Отзыв Clementine о сериале «Светлячок»

Светлячок (сериал)

Светлячок (сериал)

Боевик, Вестерн (США, 2002)

Рейтинг IMDB: 8.9 (259 560 голосов)

Когда находишься среди такой любви, без неё уже нельзя жить. От неё невозможно оторваться. (Инара)


Ну всё — я влюбилась. В экипаж "Серенити". И одного раза мне недостаточно — буду смотреть ещё, и ещё, и ещё)) Точнее — пересматривать. Самое же удивительное во всей этой истории то, что я со всей моей любовью к фантастическим фильмам и сериалам (даже мультсериалам когда-то!) снятого в начале 2000-х "Светлячка" до сих пор не видела. Как я могла пропустить такую прелесть? Впрочем, ладно, теперь-то уж она моя, точно!

У сериала, между прочим, интересная и печальная судьба. Из-за низких рейтингов его показ, начатый телеканалом FOX в 2002 году, был прекращён после одиннадцатой из четырнадцати отснятых серий, после чего о дальнейших съёмках не могло быть и речи. Однако спустя время сериал неожиданно обрёл самую настоящую популярность и зрительскую любовь.

Успех "Светлячка" во многом определяется хорошо скроенным сценарием, продуманной вселенной — с предысторией и множеством вариантов дальнейшего развития событий, особой атмосферой, качественной игрой актёров, шикарнейшими диалогами и искромётным юмором.

Помимо этого, режиссёр сериала Джосс Уидон показал зрителям историю, снятую в необычной для научной фантастики форме, а именно — на стыке жанров космооперы и вестерна. Частично мир, в котором живут его персонажи, напоминает американский Дикий Запад ХIХ века — здесь мужчины носят ковбойские шляпы и сапоги, стреляют из револьверов и винтовок, ездят на лошадях и хлещут алкоголь в придорожных салунах. Правда, происходит всё это безобразие в 2517 году, в то время как космические корабли вовсю бороздят просторы вселенной, а от нашей когда-то цветущей планеты остались только воспоминания. Люди исчерпали ресурсы "Старой Земли" и занялись освоением новой галактики. Её центральные планеты высокоразвиты во всех отношениях — здесь сосредоточены главные силы Альянса — тоталитарного межгалактического правительства. Альянс жесток и беспощаден, в своё время он выиграл Объединительную войну, установив свою диктатуру над всей звёздной системой. Однако, несмотря на технологическую силу и военную мощь, руки Альянса ещё коротки и до галактических окраин достают не всегда. Здесь, на периферии, в сухом и жарком климате маленьких лун люди, оторванные от центра и лишённые достижений науки и техники, постепенно забывают, что такое "цивилизация" и живут по своим собственным законам. И здесь же "работает" экипаж космического корабля "Серенити" (что в переводе, кстати, означает "Безмятежность"), промышляющий контрабандой и прочими неугодными Альянсу делами.

Возглавляет экипаж бывший военный, сержант Армии Сопротивления, потерпевшей поражение в войне с Альянсом, капитан Малькольм «Мэл» Рейнольдс. Идеальный командир, лидер и центральное звено группы, человек, не понаслышке знающий, что такое оказаться на проигравшей стороне, увлекающийся и увлекающий, иногда беспечно-безрассудный, но в то же время обладающий безмерной отвагой и мужеством, а главное — безгранично преданный команде и своему кораблю. А команда на борту "Серенити" собралась ещё та — как я уже говорила, не полюбить невозможно!

Вот Зоуи Уошбёрн, например. Первый помощник Мэла, его давняя боевая подруга, надёжный товарищ и верный солдат, никогда не покидающий свой пост. Воплощённое здравомыслие команды. Довольно часто Зоуи приходится выполнять функцию тормоза, сдерживающего рискованные порывы капитана, а ещё чаще — роль "бога из машины", вытаскивающего и спасающего отчаянную капитанскую задницу то из одной, то из другой опасной переделки. Потому что капитан хоть и прислушивается к советам, но поступает-то всё равно по-своему. Хотя его приказы Зоуи исполняла всегда... За исключением одного правда — на борту "Серенити" она вышла замуж.

Уош — пилот от Бога и по совместительству муж Зоуи. Впрочем, юмор тут вряд ли уместен, потому как семья у них что надо. Уош любит "Серенити", любит космос, любит своё дело и свою жену. Он не воин, в бою от него мало толку, но "унести" команду за пределы досягаемости ему под силу. Иногда он ведёт себя как мальчишка, в детстве не наигравшийся в солдатиков, иногда сердится на Зоуи и ревнует её — не то чтобы к Мэлу, скорее к их общему военному прошлому, в котором Уоша не было. Однако, несмотря на внешнюю мягкотелость, внутри у парня стальной позвоночник — в моменты острой необходимости он дерётся не хуже других и за капитана горло порвёт любому.

Чего, кажется, поначалу не скажешь о Джейне Коббе, у которого всему на свете есть денежный эквивалент. Не случайно Мэл и его самого "перекупил" когда-то у более жадного работодателя. Ведёт себя Джейн грубо, изящными манерами не отличается, в команде выступает демо-версией принципа "сила есть — ума не надо", бывает, что и косячит, бывает, что и предаёт. Но... Мэл бы не выбрал пустого человека и уж точно не доверил бы ему свою жизнь. И Джейн — не пустой. Он даже склонен к рефлексии, а о проступках сожалеет искренне и с раскаянием. И за Мэла, между прочим, порвёт тоже, да и не только за Мэла, за любого из команды, если надо будет и если не проспит случайно всю заварушку. А ещё он обладает каким-то непостижимым животным обаянием (от него глаз не оторвать, честно) и очень любит свою маму, её письма и вязаные шапочки, что она шлёт ему с какой-то далёкой-далёкой захолустной луны. Трогательный в общем парень, хоть и придурковатый. Шут одним словом.

В команде, кстати, есть ещё один талант от Бога — очаровашка Кейли Фрай, механик-самоучка, чувствующая сердце корабля как своё собственное. Однако, помимо этого, девчонка обладает ещё одним редким даром — она умеет видеть хорошее в любой даже самой безнадёжной ситуации. Открытая, добрая, отзывчивая, мечтающая о нарядных платьях в оборках-кружевах и большой любви. Излучающая тепло и свет. Душа "Серенити", сама Безмятежность...

Эти пятеро — экипаж корабля, но не вся его команда. Почти с самого начала полётов с "Серенити" путешествует Инара Серра — компаньонка XXVI века, аналог земной гейши века XVII-го. Как и у последних, у Инары высокий социальный статус и серьёзная школа за плечами. Свободные куртизанки будущего ценятся в галактике на вес золота, и присутствие на транспортном корабле одной из них открывает двери на многие планеты и луны Альянса. Но Инара летает с "Серенити" не только работы ради — у неё особые отношения с Мэлом, а у Мэла — с ней. Но рассказывать о них — значит, раскрывать чуть ли не главную интригу, поэтому не буду.

Однако и это ещё не все. Сериал начинается с "пополнения" команды. На планете под названием Персефона к ней присоединяются трое весьма и весьма непростых личностей. Первый гость "Серенити" — "Пастор" Бук, поистине тёмная лошадка, человек, чьё прошлое покрыто плотной завесой тайны (страшной наверняка). У него обширные, не обычные для священника знания о криминальном мире, он отлично владеет оружием и имеет серьёзные связи в правящих кругах Альянса. При этом искренне верит в Бога и не расстаётся с Библией, для жизни выбирает Светлячок, а в качестве друзей и паствы — группу государственных преступников.

Помимо священника со странностями, на борт "Серенити" поднимаются не менее странные брат и сестра Саймон и Ривер Тэм. Саймон Тэм — талантливый врач, хирург, совсем недавно практиковавший в лучшей клинике Альянса. Он любит свою работу, знает её, но, не задумываясь, бросает ради спасения младшей сестрёнки. Саймон — интеллигент до мозга костей, воспитанный в аристократической среде, сдержанный и серьёзный. Многое на "Серенити" ему непонятно и чуждо, как и сам он поначалу чужд и непонятен команде авантюристов, однако именно здесь Саймон обретает кров и свою настоящую семью.

Ну и Ривер, малышка Ривер, ребёнок-вундеркинд, с которой всё началось и на которой замкнулось в итоге. Девочка, отправленная родителями в лучшую закрытую школу вселенной, но вместо классной комнаты угодившая на экспериментальный стол безжалостных учёных Альянса в качестве подопытного кролика. Что с ней там делали и в кого превратили в итоге — главная загадка, которую изо всех сил пытается разгадать её старший брат Саймон. Ривер непредсказуема и временами опасна, она читает мысли, предвидит будущее, а после того, как в её мозгу бесцеремонно покопались люди в синих перчатках, ещё и не особо дружит со своей гениальной головой. При этом она всего лишь ребёнок, маленький ребёнок чуть было не потерявшийся в неведомых просторах галактики.

Сюжет "Светлячка" построен по вертикальному принципу — каждая серия посвящена отдельному "делу" экипажа "Серенити", однако при этом все эпизоды так или иначе связаны между собой. Есть сквозные второстепенные персонажи, которые появляются в нескольких, разорванных во времени сериях, есть "дела" с продолжением, чаще всего развивающиеся по простой схеме "добыть — сбыть", и, конечно же, есть общая нить, объединяющая все эпизоды в одно гармоничное целое. Это преследование "Серенити" Альянсом с целью заполучить назад сбежавшую с помощью брата Ривер.

Интересен и подход к раскрытию характеров персонажей — в каждой последующей серии мы узнаём о них чуть больше, чем в предыдущей, как если бы снимали с лиц вуали, постепенно, одну за другой. То же самое с отношениями между ними. В самом начале мы не знаем, что связывает таких разных людей и даже сомневаемся в их психологической и профессиональной совместимости, однако к концу сезона уже не представляем, что стало бы с командой при изъятии хотя бы одного её звена.

Я, кстати, подозреваю, что изначальный неуспех сериала как и его внезапная популярность, не в последнюю очередь связаны именно с тем, что в проекте по сути нет главного героя. Ведь даже Мэл с его харизматичностью, обаянием и должностным преимуществом над остальными — не главный герой. Главный герой здесь — команда.

Редкий случай, когда звёзды или что там ведёт создателей сериалов, сложились так удачно, что актёры абсолютно вписались в свои роли, настолько вписались, что пока сериал смотришь, совершенно не думаешь о них в отрыве от вот этой вот конкретной истории. Да и потом не думаешь. Сложно представить, что Кейли, например, не Кейли, а какая-то Джуэл Стэйт, и с остальными — то же самое. Каждый уникален, каждый по-своему велик, и при этом неотъемлемая часть целого. Настоящая команда, настоящая семья, настоящие люди. И — ну как тут не сорваться на писк и всхлипы! — когда все они... такие родные, милые и любимые уже навсегда! Прелесть, прелесть и ещё раз прелесть! Одни совместные посиделки за столом на кухне "Серенити" чего стоят! Не в каждой семье такое увидишь. А как они разговаривают! Диалоги в "Светлячке" можно запросто растаскивать на цитаты — тут такое мастерство, такая виртуозность, такой юмор! И нежность. И любовь в первую очередь. Концентрация последней здесь, на мой взгляд, бьёт все рекорды.

Супружеская любовь, любовь брата к младшей сестрёнке, дружеская любовь, любовь только-только зарождающаяся и та, что существует давно, но не решается себя обнаружить, любовь, граничащая с самопожертвованием, любовь, способная свернуть горы и преодолеть непреодолимое, любовь к делу, которому служишь, любовь к жизни.

Когда находишься среди такой любви, без неё уже нельзя жить. От неё невозможно оторваться (Инара). И когда на тебя с экрана, где идёт вроде бы простенький космический сериальчик, обрушивается эта непостижимая любовь, ты за пару каких-то вечеров настолько к ней привыкаешь, что тоже не можешь жить вне её и тоже не можешь от неё оторваться. И в этом ещё одно объяснение невероятной популярности сериала.

И если уж говорить о любви, у меня, как и у многих зрителей "Светлячка", есть свои любимые эпизоды, которые, чувствую, будут пересматриваться чаще других. Это «Спасение» ( Safe) — ах как там танцует Ривер, как там она танцует!, «Джейнбург» (Jaynestown) — после которого я уже не могла не любить Джейна, «Нехватка воздуха» (Out of Gas) — создание и испытание команды, «Ариэль» (Ariel) — Джейн и ещё раз Джейн, предательство и искупление, «Военные истории» (War Stories) — Мэл и другие как они есть, со всем что внутри, «Послание» (The Message) — если не можешь бежать — ползи, если не можешь ползти — найди того, кто донесёт тебя (с), и, конечно же, «Объекты в пространстве» (Objects in Space) — эпизод, которому вообще нет равных, на мой взгляд — один из лучших в мировом кинематографе.

Как итог: "Светлячок" стоит внимания не только тех, кто любит фантастику. "Светлячок" стоит внимания вообще. Потому что шедевр. Шедевр без лести. Не столько сериал, сколько Кино. Кино с большой буквы. Firefly.

Ветка комментариев

Написать комментарий

все комментарии

  • 

    Они очень, очень клёвые, правда! Подозреваю, что тебе с твоими обширными знаниями сериального мира "Светлячок" может показаться простеньким, но... он всё равно прелесть! Надо посмотреть!

    Кстати, меня убедили, что и "Доктора Кто" надо посмотреть обязательно, потому что, оказывается, два виденных мною сезона ещё ничего не значат, совсем)))

  • Че делать, придется смотреть))
    А, да. Я тут читала еще на Инспекторе советы бывалых по поводу как лучше начинать смотреть "Доктора", и там говорят что лучше всего начинать с современного 5 сезона (2010 год). Якобы там очередная перезагрузка произошла, и новые технологии и проще с этого сезона полюбить сериал. А вот как полюбишь, так можно и более раннее посмотреть.

  • И скажи еще: ты с каким переводом смотрела? Какой выбрать?

  • Я смотрела в переводе от "Тайкун-студио". Мне понравился. О "Докторе" слышала то же самое, так и сделаю, наверное)