Далеко по соседствуДрама, Комедия (Бельгия, Германия, Франция, 2010) Режиссер: Garbarski, Sam В главных ролях: Паскаль Греггори, Жонатан Заккаи, Александра Мария Лара, Лео Легран
|
GreenHedgehog
15 мая 2017 г., 18:30
Этот фильм из тех фильмов, которые очень сложно описать кому-то и описать свои чувства от просмотра. Вроде бы все просто и даже банально, но остается некая теплота в душе, взявшаяся непонятно откуда. Атмосфера фильма, игра актеров, сама история – это лишь инструменты, чтобы это ощущение взрастить, но откуда оно взялось? Похоже, что фильм умело, забрасывает семена ностальгии в душу, а уж затем дает им там взойти. Но как этот процесс объяснить другим людям? Пересказ сюжета им ничего не даст, описание своих чувств – вообще дело крайне ненадежное. Можно верить только на слово. Или попытаться обратиться к опыту.
Ведь сколько раз, будучи взрослыми, мы вспоминали о своем прошлом, представляли, как могли бы в нем все изменить, думали – вот если бы я тогда знал все то, что знаю теперь. И, думается мне, у каждого человека есть такой небольшой список «дел в прошлом», который он хранит в своей памяти. Вновь прокатиться на велосипеде по улице, обнять бабушку и попробовать её вкуснейшие пирожки, интеллектуально (или физически) задавить хулигана в школе, который отравлял всю жизнь, посидеть на берегу реки, на закате, пойти на рыбалку с отцом. И так далее и тому подобнее.
Вот к этому списку и обращается этот фильм. Уже пожилому человеку выпадает возможность перенестись в прошлое, в свое детство, в свое детское тело. Он с многолетним опытом теперь может поправить какие-то события, повернуть ход истории туда, куда бы он хотел. Вспомнить друзей, которых уже не видел многие годы, провести время с родственниками, найти общий язык с девушкой, которая вдохновляла его. И при этом, изменить всех вокруг, помочь маме и отцу найти себя, стать лучшим братом, чем он был в «прошлой» жизни.
Я как-то уже говорил, что путешествия во времени – это изъезженная тема. Но в этом фильме, само путешествие - не больше чем инструмент. Авторам глубоко плевать на его технологию, да и герой особо этим не заморачивается. Случилось и случилось, нечего выяснять, ведь вокруг столько удивительного и давно забытого. Школьная перекличка, любимая собака, друзья и все то, что он потерял, когда стал взрослым.
Как вы понимаете, именно это ощущение от фильма и заставило меня отметить этот фильм. Мне кажется, что в этом фильме даже сюжет не слишком важен, как бы это парадоксально не прозвучало. Важны чувства, которые он порождает. Фильм снят неторопливо, очень сочно, нарочито убаюкивающе. Подбор цветов, операторских планов, планировка кадров – все направлено на то, чтобы транслировать ощущения героев. Все эмоции не проговариваются героями, как во многих других фильмах (да, российское кино, это я сейчас про тебя), а проигрываются актерами, отражаются в картинке. Под них выделяются цвета, планы, манера съемки. Декорации, костюмы – все это работает на атмосферу. Провинциальный французский городок в шестидесятых годах. Он словно сам задает темп всего фильму – тягучий, медленный. Словно сам говорит – у нас не могла произойти никакая другая история, кроме этой.
Особо хотелось отметить актеров и особенно главного героя. Как ему удается сыграть такого пожилого мальчика, со всей умудренностью опытом, жестами, выражением лица – непонятно. Но в него действительно можно поверить. Сцена в баре – отменна в этом плане. Есть в ней что-то такое, противоречивое, вроде и забавно и в тоже время – веришь в то, что опыт у паренька в выпивке есть.
Как я люблю говорить про подобные фильмы – он может показаться странным тем людям, которые купятся на завязку, про путешествие во времени и исправлении прошлого. Если честно, здесь важно не исправление, а понимание. Важна атмосфера и ощущение такой ностальгии и неторопливости. Важно, что этот фильм сам задает настроение, а уж если он еще и ляжет на уже готовую почву, то вообще замечательно.