Слоган | Мы с тобой ближе, чем мужчина и женщина |
Жанр | Драма |
Возрастной ценз | 16+ |
Рейтинг MPAA | R |
Хронометраж | 2 ч. 19 мин. |
Режиссер |
|
Премьера | 22 мая 2014 г. (В России — 13 ноября 2014 г.) |
Киностудия | Metafilms, Téléfilm Canada, Société de Développement des Entreprises Culturelles (SODEC), Quebec Film and Television Tax Credit, Canadian Film or Video Production Tax Credit (CPTC), Radio Canada, Super Écran |
Страна | Канада |
Сценарий |
|
Продюсер |
|
- Энн Дорваль
- Сюзанн Клеман
- Антуан Оливье Пилон
- Пьер-Ив Кардинал
- Патрик Уард
-
Ксавье Долан
Режиссёр -
Нэнси Грант
Продюсер -
Сильвен Корбелл
Продюсер
Содержание
Яркая и взбалмошная вдова Диана забирает из интерната своего сына Стива и полна решимости начать новую жизнь. Они бы с ним жили душа в душу, но вспышки гнева импульсивного сына то и дело подрывают шаткое равновесие в семье. На подмогу приходит скромная заикающаяся соседка Кайла, и в доме на время воцаряется идиллия, но как долго это продлится?
Отзывы
-
Kvertoff
24 октября 2015 г., 23:08Никогда не разделял всеобщих восторгов по поводу юного канадского дарования и до сих пор считаю, что критики своими чрезмерно хвалебными одами дают большой аванс Ксавье Долану. Во всяком случае, его полнометражный дебют меня разочаровал своим позерством и нарциссизмом. Я даже был уверен, что это очередной пустышка-хипстер, который юзает ЛГБТ-тематику для собственного продвижения на кинофестивалях. Но всё-таки мне интересно было следить за его дальнейшей карьерой и взрослением. Совпадение или нет, но вот уже второй фильм Долана мне нравится, где он занимает только режиссерское кресло, отдавая главные роли своим музам Энн Дорваль и Сюзанн Клеман.
"Мамочка" - это весьма специфичный продукт. Вот вроде и затрагивается банальная тема родителей и детей в очередной раз, но эти персонажи абсолютно новые и яркие. Тут нет затасканных шаблонных героев, поэтому история выглядит свежей и непредсказуемой. Зритель с интересом будет наблюдать, какие причуды появятся в голове Стива и как на это будет реагировать его современная мать Диана. Уже с самого начала понятно, что оба героя с придурью в…
Читать дальшеНикогда не разделял всеобщих восторгов по поводу юного канадского дарования и до сих пор считаю, что критики своими чрезмерно хвалебными одами дают большой аванс Ксавье Долану. Во всяком случае, его полнометражный дебют меня разочаровал своим позерством и нарциссизмом. Я даже был уверен, что это очередной пустышка-хипстер, который юзает ЛГБТ-тематику для собственного продвижения на кинофестивалях. Но всё-таки мне интересно было следить за его дальнейшей карьерой и взрослением. Совпадение или нет, но вот уже второй фильм Долана мне нравится, где он занимает только режиссерское кресло, отдавая главные роли своим музам Энн Дорваль и Сюзанн Клеман.
"Мамочка" - это весьма специфичный продукт. Вот вроде и затрагивается банальная тема родителей и детей в очередной раз, но эти персонажи абсолютно новые и яркие. Тут нет затасканных шаблонных героев, поэтому история выглядит свежей и непредсказуемой. Зритель с интересом будет наблюдать, какие причуды появятся в голове Стива и как на это будет реагировать его современная мать Диана. Уже с самого начала понятно, что оба героя с придурью в голове. То они вместе танцуют и веселятся, то уже разносят дом в пух и прах в разгар семейной ссоры. Но Долан пошел еще дальше и в компанию странной семейки добавил чудную соседку с заиканием. Правда, линию Кайлы совсем не раскрыли, но она удачно вписалась в эту троицу ненормальных героев. Несмотря на странность персонажей и их не всегда адекватное поведение, к ним всё-таки проникаешься симпатией. Мне лично импонирует их бунтарский дух и непохожесть на других. Хотя я всё-таки считаю СДВГ психическим расстройством.
Я понимаю чувства Дианы, потому что жить со Стивом - это как ходить по минному полю с завязанными глазами. В любой момент может рвануть так, что мало не покажется. И проблема ведь не только в сложном материальном положении, а в постоянном напряжении и ожидании нового приступа агрессии. Стив кажется обаятельным эксцентричным юношей, с которым никогда не будет скучно. Но это если видеться с ним по несколько часов в день, как делала Кайла. А вот жить с таким человеком под одной крышей вряд ли наберется много желающих. Мне кажется, что Диана поступила правильно не только из эгоистичных побуждений. Она сама достаточно импульсивна, что еще больше усугубляет ситуацию. Здесь уважуха Долану. Он ни одну из сторон не осуждает. Он каждому герою дает возможность раскрыться и показать свои эмоции. Пусть зритель сам определит, чья позиция ему ближе и понятнее.
Отдельно стоит похвалить Долана за режиссуру. Здесь тоже заметен его "клиповский" почерк. Он умеет выбирать красивые кадры и придает большое значение стилистике. Гардероб героев, антураж домашнего интерьера и даже замечательный саундтрек отсылает к началу 2000-ых, придавая ленте ретроспективный оттенок. В эту временную эпоху мне приятно вернуться, поскольку мы почти ровесники. В принципе, это такой же хипстерский созерцательный продукт, как и его дебютная лента "Я убил свою маму". Но здесь гораздо больше эмоций и экспрессии. А за это стоит поблагодарить прекрасный актерский состав. Мне очень понравился яркий кокетливый образ Энн Дорваль. Меня снова удивила Сюзанн Клеман. В драме "И всё же Лоранс" она уже показывала взрывной импульсивный образ, а тут была почти весь фильм застенчивой тихоней. И только в одном эпизоде Клеман выплеснула шквал эмоций на Стива и на зрителей. Мне нравится такая игра с надрывом, когда смотришь и дух захватывает от энергетики актера. Поэтому неудивительно, что Долан регулярно приглашает их в свои проекты.
Подводя итог, хочу сказать, что взросление Ксавье очевидно. Он уже выходит за рамки ЛГБТ-тематики и интересуется другими не менее важными социальными проблемами. Заметен его профессиональный рост, как режиссера. Теперь в его фильмах не только китч, но и поиски катарсиса для героев. Видно, что он изучил вопрос СДВГ, поэтому раскрыл каждого персонажа максимально понятно для широкого круга зрителей. Да, его позерские замашки тоже остались. Например, фишка с обрезанным кадром. Но он относится к современникам, которые пишут историю нового кинематографа. Поэтому искренне надеюсь, что он не скатится в коммерческий мейнстрим, а будет и дальше снимать авторское актуальное кино.
MovieVision: Канада
Совет: Akcioma -
Zaraza
6 июля 2015 г., 18:03Посмотрев фильм «Я убил свою маму», очень заинтересовалась режиссером Ксавье Доланом и решила посмотреть что-то еще. Интересно, что фильм на ту же тему взаимоотношения родителей и детей, и даже с той же самой актрисой в главной роли, но более зрелый и более цепляющий. Сюжет. Недалекое будущее. В Канаде принят закон, позволяющий родителям сдавать своих отпрысков в спецучреждения. Взалмошная мамаша забирает своего сына из школы-интерната, чтобы избежать помещения его в исправительное учреждение.
Плюсы. Сюжет. Интересный, неоднозначный, непредсказуемый, неоднозначный. С неоднозначным финалом. Да, ты ждешь трагической развязки с самого начала, напряженно наблюдая за разворачивающимися событиями, но все же финал открыт. Спасибо Долану.
Актеры. Потрясающие. Актрисы играют так, что невозможно отвести глаза. Эти вздутые жилки от напряжения на лбу Клеман, во время вспышки ее гнева, настолько они правдоподобны. Нереально крутой Пилон. Невозможно разделить актеров и их героев, настолько они органичны и кажется, что играют сами себя. Поскольку Долан сам…
Читать дальшеПосмотрев фильм «Я убил свою маму», очень заинтересовалась режиссером Ксавье Доланом и решила посмотреть что-то еще. Интересно, что фильм на ту же тему взаимоотношения родителей и детей, и даже с той же самой актрисой в главной роли, но более зрелый и более цепляющий.
Сюжет. Недалекое будущее. В Канаде принят закон, позволяющий родителям сдавать своих отпрысков в спецучреждения. Взалмошная мамаша забирает своего сына из школы-интерната, чтобы избежать помещения его в исправительное учреждение.Плюсы.
Сюжет. Интересный, неоднозначный, непредсказуемый, неоднозначный. С неоднозначным финалом. Да, ты ждешь трагической развязки с самого начала, напряженно наблюдая за разворачивающимися событиями, но все же финал открыт. Спасибо Долану.Актеры. Потрясающие. Актрисы играют так, что невозможно отвести глаза. Эти вздутые жилки от напряжения на лбу Клеман, во время вспышки ее гнева, настолько они правдоподобны. Нереально крутой Пилон. Невозможно разделить актеров и их героев, настолько они органичны и кажется, что играют сами себя. Поскольку Долан сам выбирает актеров в свои фильмы, опять таки ему респект и уважуха.
Герои. Влюбилась в них безвозвратно. Безусловно, у них всех много недостатков, и их поведение вызывает порою осуждение, а мамаша сперва безумно раздражала своим вызывающим поведением и внешним видом а-ля 90-е. Но сколько в них жизненной силы, жажды жизни, сколько в них любви, в конце концов! В отличие от «Я убил свою маму», здесь любовь матери и сына однозначна и не вызывает сомнения. Да, там навалом скрытых проблем, но насколько позитивнее и приятнее смотреть на их отношения! Порою глядя на героев, просто заряжаешься позитивом. Стив, ну такой Стив! Иногда ему хочется надавать пощечин, а иногда хочется тискать и някать.
Музыка. Редко я обращаю внимание на музыку, но тут она просто неимоверно цепляла. И пусть она в большинстве своем несовременная, но она безумно органично вписывается в фильм, создает с ним единое целое, создает нужное настроение. И опять-таки музыку Долан выбирает сам. Ну не гениальный ли мальчик?
Минусы. Совсем не раскрыта история Кайлы. Хотелось бы узнать о ее прошлом, о взаимоотношениях в семье, о загадочной фото мальчика на туалетном столике хотя бы в общих чертах.
Фишка. Квадратный кадр в формате Инстаграма, который дважды расширяется до обычного.
Итого. Прекрасный, удивительный фильм, который попал в любимые. Не уверена, что всем придется по душе из-за отсутствия особого экшена, но безусловно достойный просмотра.
-
ray_mondo
3 июля 2015 г., 17:48Клёвый фильм.
1. Не для любителей экшена, спецэффектов, движухи. 2. Не для любителей высокоинтеллектуального трэша. 3. Не для любителей сложных, запутанных сюжетов и твистов. 4. Не для зрителей-белоручек, которые думают, что к маме только на "Вы" и цветы на Восьмое марта.
Проходим мимо).
Остальным могу посоветовать).
Мне очень понравилась игра актёров, мне очень понравилось, что фильм получился жизненным, про реальные семейные отношения и проблемы в семье, а не про надуманные и априори розово-счастливые-сопливые семьи. Мне понравились абсолютно все центральные персонажи за типажность их характеров. Мне понравились ссоры - они настоящие, такие случаются почти в каждой семье. Сделано очень просто, простыми средствами, с небольшим бюджетом, но гармония получилась, на мой взгляд. Музыка - модная на данный момент, сразу видно режиссёра из приблизительно моего поколения.
Я проникся ГГ Стивом с первых кадров, актёр справился на отлично - смесь Маколея Калкина и какого-нибудь советского актёра-неформала 80-90-ых. Надеюсь, он будет сниматься дальше и увижу ещё кучу фильмов…
Читать дальшеКлёвый фильм.
1. Не для любителей экшена, спецэффектов, движухи.
2. Не для любителей высокоинтеллектуального трэша.
3. Не для любителей сложных, запутанных сюжетов и твистов.
4. Не для зрителей-белоручек, которые думают, что к маме только на "Вы" и цветы на Восьмое марта.Проходим мимо).
Остальным могу посоветовать).
Мне очень понравилась игра актёров, мне очень понравилось, что фильм получился жизненным, про реальные семейные отношения и проблемы в семье, а не про надуманные и априори розово-счастливые-сопливые семьи. Мне понравились абсолютно все центральные персонажи за типажность их характеров. Мне понравились ссоры - они настоящие, такие случаются почти в каждой семье. Сделано очень просто, простыми средствами, с небольшим бюджетом, но гармония получилась, на мой взгляд. Музыка - модная на данный момент, сразу видно режиссёра из приблизительно моего поколения.
Я проникся ГГ Стивом с первых кадров, актёр справился на отлично - смесь Маколея Калкина и какого-нибудь советского актёра-неформала 80-90-ых. Надеюсь, он будет сниматься дальше и увижу ещё кучу фильмов с ним. Блин, я верил каждому взгляду его персонажа - мальчика с серьёзными проблемами поведения. Вообще Стив меня покорил, не смотря на его взрывы агрессии и такую острую реакцию на всяческого рода ситуации, чтобы не проникнуться откровенным юношеским максималзимом, жаждой свободы, прямоты, живостью и безбашенностью нужно, наверное, зрителю совсем постареть... душой.
Концовка - она многообещающая, хотя и не лишена большой опасности. Трудно однозначно сказать, что случилось дальше, но я буду надеяться на лучшее, как и Диана. Хотя, скорее всего, я бы не поступил так с сыном, но судить заранее не могу. Это, наверное, выбор каждого отдельного родителя.
Не знаю, что там ещё наснимал режиссёр, знакомство продолжу).
Просмотрено в рамках Свободного киноклуба по предложению Chagrin .
-
Shishkodryomov
31 марта 2019 г., 17:09Быстро и как-то незаметно очень молодой режиссер Ксавье Долан (28 лет) превратился в весомую и значимую фигуру. Ничего, казалось бы в основной массе времени на экране не происходит, там ходят и разговаривают люди, хотя экшн временами прорывается наружу и еще какой. Тема семьи в творчестве Долана главенствующая. И пусть семьи его постоянно состоят из бешеных и эпатажных людей - эффект реальности происходящего превосходит все ожидания. Не могу точно определить - почему это так. Может из-за ненавязчивого звукового фона, может из-за множества самых обычных, но значительных образов - из крана капает вода, пакет рвется и продукты сыпятся на асфальт, затем парнишка бежит с продуктовой коляской по дороге, мешая машинам и швыряет в водителей лаймы. Образы оригинальные и какие-то концептуальные, что ли. Долан действительно умеет снимать кино.
"Мамочка" - еще один из фильмов на тему взаимоотношений сына и матери, первый фильм режиссера был "Я убил свою маму", все с той же Энн Дорваль. Проблемы их кажутся настоящими и вот еще что - и сын, и мать, не то чтобы представители каких-то…
Читать дальшеБыстро и как-то незаметно очень молодой режиссер Ксавье Долан (28 лет) превратился в весомую и значимую фигуру. Ничего, казалось бы в основной массе времени на экране не происходит, там ходят и разговаривают люди, хотя экшн временами прорывается наружу и еще какой. Тема семьи в творчестве Долана главенствующая. И пусть семьи его постоянно состоят из бешеных и эпатажных людей - эффект реальности происходящего превосходит все ожидания. Не могу точно определить - почему это так. Может из-за ненавязчивого звукового фона, может из-за множества самых обычных, но значительных образов - из крана капает вода, пакет рвется и продукты сыпятся на асфальт, затем парнишка бежит с продуктовой коляской по дороге, мешая машинам и швыряет в водителей лаймы. Образы оригинальные и какие-то концептуальные, что ли. Долан действительно умеет снимать кино.
"Мамочка" - еще один из фильмов на тему взаимоотношений сына и матери, первый фильм режиссера был "Я убил свою маму", все с той же Энн Дорваль. Проблемы их кажутся настоящими и вот еще что - и сын, и мать, не то чтобы представители каких-то альтернативных, ненормальных взглядов на эту жизнь. Они оба такие, что энергия бьет ключом, не только несовершеннолетний сын, но и мать в свои 46 лет (почти соответствует реальному возрасту актрисы). Фильм неистов, будоражит и жжет, заряжает и заражает, режиссерские находки удивляют, убивают и уносят, сюжетные повороты оригинальны и многозначительны, невообразимы и кошмарны. Послевкусие же гарантировано во всех смыслах. Фильмы Долана не забываются.
-
Lonely-Psyho
12 января 2015 г., 22:32Юбилейная лента канадского вундеркинда Ксавье Долан – молодой канадский режиссер, получивший прозвище «Вундеркинд» благодаря своему первому фильму «Я убил свою маму», который снял в девятнадцать лет. В конце 2014 года вниманию зрителей предстала пятая режиссерская работа Долана «Мамочка», получившая признание жюри на Каннском кинофестивале. Как и в большинстве своих картин, в «Мамочке» Ксавье Долан раскрывает тему взаимоотношений матери и трудного сына-подростка. Главная героиня фильма – неординарная и взбалмошная вдова Диана вынуждена забрать домой сына Стива из исправительного интерната. Сама Диана далека от общепринятого представления хорошей матери, но в любви к неконтролируемому сыну, страдающему вспышками агрессии, ей не откажешь. С появлением в жизни вновь воссоединившейся семьи соседки Кайлы, которая начинает заниматься образованием Стива, жизнь всех твоих налаживается, но, как известно, счастье – штука недолговечная. Энни Дорвал и Сюзанн Клеман – любимые актрисы Долана, появляющиеся периодически то в одной, то другой его работе, снова и снова поражают своей…
Читать дальшеЮбилейная лента канадского вундеркинда
Ксавье Долан – молодой канадский режиссер, получивший прозвище «Вундеркинд» благодаря своему первому фильму «Я убил свою маму», который снял в девятнадцать лет. В конце 2014 года вниманию зрителей предстала пятая режиссерская работа Долана «Мамочка», получившая признание жюри на Каннском кинофестивале.
Как и в большинстве своих картин, в «Мамочке» Ксавье Долан раскрывает тему взаимоотношений матери и трудного сына-подростка. Главная героиня фильма – неординарная и взбалмошная вдова Диана вынуждена забрать домой сына Стива из исправительного интерната. Сама Диана далека от общепринятого представления хорошей матери, но в любви к неконтролируемому сыну, страдающему вспышками агрессии, ей не откажешь. С появлением в жизни вновь воссоединившейся семьи соседки Кайлы, которая начинает заниматься образованием Стива, жизнь всех твоих налаживается, но, как известно, счастье – штука недолговечная.
Энни Дорвал и Сюзанн Клеман – любимые актрисы Долана, появляющиеся периодически то в одной, то другой его работе, снова и снова поражают своей игрой, способностью вжиться в роль, одной эмоцией, без слов, показать внутренний мир своих героинь. «Немые сцены» - это вообще один из важных инструментов молодого режиссера. Эмоции, украшенные прекрасно подобранным музыкальным сопровождением. Красивая, романтичная, печальная картинка, наполненная солнечными бликами, приглушенными природными красками. Погода мастерски вписана в сюжет, она словно играет свою собственную, важную роль во всей нити повествования. Но все это уже известные «фишки» Ксвавье, а вот игра с расширением и сужением экрана, зависящая от событий и настроений главного героя – это необычно новый ход.
Отдельное внимание хочется уделить музыке, звучащей в «Мамочке». Возможно, поколение постарше, не будет уж так сильно восхищаться саундтреками, как современники Долана. Но смотреть картину, под песни из твоего плеера – это несомненно впечатляет. Хотя, зачастую критики и ругают Ксавье за «перебор» с музыкой, но режессер не раз признавался, что именно под музыку и рождаются сцены его фильмов.
Так или иначе, несмотря на восторженные отзывы Каннского жюри и огромные рейтинги фильма, «Мамочка» так и не попала в список номинантов на «Оскар», как лучший фильм на иностранном языке, а между тем, Канада из года в год, выбирает именно картины Ксавье Долана, в качестве представителя своей страны.
Кроме того, к глубокому сожалению, далеко не во всех городах «Мамочка» появилась в прокате. Поэтому, считаю, большим везением, что мне удалось оценить картину в одном из московских кинотеатров.
Стоит ли добавлять, что любимый режиссер снова не смог разочаровать? -
martishka
26 мая 2016 г., 00:45У меня не было никаких предварительных ожиданий, - тот редкий случай, когда я совсем не читала критику, и о полученных фильмом наградах узнала уже после просмотра. Итоговые впечатления - тяжелые. В первую очередь, конечно, потому, что я сама - мама мальчика, и имею особенность - проецировать на себя события таких фильмов. Предполагать, "а что, если" и ужасаться "не дай Бог".
Становится жалко всех - и психически нездорового парнишку, и его мать - одинокую, несчастную, пусть взбалмошную и никак не желающую взрослеть и принимать мир вокруг как данность, и ту соседку, что случайно оказывается причастной к жизни этой семьи... История, в которой нет не то что простого решения, а вообще буквально нет выхода - семейный ад-паутина. Наверное, это кино стоит назвать честным, без патоки, но насколько же непросто принимать беспросветность. -
ArturSumarokov
31 октября 2015 г., 00:02Диана никогда не была безутешна и, даже овдовев, приняла случившееся как привычную неизбежность, рутинную данность, сознательный рок, противиться которому она не в силах. Впрочем, и желания такого у Дианы не возникало, ибо смерть для нее вторична, а жизнь, пускай и замкнутая в пределах заброшенного во вневременьи родимого особняка, — первична. Все в ней всегда кипело, искрилось, безумствовало. Всю ее яркую, броскую, карнавальную жизнь нельзя уместить в несколько фраз, невозможно охватить одним кадром. И в этот суматошный и странный мир Дианы после длительного отсутствия, связанного с пребыванием в психиатрической лечебнице(на дворе, между тем, течет и плавится воском на солнце 2015 год, когда можно свободно отправить в лепрозорий ненужных детей своих), врывается ее сын Стив — не уступающий в своей неземной делирийности матери. Копившаяся годами злость стремится вылиться океаном слез, многократным эхом истерик в пустоте, невысказанной и невыстраданной еще болью в то время, когда в несуществующей по сути своей семье появляется третий, который на сей раз не будет лишним.
Главный…
Читать дальшеДиана никогда не была безутешна и, даже овдовев, приняла случившееся как привычную неизбежность, рутинную данность, сознательный рок, противиться которому она не в силах. Впрочем, и желания такого у Дианы не возникало, ибо смерть для нее вторична, а жизнь, пускай и замкнутая в пределах заброшенного во вневременьи родимого особняка, — первична. Все в ней всегда кипело, искрилось, безумствовало. Всю ее яркую, броскую, карнавальную жизнь нельзя уместить в несколько фраз, невозможно охватить одним кадром. И в этот суматошный и странный мир Дианы после длительного отсутствия, связанного с пребыванием в психиатрической лечебнице(на дворе, между тем, течет и плавится воском на солнце 2015 год, когда можно свободно отправить в лепрозорий ненужных детей своих), врывается ее сын Стив — не уступающий в своей неземной делирийности матери. Копившаяся годами злость стремится вылиться океаном слез, многократным эхом истерик в пустоте, невысказанной и невыстраданной еще болью в то время, когда в несуществующей по сути своей семье появляется третий, который на сей раз не будет лишним.
Главный каннский фаворит последнего времени, канадский вундеркинд Ксавье Долан, все фильмы которого являются удивительно созвучными актуальному времени, при этом оставаясь и сугубо универсальными высказываниями о разрушенном гуманизме и тлетворности ханжества, таки снял свою собственную «Медею»(первая принадлежит, естественно, Фон Триеру) и «Мою мать»(Оноре, впрочем, превзойдя по всем основным параметрам), зарифмовав оба эти фильма на тему рокового материнства в своей пятой по счету крупной режиссерской работе — фильме «Мамочка» 2014 года, открывавшем, естественно, нынешний Каннский кинофестиваль, забрав с него двойной приз жюри. Впрочем, «Мамочка» стремится и закольцевать до основания весь творческий путь молодого да борзого канадского дарования, связав картину единым узлом в теме взаимоотношений между детьми и родителями, узже — между матерью и сыном, с дебютом Долана — картиной пятилетней давности и фертильной культовости «Я убил свою мать».
Именно последнее — желание принизить, уничтожить, убить родное естество, мать свою, подарившую жизнь своему ребенку, который вышел из-под всякого контроля, и не нашел ни усмирения, ни успокоения, будучи недолюбленным — ощутимо звучит в «Мамочке» тревожными набатами, стучит барабанами пульса в ушах, звенит многочисленными ссорами и фонит кошмарными снами(тогда как «Я убил мою маму» лежало в пределах гротеска, магического и физиологического реализма, годаровского экспериментаторства, ненарочитого ученического синефильства, и поиска авторского стиля, обретения собственного голоса и кинематографического языка), делая личную драму Стива и Дианы — меж тем, явно носящую рясу автобиографичности ввиду повторного обращения Долана к теме Медеи на современный лад — трагедией, нерв которой вот-вот порвется на наших глазах. «Мамочка» — это уже совершенно зрелое и болезненное кино, не ставящее перед собой целей шокировать, но — осознать, разобраться, постичь и отпустить. Впрочем, отпустить своего искрометного светловолосого дитяти, так смутно похожего на самого Долана, свою плоть от плоти, заточенную в клетку по своей же воле, убить в нем право на юношеский бунт, на экспрессию максимализма, на первую любовь и первую кровь, дать ему вольницу и горницу среди бесконечных просторов Канады недалекого будущего, Диане не дано. Она держится за своего сына хваткой Цербера, выдавливая в нем остатки непосредственности, лепя его по своей кальке, творя из него личность, рядом с которой ей будет удобно, но не ему. Подобные садистические отношения, построенные по гегелевскому принципу или даже по заветам Де Сада, уже звучали у Долана ранее в его обманчиво притворявшемся триллером «Томе на ферме», где во главу угла была вновь поставлена тема любовных конфликтов, возникших на почве трагической гибели и взаимных обвинений, осознания собственной вины и тяжкого наказания за ту случайно причиненную боль.
Но любовный треугольник из сына-матери-любовника брата в «Томе на ферме» обернулся авторским высказыванием о любви как игре с неожиданным результатом, о похоти и власти с хичкоковско-ханекевскими полутонами. В конце концов, в «Томе на ферме» отсутствовала всякая гетеросексуальность, а привычный долановский поиск своего Я, своей гендерной принадлежности был уже завершен. «Мамочка» уже кино совершенно иного, именно что гетеросексуального рода, разыгранное в неслучайных социополитических условиях 2015 года. На будущности действия Долан будто специально слишком заостряет внимание, чтобы придать картине флер актуального комментария, но вскоре, увлекшись фрустрационной рефлексией собственных героев, где на одного М целых две Ж самого стервозного типа, Долан делает картину и вовсе вневременной, ломая к тому же привычную для себя глянцевую стилистику, а в многочисленных музыкальных фразах, синонимичных фразам монтажным, с плавной поступью синематического перехода, пряча рисунок нетривиальной метафоричности. Собственно, каждый из персонажей здесь словно пришел не из мира реального, а из пространства мифического, надреального, преисполненного фантомных болей и просто фантомов. Эротизм обрывается в картине экзистенциальной неопределенностью, вместо бурного тройственного секса, отягощенного инцестом и неизлечимой уже социопатией, близкой к психопатии, у Долана выходит фильм не о Сыне, проживающем свои лучшие года в кризисе, в изломе физическом и надломе психическом, а о Матери, Мамочке, Маман в альмодоварском смысле(тема Альмодовара в контексте всего творчества Долана достойна отдельного разговора; «Я убил свою мать» созвучно «Все о моей матери», тогда как «Мамочка», естественно, синонимизирует «Возвращению», причем тема возвращения имеется и у Долана).
Мать для Долана из обоих фильмов, образующих по сути дилогию, рассказывающую на первый взгляд об одном и том же, но с поправками в суждениях и с ремарками с точки зрения исполнения, это не святая, не Грааль, не Лоно, перед которым надо поклоняться, выламывая руки и вымаливая прощения. «Мамочка» — это о кино о нераскаявшейся грешнице, которая привела в суетный мир своего сына, но не знает как с ним правильно обращаться, ибо время воспитания упущено, а жизнь растрачена на дамский набор будуарных веселостей современной женщины вне правил, достигшей апогея собственной эмансипированности и ей упивающейся. Тени маргинальности, социальной отрешенности центробежного в сюжетной конструкции картины трио, внешней благополучности при внутренней разобщенности, нависают густыми от черноты грозовыми тучами слишком очевидно, чтобы быть невысказанными, но Долан скрадывает любую девиантность, обрывая ее на полуслове и сосредотачиваясь не на шокомании, а на почти ходоровской психомагии, тогда как элементы педагогической драмы кажутся слишком нарочитыми, чтобы в финале выплеснуться истерией и исповедью, которая уравняет виновных и безвинных, ангелов и демонов. Если героиню дебютной убиенной мамы было жаль, ее хотелось понять, простить, забыть ее грехи и принять такой какая она есть, дав ее сыну право на все, что он заслужил, то почти такую же героиню в «Мамочке», лишенную шелухи гротесковости, уже нет. Впрочем, «Мамочка» — это кино, рассказанное с позиции обеих сторон. Не консервативное, а экспансивное. О любви ли это кино? Да, если принять как данность расхожее выражение о том, что любовь ранит. Любовь в картине слишком сложна, чтобы быть упрощенной, сниженной до бытового уровня. Да и весь быт в картине сведен до аскезы, его нет на периферии, а все пространство картины, — фильмически полистилистической, с переходами от малого экрана к большому, от стандартных приемов до постмодернистских, от беззвучной тишины до оглушающей громкости намеренного попсового бэкграунда прямиком из 90-х годов, невзирая на иное хронотопическое пространство фильма — занято, вплоть до состояния толпы, тремя персонажами, главная из которых Мать. Ди, Диана, Дай. У нее множество имен, лик, но натура одна, неизменная и неизмеримая. Впрочем, Долан пытается понять не только сущность Матери, но сущность Женщины, остающейся для него непостижимой загадкой, неразгаданной тайной, нераскрытой книгой, нерасшифрованным посланием. «Мамочка» стремится хотя бы наполовину к этому, ведь узнать Женщину значит узнать Бога, тогда как мужчину Долан изучил уже вдоль и поперек. Очень личное и снятое будто на мобильный телефон, этакое острое и проницательное кинонаблюдение, фильм Долана не оставляет привкуса недосказанности. -
LagSeeing
30 января 2019 г., 22:05Сильный и эмоционально тяжелый фильм с прекрасной музыкой и отличной игрой актеров, но совсем не мое, отсюда и оценка. Скажем так, этот фильм для тех кто, воспринимает кино не только как развлечение после тяжелого трудового дня, но и как искусство. В таком случае его смело можно рекомендовать к просмотру. Фильм по большему счету о взаимоотношениях матери с сыном-подростком 16 лет, только к общевстречающейся ситуации прибавлено множество проблем: у сына серьезное заболевание - нарушение психики, гипервозбудимость и неспособность держать под контролем эмоции, мать, эдакая стриптизерша на пенсии, без образования, после смерти мужа вынуждена зарабатывать на жизнь и когда волей случая ей приходится забрать сына из исправительного учреждения еще и теряет работу. То есть по сути тут целый клубок проблем и все это нужно вынести на одних плечах. К этой парочке прибавляется третий персонаж - странная заикающаяся соседка - бывший педагог со своими проблемами (к сожалению этот персонаж раскрыт плохо по сюжету и истории, а довольно интересный). Три наших героя стараются изо всех сил найти…
Читать дальшеСильный и эмоционально тяжелый фильм с прекрасной музыкой и отличной игрой актеров, но совсем не мое, отсюда и оценка.
Скажем так, этот фильм для тех кто, воспринимает кино не только как развлечение после тяжелого трудового дня, но и как искусство. В таком случае его смело можно рекомендовать к просмотру.
Фильм по большему счету о взаимоотношениях матери с сыном-подростком 16 лет, только к общевстречающейся ситуации прибавлено множество проблем: у сына серьезное заболевание - нарушение психики, гипервозбудимость и неспособность держать под контролем эмоции, мать, эдакая стриптизерша на пенсии, без образования, после смерти мужа вынуждена зарабатывать на жизнь и когда волей случая ей приходится забрать сына из исправительного учреждения еще и теряет работу. То есть по сути тут целый клубок проблем и все это нужно вынести на одних плечах. К этой парочке прибавляется третий персонаж - странная заикающаяся соседка - бывший педагог со своими проблемами (к сожалению этот персонаж раскрыт плохо по сюжету и истории, а довольно интересный). Три наших героя стараются изо всех сил найти все-таки выход из сложившейся ситуации и даже в какой-то момент у них это получается. Однако будем реалистами, итог в принципе ясен еще в начале фильма. Временами наблюдать очень интересно, временами сюжет несколько провисает и становится нудновато. И хотя первое впечатление в начале фильма у меня было связано с пословицей - "что посадили,то и выросло". Казалось бы у вульгарной женщины,которая большую часть своего времени тратит на выпивку и сигареты и отказывается взрослеть по логике и должен быть именно такой ребенок, но затем...затем понимаешь что все намного глубже и страшнее. Безумно жалко всех. И парня, который нуждается в любви и заботе и по сути не виноват в своем заболевании и тоже по своему старается. И мать. Жить с больным ребенком,научиться оправдывать себя за то что он тебе "неудобен" и тем не менее все же на что-то надеяться, хотя надежд уже нет. Далеко не все люди способны на яркую самоотверженную любовь и самоотречение, мать Стива не из таких, но сколько из нас способны на такой подвиг сказать трудно.
Весь фильм буквально пронизан одиночеством, безысходностью и горечью.Запомнится однозначно надолго.
Подробности
Оператор |
|
Подборки
-
Киносливочки
794 фильма
-
100 лучших фильмов по версии MovieVision
100 фильмов
-
MovieVision: подборка игры
467 фильмов
-
Queer Palm: Номинанты и лауреаты
113 фильмов
-
Со всего света
130 фильмов
-
"Угадай фильм по кадру"
572 фильма