На берегуДрама, Мелодрама (США, 1959) Режиссер: Стэнли Крамер В главных ролях: Фред Астер, Ава Гарднер, Грегори Пек, Энтони Перкинс, Джон Тейт
|
M_O_Z_G
12 сентября 2015 г., 05:48
Не хочу показаться законченным олдфагом и говорить, что раньше трава была зеленее. Но я посмотрел этот фильм после экранизации 2000 года и увидел два совершенно разных произведения. Как не грустно это признавать, но версия 59 года оказалась значительно сильнее, при том, что транслирует точно такую же идею, как и фильм 2000 года. Причём, делает это за свои киношных ~1,5 часа гораздо глубже. Ниже я уже субъективно не смогу удержаться от сравнений, за что прошу простить.
Здесь как нельзя кстати подходит парадигма «меньше — лучше». Нет никакого излишнего пафоса, нескольких десятков ревущих истериков, натуралистичной кровавой рвоты и полуразложившихся трупов. Нет, потому что они вообще не нужны. Это не фильм-катастрофа, даже не фильм о ядерной войне, это мелодрама о человеческих отношениях. Ядерная война, свиной грипп, инопланетяне, бубонная чума, любой катаклизм в качестве фона можно подставить и ничего не измениться. Просто тогда это было актуально. О ядерной войне, облаках и СССР говорили 2 минуты в середине фильма и больше к этой теме не возвращались. Все просто скоро умрут, не суть важно от чего. Для примера, в ремейке все до рези в глазах рвали глотки о плохих США, которые не договорились с Китаем. Здесь же в Австралию могло приплыть каноэ с Таити под Скандинавским флагом и фильм не потерял бы вообще ничего.
Конечно, всё несколько наивно выглядит, но это 59-ый год, так и должно быть. С другой стороны, если этот фильм наполнить теми анархическими представлениями об атомном холокосте, которые есть у нас сейчас, говорить о простых и трогательных вещах станет в разы сложнее. Что и случилось с ремейком. Этот фильм о простых, маленьких радостях, которыми наполняют последние дни жизни небольшая группа показанных людей. Они делают это с определенной эмоциональной нагрузкой, их смятение видно, его можно почувствовать, оно читается в глазах, их действиям предшествует некоторая прелюдия. Чёрт возьми, даже у последней секретарши в адмиралтействе есть «прошлое» и эмоции по поводу происходящего, казалось бы. Они не бегают хаотично в кадре, в ожидании, когда им наконец дадут команду убить себя. И всё выглядит органично, с поправкой на возраст.
Здесь все сыграли блестяще, и каждый сказал и сделал ровно столько, сколько было необходимо. Причём, в начале я подумал, что может быть команда участвовавшая в съемках ремейка никогда не видела оригинальную экранизацию и поэтому налажала по полной, но некоторые сцены срисованы под копирку, и значит этот фильм они всё-таки видели. От того так печально осознавать, какое изуверство можно сделать в 21 веке, при всём опыте и технических возможностях, чтобы на 99% потерять всё то хорошее, что было.
Вот самые кричащие и основные отличия от версии 2000 года:
- Мойра не ведёт себя как последняя нимфоманка, которой важно только заткнуть чем-нибудь пространство между ног. Прыгая из постели в постель "за 5 минут до..." Я допускаю, что сексуальная революция предполагает и такое поведение, но сам персонаж к этому не расположен.
- Джулиан Осборн участвует в последних в мире гонках, на самой быстрой машине, о которой мечтал всю жизнь — побеждает. После чего отравляет себя выхлопными газами в гараже. Это логично! Этот же персонаж в 2000 году просто выезжает на пустой трек и врезается в рекламный билборд, с выражением лица как у конченного психопата. Его персонаж в 59 году хотя бы как-то объясняет свои чувства - он разочаровался во всём. Это и понятно, всё-таки армагеддон. Его версия в ремейке - вечно пьяный маньяк, который когда-то, в прошлом получил премию, из-за чего смотрит на всех как на г… и желает снова затащить Мойру в постель.
- Лейтинант Холмс в течении жизни никогда не говорил жене о своих чувствах, как она того бы хотела. Он слегка застенчивый и у него слабая инициатива против Тауерса. В реймеке же, он чуть ли не с первого дня закупался ядом для всей семьи и вёл себя с капитаном как портовая шлюха.
- У Капитана Тауерса не случается панических атак при малейшей мысли о детях. Видно, что он думает и переживает по этому поводу, но его не прошибает холодный пот, галлюцинации, приступы неконтролируемого гнева (чёрт возьми, он же всё-таки капитан атомной подлодки, должна быть дисциплина). В ремейке он выглядит полный м.....
- Количество людей выделывающих кирпичи из-за острого желания поскорее убить себя, в 59 году значительно меньше (один единственный моряк), и это хорошо. Всё-таки, умирать, пусть даже и перед лицом неотвратимого, это не очень приятно. Также тут нет высосанных из пальца трагических случайностей, сделанных ради того, что бы полчаса хронометража смаковать "эпичную трагедию", перебивая её спонтанным сексом.
- Бутылочка Кока-Кокы запутавшаяся в занавеске и давящая на передатчик в радио-будке заброшенного завода — это конечно маловероятно, но по крайней мере объясняет почему сигнал имел странную смысловую нагрузку. В ремейке какой-то ноутбук на солнечной батарее вещал MPEG-2 файл с DVD диска, и за 5 дней из него удалось вытащить пять слов — это кажется полным бредом в сравнении с бутылочкой. Я понимаю, что ноутбуки с GPU в нулевых потрясали воображение, но к чему усложнения ведущие к потере здравого смысла? Бутылочка, обыкновенная - и всё органично.
- Люди на подлодке задаются вопросом о том, почему в мёртвых города не видно трупов, ищут этому какое-то объяснение. То-есть, им всё-таки кажется это странным, в ремейке это подают как само-собой разумеющееся, мол все так и должны умирать.
Я читал, что многие считают версию 2000 года прям "шедвером-шедевром", они или никогда не видели оригинальную экранизацию, или я уже слишком старый солдат и не понимаю слов любви)