Отзыв Zatv о фильме «Мой сосед Тоторо»

Мой сосед Тоторо

Мой сосед Тоторо

Аниме, Комедия (Япония, 1988)

Рейтинг IMDB: 8.1 (326 613 голосов)

Анимация Миядзаки – это соприкосновение с совершенно иной, фантастической культурой, вход в параллельный мир. В этом мире, когда ребенок приходит к родителям и сообщает, что видел лесного духа, его не ругают, не тащат к психиатру и не обвиняют в разбушевавшейся фантазии, а грустно замечают, что взрослым это видеть уже не дано.


1. Синтоизм и японский образ мышления.
Чтобы понять фильм Хаяо Миядзаки «Мой сосед Тоторо», надо сделать небольшой экскурс в религиозный мир Японии, где мирно уживается монотезм в виде буддизма и язычество в виде синтоизма.
Синто в переводе с японского обозначает «путь богов (или духов)». Пантеон этой религии насчитывает более 8 миллионов ками, к которым относятся души умерших, духи рек, гор, озер и покровители ремесел.
Синтоизм не требует от своих последователей молитв или чтения священных текстов. Достаточно лишь участвовать в празднествах и церемониях. Для отправления обрядов, молитв и совершения жертвоприношений сооружались небольшие храмы, многие из которых регулярно перестраивались или возводились на новом месте примерно каждые двадцать лет (считалось, что именно такой срок духам приятно находиться в стабильном положении на одном месте).
Синтоистский храм делится на две части: внутреннюю и закрытую (хондэн), где обычно хранится символ ками (синтай), и наружный зал для молений (хайдэн). Посещающие храм заходят в хайдэн, останавливаются перед алтарем, бросают в ящик перед ним монетку, кланяются и хлопают в ладоши, иногда произносят при этом слова молитвы (это можно и про себя) и уходят.
Цель человека в синтоизме — гармонично существовать с природой. Именно традициями этой религии объясняется присутствие почти в каждом доме пусть маленького, но садика или лужайки с нагромождениями камней – элементов дикой природы.
Весьма показательно в этом плане поведение в мультфильме отца четырехлетней Мэй. Узнав о встрече дочери с духом леса, он просто повёл дочерей к камфорному дереву, обвязанному сименавой (верёвкой из рисовой соломы и полос бумаги), поблагодарить духов за то, что они позаботились о малышке.

Синтоизм тесно переплетен с бытовой культурой японцев.
Например, вот здесь я писал, что один из обязательных предметов в японских школах - «любование природой». Именно не природоведение, а природовосхищение, которое воспитывает не только бережное отношение к окружающей среде, но и очень нужные для плодотворной и качественной жизни эстетические чувства.
2. Главные персонажи и сюжет

Сюжет мультфильма умещается в пару абзацев.
Япония, конец 1950-х. Сацуки, Мэй и их отец переезжают из города жить в деревню. Мама болеет и лежит в больнице.
Но это просто внешняя канва. Суть фильма – это взгляд на мир глазами ребенка, когда чудеса поджидают за каждым углом. Рыбы в ручье, золотистый жёлудь, лестница, которую трудно найти, жаба под дождём, статуи в часовне – из таких пустячных моментов и состоят детские воспоминания.
***
В фильме не так много главных персонажей.
Сацуки Кусакабэ — старшая сестра в семье, бойкая и шустрая стройная девочка с короткими тёмными волосами.
Мэй — младшая сестра Сацуки, маленькая девочка с каштановыми волосами, которая ещё не ходит в школу. Капризная и обидчивая, хоть и пытается считать себя уже взрослой.

Отец – это скорее роль второго плана. Преподает в университете, и на его плечи легла вся тяжесть переезда и обустройства на новом месте, а также забота о детях и жене, которая лежит в больнице.
Тоторо — хранитель леса, очень большое мохнатое существо, чем-то похожее на кота. Не умеет говорить и издаёт только грудные рычащие звуки. Но сначала в мультфильме появляются маленький белый тоторо, который приводит Мэй к среднему, а затем по норе, очень смахивающую на нору кролика из «Алисы в Стране Чудес» девочка попадает уже к самому большому духу. Кстати, «тоторо» - это слово «тролль», которое не может выговорить маленький ребенок.

Котобус — огромный кот-автобус. Имеет очень информативный указатель, указывающий куда и к кому нужно ехать. Находит любое место, передвигаясь самыми немыслимыми способами и с огромной скоростью. Видит в темноте, испуская из глаз лучи света. И является персональным средством передвижения Тоторо.
3. Мир «Тоторо»
Весь фильм пронизывает простая, но часто забываемая идея, закон, связывающий семью, деревенскую общину и вообще весь мир – забота и помощь по отношению к тому, кто рядом. Забота без награды и похвалы, но требующая каждодневного, постоянного деятельного участия. Просто потому, что это необходимо: отдать зонтик тому, кто мокнет под дождём, приготовить завтрак близким, всем миром броситься прочесывать пруд, в котором могла утонуть Мэй.
Сацуки впервые знакомится с Тоторо на автобусной остановке во время дождя и, не задумываясь, отдает ему папин зонт. А деревенский мальчик в свою очередь оставляет ей с сестрой свой зонт, когда они по дороге из школы укрываются в часовне духа- покровителя детей.
***
Этот мультфильм надо обязательно посмотреть и детям и взрослым. Мудрые японцы даже включили его в школьную программу.

P.S. Еще один кадр из мультфильма, чтобы продемонстрировать скрупулезность проработки пейзажей на студии «GHIBLI», которой и руководит Миядзаки.

Комментарии

Написать комментарий
  • 

    Прекрасное аниме. Одно из самых лучших.
    Меня очень тронула детальнейшая проработка фонов при достаточной условности действующих лиц. Один из лучших моментов — когда Сацуки и другие жители деревни ищут потерявшуюся Мэй. Так постепенно, вроде бы незаметно, но в то же время грозно меняется освещение от кадра к кадру, что захватывает дух и наполняет зрителя настоящей тревогой.
    Очень здорово показана манера движения и поведения маленьких детей. С любовью сделано.

  • Один из лучших моментов — когда Сацуки и другие жители деревни ищут потерявшуюся Мэй.


    Я встречал мнение, что Мэй действительно утонула в пруду, и все происходящее в мультфильме - это взгляд ками на жизнь людей.

    У Миядзаки в «Унесенных призраками» на фоне заключительной песенки идут несколько кадров из мультфильма. Меня больше всего поразила ступенька. Глядя на нее, начинаешь понимать силу искусства.
    Реальная ступенька не вызвала бы никаких эмоций. Обыкновенный кусок реальности. А нарисованная она становится высоким искусством. )

  • Я встречал мнение

    Это типичные синие занавески, на мой взгляд. Этим людям на НГ надо бритву Оккама подарить.

    Да, именно высокое искусство. Вот поэтому меня слегка передёргивает, когда аниме называют "мультиками".
    "Пять сантиметров в секунду" смотрели?

  • "Пять сантиметров в секунду" смотрели?


    Увы, не смотрел. Но описание заинтересовало, надо будет найти.

    Могу, в свою очередь, порекомендовать короткометражку «Out of Sight» - дипломную работу трех выпускников Тайваньского университета искусств. Она сделана явно под влиянием Миядзаки, и, глядя на нее, понимаешь, что хотя Мастер и отошел от дел, но идеи его живут и продолжают развиваться. )

  • Спасибо, буду знать.

  • Сейчас поищу, если на МЛ есть этот фильм, размещу маленький отзыв.