Вагнер и яБиография, Документальный (Швейцария, Германия, Великобритания, 2010) Режиссер: McGoy, Mychel В главных ролях: Стивен Фрай
|
abyssus
29 июля 2014 г., 23:22
– Странно, – я все же решаюсь на замечание, – что тебе нравится Вагнер.
– М-м?
– Э-э… Ну, ты же понимаешь. Еврейка и так далее.
– И что?
– Все-таки любимый композитор Гитлера.
– Вагнер вряд ли в этом повинен. Гитлер еще и собак любил. И полагаю, просто обожал пирожные с кремом.
– В собаках и пирожных с кремом, – немедля выпаливаю я, – нет ничего антисемитского.
– А в Вагнере было?
– Ты же знаешь, что было. И все это знают.
– Я, однако ж, не думаю, Пиппи, что он стоял бы у печей, восторженно приветствуя убийц, а ты? Он писал о любви и власти. Обладать и тем и другим одновременно нельзя. Любовь сильнее, любовь лучше. Он повторял это множество раз.
"Как творить историю"
Стивен Фрай
Имя Вагнера, должно быть, навечно связано с именем Гитлера. Что гораздо хуже, музыка Вагнера навечно связана с именем Гитлера. Can you separate the Art from the Artist? - спрашивает Стивен. Очевидно, что большинство людей не в силах сделать этого. Кое-кто, при написании рецензии на книгу, в первую очередь оценивает писателя, а не произведение. Что говорить о музыке. Нет сомнений в том, что полностью невозможно разделить автора и его творение, это и не требуется. Если только в дело не вступает третий. К творениям Вагнера трудно быть равнодушным. Каждый, кто хотя бы раз слышал его музыку, становится частью порочного треугольника - я - Вагнер - Гитлер. В некоторых вариациях (как, например, у Стивена) углов становится четыре + музыка Вагнера.
Этот фильм нельзя назвать оправданием, хотя, конечно, очень хочется. Стивен Фрай, чья страсть и одержимость музыкой Вагнера выходит за рамки обычного увлечения, пытается разобраться в себе и на собственном примере показать тем, кто испытывает похожие чувства к вагнеровским творениям, что музыка превыше всего. Если бы "Кольцо нибелунга" услышал человек, который не имеет понятия ни о композиторе, ни о Гитлере, были бы его эмоции другими? Не такими, как у тех, в чьих головах связь между композитором и фюррером неразрывна?
Мы смотрим на этого великого человека через призму гитлеровского восприятия.
Но ведь Гитлер всего лишь человек, каждый видит и слышит только то, что хочет. Произведения Вагнера шире, чем фашизм.
..произведения Вагнера, возносящие любовь превыше силы, - это такие антифашисты, что лучших и желать не приходится.
"Как творить историю"
Стивен Фрай
Я не поклонник оперы, о, совсем не поклонник. Вагнер ее ненавидел - страстно ненавидел и перевернул все вверх дном. Это для нас, например, норма, когда дирижер стоит спиной к зрителям. Для XIX века это был все равно что плевок в лицо. Я уж не говорю о том, что Вагнер сотворил с самой оперой. Великий композитор и великий драматург. Великий человек? Придерживаюсь того, что великих людей не существует в природе. Вот еще любопытный факт - Полет валькирий впервые был исполнен в России, в которой Вагнер купался в лучах славы и обожания. Ему даже предлагали возглавить Мариинский театр.
Суть в том, что Вагнер не для всех. И Бетховен не для всех, и Моцарт, и опера, и рок'н'ролл, и дапстеп. Мы можем сродниться с книгой, но отношения с музыкой - это совсем другое. Неописуемое. Личное. Глубокое. Пускать в эти отношения кого-то еще? Увольте. Что касается Гитлера, все сказано в цитате выше. Мы же не ненавидим светловолосых и голубоглазых. Или усы (какая разница, какой они формы). Как сказал Стивен, нужно представить себе гобелен, огромный и прекрасный, но на котором есть небольшое несмываемое пятно. С ним ничего не поделать, но гобелен все равно прекрасен.