Молода и прекраснаМелодрама, Эротика (Франция, 2013) Режиссер: Франсуа Озон В главных ролях: Марина Вакт, Жеральдин Пайя, Фантен Рава
|
Aeditumus1959
17 апреля 2017 г., 14:20
Достоинства:
Отношение автора к теме, прекрасная актерская и режиссерская работа с требующим тонкости и высокой этической чувствительности материалом
Недостатки:
Уход от готовых решений трудных вопросов, если, конечно, это не плюс, а минус.
Фильм насыщен эротикой, но можно ли его отнести к этому жанру? Вряд ли. Это драма, по сути аналогичная всем драмам о разрыве связи поколений (Отцы и дети). И о том, что грех родителей не просто ложится на их детей, он в них - возрастающая степенная функция.
Изабель - семнадцать, возраст бунта, максимализма, необратимых действий и экспериментов. И это всё о ней. А ещё она прекрасна и хрупка как как отражение бездонного неба и прибрежного пейзажа в темной глади лесного озера. У неё есть мать, отчим и младший брат. Отношения в семье построены на взаимном внимании и уважении к личной свободе, хотя и в меру эгоистичны в рамках морали индивидуализма. Мать - типичный представитель молодёжного бунта 60-х годов, носитель идей сексуальной свободы, протеста против буржуазных ценностей и социального лицемерия. Конечно, это в прошлом, ведь семья, дети, ответственность вынуждают принять действующий общественный договор, буржуазную мораль и ценности своего социума. Однако её нравственность носит на себе тайные шрамы экспериментов юности. Она изменяет второму мужу, и это становится известно Изабель, для которой в её 17-ть нет полутонов и компромиссов, есть либо черное, либо белое, либо добро, либо зло. Она не может принять лицемерия близкого человека, и это рождает бунт. И поскольку она - это уже следующая генерация бунта поколения её матери, то в своем отрицании условностей Изабель идёт намного дальше своей предшественницы. Для матери формой протеста против социального лицемерия была сексуальная вседозволенность как утверждение ложно понятого приоритета любви в человеческих отношениях и свободы личности. Дочь делает формой своего протеста продажную любовь как выход за пределы этических императивов и личных отношений, как reductio ad absurdum самого лозунга свободы.
В этом ключе драма перерастает из психологической в социальную. И здесь невозможно не вспомнить Мечтателей Бертолуччо. Озон развивает тему сексуальной революции, поднятой на щит её певцом и своим предшественникам, прослеживает жизнь идей протеста и свободы в поколениях, может быть, даже полемизирует с коллегой и Мэтром, скептически исследует воспетые им идеалы и дает отрицательные ответы на поставленные им вопросы.
Фильм проблемный, но отнюдь не отягощенный безысходностью в разрешении вечных вопросов и не отягощающий зрителя присутствующей за кадром трагедией бытия. Полотно картины воздушно, почти прозрачно, пронизано светом лёгкой отстраненности. Драма не разрывает душу, но лишь слегка затуманивает глаз слезой печали, как ностальгическое воспоминание о событиях трагических, но давно минувших. Фильм, безусловно, эротичен (быть может, даже предельно), но эта ажурная эротика не несёт на себе ни грамма сальной патины, ни тени оскорбляющей эстетическое и нравственное чувство непристойности.
Фильм для любого, не склонного к ханжеским жестам зрителя.