СолдатыВоенный, Драма (СССР, 1956)
|
sparrow_grass
23 ноября 2014 г., 17:58
Повесть Некрасова, по которой снят этот фильм, просто супер! Сначала я прочитала повесть, затем уже, через недельку примерно, решила посмотреть и фильм. Так что впечетления от книги еще были очень свежи, и все разночтения резко бросались в глаза. Книга все-таки лучше, но и фильм хорош, просто сложно достичь уровня книги. В написании сценария участвовал сам автор повести, так что тут мало чего спишешь на создателей фильма. Кстати, сам Некрасов так говорил об этом, и это многое объясняет:
После какого-то там варианта стало ясно, что, слепо следуя книге, ты губишь и книгу, и будущий фильм. Кино не может всего переварить. У него свои законы, и законы очень суровые: сеанс полтора часа, картина 2700 метров, сценарий не больше восьмидесяти страниц на машинке. А в повести 250 страниц — 13 печатных листов. Что же делать? Выход один. На кинематографическом языке это называется делать «по мотивам». То есть та же мысль, те же основные события, те же основные герои, но не обязательно те же «предлагаемые обстоятельства». Короче говоря, ты делаешь некую «выжимку» из произведения, берешь из него самое существенное и лепишь нечто новое, рассчитанное уже не на читателя (режиссёр и актёры не в счёт), а на зрителя, у которого к тебе — писателю, совсем другие требования, чем у читателя.
И все равно, многие яркие образы повести жалко, что они не живут в фильме. Чумака объединили с Ширяевым, и потеряли очень интересную фигуру - собственно разведчика Чумака, судя по всему, из бывших блатных. Седых сделался более рубахой-парнем, а ведь это тоже очень интересный, самобытный образ в книге, довольно сильно отличающийся от того, что в фильме. Вот сюжет что немного скомкали - и ладно, а когда характеры интересные уходят, то ОЧЕНЬ жалко, для меня в художественных произведениях самое главное - это характеры. Правда, зато Фарбер неплохо получился, и главный герой Лейтенант Керженцев, и Валега - уже хорошо, и на том спасибо.
В общем, один из лучших фильмов о войне, думаю, во многом Некрасов вообще определил стиль действительно хороших советских фильмов о войне, где на самом деле не столько какой-то там ура-патриотизм, но и не чернуха, как это сейчас бывает, а главное - люди, которые на своих плечах, своим трудом вынесли все ужасы, которые не сдались и не отчаялись, сумели сохранить в себе нормальные человеческие качества. Люди, характеры, их взаиомоотношения, интересы, мысли, поступки - это те главные реперные точки, на которых все держится, в любые времена.