несколько часов в день, как делала Кайла. А вот жить с таким человеком под одной крышей вряд ли наберется много желающих. Мне кажется, что Диана поступила правильно не только из эгоистичных побуждений. Она сама достаточно импульсивна, что еще больше усугубляет ситуацию. Здесь уважуха Долану. Он ни одну из сторон не осуждает. Он каждому герою дает возможность раскрыться и показать свои эмоции. Пусть зритель сам определит, чья позиция ему ближе и понятнее.
Отдельно стоит похвалить Долана за режиссуру. Здесь тоже заметен его "клиповский" почерк. Он умеет выбирать красивые кадры и придает большое значение стилистике. Гардероб героев, антураж домашнего интерьера и даже замечательный саундтрек отсылает к началу 2000-ых, придавая ленте ретроспективный оттенок. В эту временную эпоху мне приятно вернуться, поскольку мы почти ровесники. В принципе, это такой же хипстерский созерцательный продукт, как и его дебютная лента "Я убил свою маму". Но здесь гораздо больше эмоций и экспрессии. А за это стоит поблагодарить прекрасный актерский состав. Мне очень понравился яркий кокетливый образ Энн Дорваль. Меня снова удивила Сюзанн Клеман. В драме "И всё же Лоранс" она уже показывала взрывной импульсивный образ, а тут была почти весь фильм застенчивой тихоней. И только в одном эпизоде Клеман выплеснула шквал эмоций на Стива и на зрителей. Мне нравится такая игра с надрывом, когда смотришь и дух захватывает от энергетики актера. Поэтому неудивительно, что Долан регулярно приглашает их в свои проекты.
Подводя итог, хочу сказать, что взросление Ксавье очевидно. Он уже выходит за рамки ЛГБТ-тематики и интересуется другими не менее важными социальными проблемами. Заметен его профессиональный рост, как режиссера. Теперь в его фильмах не только китч, но и поиски катарсиса для героев. Видно, что он изучил вопрос СДВГ, поэтому раскрыл каждого персонажа максимально понятно для широкого круга зрителей. Да, его позерские замашки тоже остались. Например, фишка с обрезанным кадром. Но он относится к современникам, которые пишут историю нового кинематографа. Поэтому искренне надеюсь, что он не скатится в коммерческий мейнстрим, а будет и дальше снимать авторское актуальное кино.
MovieVision: Канада
Совет: Akcioma