Отзыв LenkaRokova о фильме «Пилат и другие – Фильм на Страстную пятницу»

Пилат и другие – Фильм на Страстную пятницу

Пилат и другие – Фильм на Страстную пятницу

Драма (Германия, 1972)

Рейтинг IMDB: 6.9 (100 голосов)

Первая экранизация "Мастера и Маргариты". По МОТИВАМ романа, что немаловажно - в фильме взята только линия ершалаимских глав. И хоть Анджей Вайда из Польши,фильм польский,но в большинстве своем актеры говорят на немецком. Это из-за того,что впервые фильм был показан в ФРГ. Да после этого его сразу и запретили.
Текстуально диалоги взяты почти дословно из книги. Но Анджей Вайда делает акцент на визуальном.


Ну,и первое,что мы видим - высокая стена и дорога между стен. Это дорога мученика, дорога на смерть, дорога в один конец, дорога, ограниченная с двух сторон. И даже сравнение с Освенцимом.
К этим же ассоциациям относится и последующее интервью с бараном, казалось бы, неуместное на первый взгляд. Это метафорический и универсальный образ власти - баран-правитель и "паства"-так или иначе ведомая на заклание. В бараньих словах нам важно: "на мое место возьмут другого, но от этого ничего не изменится. он будет хуже меня. можно рассматривать меня как жертву системы."
Журналиста, кстати, в этом эпизоде сыграл сам Анджей Вайда. Так мы знакомимся с режиссером.
Это ПРОЛОГ.

Итак, 1ое действие, 1ая глава, Понтий Пилат и арестованный Иешуа.
Пространство - помост, Колизей, костюмированность => театрализация пространства, что подчеркивается еще и присутствием смеющихся зрителей:
картинка LenkaRokova
Не случайны ракурсы камеры. Иешуа снимается снизу-вверх, мы видим его на фоне неба, это означает его вознесение. А Пилат сверху-вниз. Пилат "уходит в землю".
картинка LenkaRokova
Особенно хорошо это видно, когда Га-Ноцри подходит ближе к Пилату. "Праведник" возвышается над "грешником". Взяла жуткий кадр Пилата, ох уж эти глаза..
картинка LenkaRokova
Перед вынесением приговора нам показано видение Иешуа по ассоциации висящего креста на груди Пилата - Га-Ноцри распинают. /Вот абсурд, ведь Иисус-Иешуа еще не убит, так и креста-распятия еще нет. Новая эра и вера началась после смерти Иисуса Христа./
А при вынесении приговора нам показан плачущий клоун.
картинка LenkaRokova
И дальше Анджей Вайда ловко обыгрывает: Иешуа вынесли приговор и под понуканиями Марка Крысобоя он бежит в коридор с темнотой в конце.
И здесь еще особенность фильма: слияние древнего и современного мира. Начальник тайной стражи - Афраний - этакий седоволосый мэн в черном пальто с поднятым воротником, в костюме и крутых солнечных очках. /У Булгакова Афраний скрывался под капюшоном, а здесь это обыгрывается через темные очки./
Их поглощает тьма.
В принципе, уже достаточно доказательств визуального упора и смысловой насыщенности)
Еще немного вкратце.
Стоит обратить внимание на кресты. Свой крест для казни несет только Иешуа, остальные двое заключенных просто едут и идут со скованными руками. Мученик только Иешуа, только он "несет свой крест, ношу, бремя, идею". И он примет смерть за эту идею.
Показательно, где происходит казнь - на свалке, среди мусора. Казненные - такой же уже не нужный мусор. И, к слову, их распинают действительно - вбивают гвозди или железные клинья в руки. /По тексту арестованных приговорили к повешению на столбах, по Бортко - их привязали к крестам, не распиная. А вот незадача: в фильме Анджея Вайды Левий Матвей также снимает Иешуа с креста, и он легко падает, стоит только обрезать веревки. А как же вбитые гвозди? В этой сцене руки актера привязаны за крестом, и еще при падении он совсем не как мертвый хватается за бок своего ученика./
Индивидуально еще и "отпечатывание" лика Иешуа при снятии с креста на белой футболке Матвея.
картинка LenkaRokova
А еще, обратите внимание на этот кадр:
картинка LenkaRokova
Кресты Дисмаса и Гестаса "тупые", а крест Иешуа направлен вверх. Это значит, что он будет вознесен на небо. +к сказанному - взлетающий самолет во время казни. Шасси убраны, возврата нет, только взлет в небеса. Параллели.

Сказать можно еще много, и про жест "Хайль, Гитлер", и про зевак-прохожих, и про трассы-дороги, и про Матвея-журналиста, и про кукол, и про концовку - Матвей несет крест, и пр.пр. Итак объемно.

По актерам: Иешуа как-то больше похож на дурачка в исполнении Пшонека, Матвей-Ольбрыкский слишком уж переигрывает в своих страданиях, а Крысобой-Перепечко совсем не подходит..

Но. Фильм своеобразен. Имеет право на существование. И достоин изучения несмотря на некоторые огрехи.

P.S. Лас-Вегас - город развлечений, разврата, смеха. И Колизей - кровь, страдания, бои, смерти. Сосуществуют.
картинка LenkaRokova