Терра Нова (сериал)Детектив, Драма (Австралия, США, 2011) Режиссер: Алекс Грейвз, Джон Кассар, Нельсон МакКормик, Брайан Спайсер В главных ролях: Джейсон О’Мара
|
ivan2543
8 декабря 2017 г., 20:41
С удивлением узнал после просмотра, что этот сериал прочили в «убийцы» Lost`а. И показывали в России с большой помпой. Что ж, иногда рекламная компания и «раскрутка» могут сделать многое… но иногда даже они бессильны.
В будущем человечество, как это обычно и бывает в антиутопиях, непоправимо загадило Землю. Фрукты и овощи стали дефицитом, чистый воздух – роскошью. Но тут ученые натолкнулись на пространственно-временную аномалию, благодаря которой стала возможна эмиграция в прошлое Земли (проект «Терра Нова»), а именно – в меловой период, к динозаврам. Опасности сотворить временной парадокс нет – это альтернативная Вселенная, со своим будущим. До глобальной катастрофы, убившей динозавров – миллионы лет, и не факт, что она произойдет (см. выше). Плохо одно – перемещение является билетом в один конец, поэтому отбирают только добровольцев и только полезных для общества людей.
Жена главного героя – выдающийся врач, и попадает в Терра Нову легко. А вот ее мужу, бывшему полицейскому Джиму Шеннону приходится бежать из тюрьмы – нет, он хороший парень, вот только в будущем есть ограничение на количество детей (не более двух на семью), а он с женой не только произвел на свет третьего, но и попытался кулаками доказать представителям власти, что имел на это право. Так что ему к порталу приходится буквально прорываться с боем. Но там, в колонии «Терра Нова», под руководством сурового, но справедливого командира Тейлора, все начнут новую жизнь, отряхнув со своих ног прах зашедшей в тупик цивилизации.
Уже из завязки видно, что сериал буквально переполнен навязчивой пропагандой семейных ценностей. Вообще, забавное наблюдение – у американцев динозавры и семейные ценности всегда рядом, вспомнить хотя бы «Парк Юрского периода». Семейной жизни главного героя отведена значительная роль в фильме, хотя это жизнь для постороннего наблюдателя совершенно неинтересна, ибо все счастливые семьи счастливы одинаково. Все в розовом свете, иногда появляются небольшие надуманные сложности – безосновательные вспышки ревности, мелочные конфликты отца и сына по, опять же, искусственным поводам, но вообще все ровно, гладко и как бы намекает зрителю, что большая семья – это круто. Жили бы они так счастливо в мрачном постапокалиптическом мире будущего – вопрос снят, ведь они вытащили счастливый билет в американскую мечту под чистым небом мезозоя.
«Терра Нова» отличается каким-то замедленным развитием магистрального сюжета, который есть, но слишком прост, поэтому его искусственно затягивают. Делается это сверхтопорным способом: что бы не происходило в основной сюжетной линии, к концу каждой серии все приходит к начальной сумме. То есть зрителю как бы намекают, что сквозной сюжет у сериала есть, но грамотной провести его красной нитью сквозь все эпизоды – для сценаристов задача непосильная. Реально значимые события происходят в 1-2 и 11-13 сериях, в остальных мы узнаем, как в «Терра Нове» живут, лечатся, учатся, с кем воюют, что строят и выращивают и т. д. Это, в принципе, тоже интересно, но если сквозной сюжет не удается органично растянуть по всем сериям, может быть, о нем вообще стоило бы временно забыть? Можно было бы сделать, как в культовом X-files, где «мифология» время от времени разбавлялась «монстрами недели»… да вообще решений множество, а сценаристы «Терра Новы» выбрали самое неуклюжее.
По голливудской традиции, живучесть динозавров сравнима с прочностью бронетехники. Причем, когда надо по сюжету, крупного раптора в два счета завалили, а когда не надо, хищные ящеры оставались невредимыми под кинжальным автоматным огнем.
Если вернуться к сценарию, то сюжетных дыр и нестыковок в нем – хоть отбавляй. В первой же серии за кадром происходит такое важное событие, как побег героя из тюрьмы! Почему создатели сериала решили, что зрителю не интересно, как ему это удалось? Да просто им самим это было не интересно, лишь бы скорее показать тропический мир с динозаврами, а пролог проскочить галопом, успев провести «партийную линию» о том, что многодетность – это круто.
А «шестые» с их странной тактикой? Если у них на руках были такие козыри, почему они скрывали это? Почему не пытались переманить жителей Терры Новы на свою сторону, не вели пропаганду? Им никто не мешал подогнать БТРы с громкоговорителями к периметру и рассказать, что за чудо-передатчик есть у них. Но они только прячутся, воруют и шпионят. И ждут чуда от Лукаса. А если бы сынок Тейлора оказался бы просто сумасшедшим маньяком, а его теория – ошибкой? Да, кстати, рисунки на камнях, по которым все решили, что он близок к открытию – это что-то за пределами здравого смысла. Несведущий человек не отличит научной работы по физике от бессмысленного набора слов, сгенерированного компьютером! А тут далекие от науки вояки что-то понимают даже не по чертежам – по грубым эскизам, сделанным мелом!
До последнего была надежда на какую-то неоднозначность, на столкновение идей, моральную дилемму. Но нет – в конце концов все скатилось к противостоянию романтиков-бунтарей и злобных карикатурных буржуев. Причем, если командира Тейлора и можно назвать неоднозначным, и даже антигероем, то его оппоненты – чистейшее, комиксовое зло. С их возможностями они могли бы спасти всю цивилизацию Земли, а у них на уме только грабеж и немотивированная жажда разрушения. Так что черно-белая мораль тут во всей красе.
Актерская игра не впечатляет. В качестве «приглашенной кинозвезды» здесь Стивен Лэнг в роли командира Тейлора, и, пожалуй, только ему удалось создать яркий и запоминающийся образ. Больше выделить не могу никого, а главный герой – один из самых безликих и унылых.
Музыка… вполне стандратная. Но заглавная мелодия очень хороша, под нее бы красивую заставку, но увы. Впрочем, в титрах каждой серии можно наслушаться.
Есть ли за что похвалить сериал? Ну, он, по крайней мере, не пропагандирует ничего плохого. Крепкая семья, забота о природе, альтруизм, гуманизм – все это здорово, вот только преподносится вся эта мораль довольно топорно. Природа мезозоя хороша (а вот мрачные города будущего – отчетливо нарисованные, как в ролике из какой-нибудь компьютерной игры пятнадцатилетней давности), динозавры выглядят по-сериальному дешево, но сойдет и так. Правда, при таком подходе, их могло быть и побольше.
Забавно, но в этом сериале, пожалуй, очень глубоко отразился национальный менталитет американцев. Ведь герои решают глобальные проблемы человечества так же, как те, кто в конце концов создал США – бегством в неизведанную землю, где все можно начать сначала. В Старом Свете такой сценарий, наверное, вряд ли бы придумали – это все очень по-американски. Это, по идее, должно было расшевелить какие-то архетипы в душе зрителя на родине сериала, но, видимо, суровая реальность сделала этот миф фальшивым. Ведь все континенты давно открыты, а другие планеты пока недосягаемы, поэтому всем нам, землянам, надо как-то учиться решать проблемы здесь, на землях наших предков, с которых нам отступать некуда. А не ждать, что кто-то отвезет нас в сказочную страну с динозавриками.
В общем, неудивительно, что после первого сезона «Терру Нову» закрыли. Конечно, жаль, что зря пропал интересный задел на продолжение, но вряд ли замысел был бы достойно релизован.
Итог: посредственный НФ-сериал, достаточно яркий по дизайну и оригинальный по замыслу, но слабый в плане всего остального – сюжета, актерской игры, идейного наполнения. Смотреть, если только вам очень нравятся динозавры или вы без ума от Стивена Лэнга.