ПерсонаДрама (Швеция, 1966) Режиссер: Ингмар Бергман В главных ролях: Биби Андерссон, Маргарета Крок, Лив Ульман
|
chirip005
13 декабря 2023 г., 20:07
Могут быть спойлеры, наверно)) Хотя для такого фильма это вообще странное понятие:)
Почти до конца фильма я сижу с ощущением, что мне не нравится. Но после просмотра впечатление стало получше. Мне были симпатичны вопросы, которые задаются в фильме, разговоры про ложь и лицемерие в жизни человека, про двойственность Слова (с одной стороны, оно плоско и не может служить каналом связи для двух людей, а с другой оно - сила и загадка, с него начинается сотворение мира по Евангелию и т.д. и .т.п.). Кстати, об Евангелии. Сам по себе фильм, как мне показалось, об исповеди, а скорее даже об искуплении. Почти в самом начале фильма барану режут горло (агнец - известный образ, "заклáн бы́ти я́ко овчá, грех рáди человéческих" (с) Канон Семиона Богослова), чуть попозже - ладони, пробитые гвоздями. Бергман говорит об искуплении болью (смертью?) с самого начала, ссылаясь на Христа, как на персонажа, который своей болью, страданиями и смертью искупил грехи человечества. Так вот тут эту роль играет медсестра Альма. ГГ с ней срастается, меняется местами (тут исповедь обоюдна, Альма-то тоже человек), снова срастается, Альме больно, тяжело и унизительно всё, что с ней происходит. И вот черная повязка и волосы, собранные в хвост у ГГ меняются на белую повязку и распущенные волосы, искупление произошло. ГГ может возвращаться к обычной жизни.
Замечательно, ровно выстроено, ружье, показанное в начале, выстреливает в конце (ребенок, лежащий словно труп и оживающий в следующих кадрах), всё "окей". Но. Побочные вопросы остаются без осмысления, линии потеряны. Один-единственный мужчина, который есть в этом фильме, показан слепым, глухим ко всем словам, кроме собственных и с единственным желанием - переспать с ГГ (грубо, конечно, но оно так и было, пришел, наговорил про нежность, игнорируя слова собеседницы, переспал). Женщины истеричны, непостоянны, нестабильны и переменчивы внутри фильма. Вроде не поверхностны, но ощущение почему-то обратное. Это вот зачем надо было всё?.. Какое-то кинематографическое словоблудие.