СканнерыНаучная фантастика, Ужасы (Канада, 1981) Режиссер: Дэвид Кроненберг В главных ролях: Майкл Айронсайд, Патрик МакГуэн, Дженнифер О’Нил
|
zzzloba
3 марта 2019 г., 04:03
Как часто, изучая то или иное произведение искусства, хочется залезть в голову автору и узнать, как он до такой жизни докатился? Дэвид Кроненберг - один из тех режиссеров, залезать в голову к которым не просто страшно, но даже опасно. Нужно быть по-хорошему сумасшедшим, чтобы мыслить такими образами как он. "Сканнеры" это настоящий кайф для любителей смелого экспериментального кино 80-х годов с докомпьютерными спецэффектами и потрясающе живым гримом.
Идея фильма исходит из наркоманского бреда У. Берроуза "Голый завтрак", к которому Кроненберг ещё вернется в своем творчестве. Герои его фильма, сканнеры, не могут приспособиться жить среди людей без посторонней помощи, а потому вынужденны прятаться и объединяться в кланы. С другой стороны, эти жертвы врожденной мутации обладают невероятной способностью соединяться с чужой нервной системой на расстоянии, что можно использовать как для общения и чтения мыслей, так и для подчинения своей воле и уничтожения. К сожалению, великая сила не всегда совмещается с великой нравстенностью. Темы сверхчеловека, супергероя-маргинала, фантастические романы о телепатах ("Куколки" Уиндема) и все прочие философские рассуждения Кроненберг оставляет как бы в стороне, с самой первой минуты задавая бешенный темп повествования. Герои устраивают ментальные схватки, перестрелки, погони, поджигают друг друга и взрывают головы с периодичностью раз в 10 минут. На экране идет настоящая война одного подполья мутантов с другим.
Так уж получается, что фильм о силе разума оказывается насыщен изощренными примерами физической демонстрации этой силы. Кроненберга интересует не только содержимое и возможности человеческого мозга, но и содержимое общества, которое при первом же намеке на обладание чем-то особенным оказывается безнадежно расколотым на несколько кланов. Эта тема общественной хирургии проявляется здесь не так явно, но постепенно займет основное место в творчестве режиссера, ставшего в 21 веке одним из любимчиков Каннского кинофестиваля.
Отдельного обаяния всему этому безумию добавляет музыка молодого Говарда Шора, который много лет спустя будет собирать Оскары за "Властелина колец". Чертовски хорош Майкл Айронсайд (больше всего запомнившийся мне в "Звездном десанте") в роли главного злодея. Ну и конечно никуда не деться без блестящего одноголосого перевода в исполнении Гаврилова. Все это, вкупе с мастерской постановкой, складывается в чрезвычайно сочную картину, задавшую тон всей фантастике 80-х годов.
Может быть идею "Сканнеров" можно было бы подхватить сейчас, когда технологии съемок заметно улучшились. Но у кого ещё хватит смелости и мастерства, чтобы снять как герои вместо финального боя гримасничают несколько минут, после чего один из них погибает, и это не вызовет у зрителей недоумения?