Я видел светБиография, Мелодрама (США, 2015) Режиссер: Марк Абрахам В главных ролях: Черри Джонс, Элизабет Олсен, Брэдли Уитфорд, Мэдди Хассон, Том Хиддлстон, Ренн Шмидт
|
blythe
18 июля 2016 г., 13:47
Фильм "Я видел свет" - биографическая драма об одном из самых влиятельных американских кантри/блюзовых музыкантов, прозванном кантри-Шекспиром, Хэнке Уильямсе (его роль исполняет Том Хиддлстон). Сценарий основан на книге "Биография Хэнка Уильмса", написанной Колином Эскоттом, Джорджем Мерритом и Уильямом МакЮэном. В качестве сценариста, режиссера и продюсера выступил Марк Абрахам.
Хэнк Уильямс был первой супер-звездой кантри-музыки. При этом он жил, как и полагается рок-звезде, под лозунгом "живи быстро, умри молодым". Многие знаменитейшие музыканты записывали каверы на его песни - Элвис Пресли, Боб Дилан, Джерри Ли Льюис и другие. Британец Том Хиддлстон может показаться странным выбором на роль музыканта из Алабамы. Ирландец Джонатан Риз-Майерс уже как-то сыграл Элвиса, и ничего. Наверное, следующим Элвисом будет Эдди Редмейн. Но если серьезно, Хиддлстон внешне очень похож на реального Хэнка Уильямса, и он приложил немало усилий, чтобы войти в образ, ему даже неплохо удалось сымитировать своеобразный стиль исполнения знаменитого музыканта. Хиддлстон самолично исполнил все знаменитейшие хиты Уильямса, включая госпел-песню, название которой стало название самого фильма.
Поддерживающие актеры справились со своими ролями вполне удовлетворительно: Элизабет Ольсен, Черри Джонс, Брэдли Уитфорд, Дэвид Крамхолц, исполняющие роли соответственно супруги, матери, менеджера и продюсера Хэнка Уильямса, и нью-йоркского журналиста.
И несмотря на все эти прелести, фильм получился очень плоским. Том Хиддлстон - не причина того, что фильм не удался, зато практически все остальное - да. Хиддлстон изо всех сил вгрызается в сценарий, но грызть там особенно нечего, сюжет очень уж условно и схематично очерчивает жизнь и карьеру знаменитого музыканта. Сильная сторона актерского дарования Тома Хиддлстона - умение изображать тщательно скрытую жестокость. Здесь же ему надо быть открытой и трагичной фигурой одновременно, что актеру явно не подходит.
Уильямс серьезно страдал от алкоголизма, а в дальнейшем впал в зависимость от болеутоляющих препаратов (из-за постоянных болей в спине, которые у него начались чуть ли не в детстве) и наркотиков. Его отношения с женщинами были, по меньшей мере, беспорядочными. Его незаурядный талант дополнялся существенной (и постоянно возрастающей) неспособностью быть ответственным и сдерживать обещания. Беспорядочность жизни Уильямса на пике известности - слишком серьезное испытание для сценарных и режиссерских талантов Марка Абрахама, у него не получилось сделать связного и драматичного повествования об этом периоде жизни музыканта.
Ключевой конфликт, первоначально, начинается в первом браке Уильямса, с Одри Мэй, и связан с ее собственными артистическими амбициями. Ее вокальные устремления очень сильны, но таланта ей отчаянно не хватает, и это становится причиной нескольких дискомфортных сцен. Этот подход режиссера к балансированию - у каждого своя точка зрения, свои амбиции - может показаться естественным, и нет никакой причины полагать, что Одри Мэй должна быть "злодейкой" в этой истории, однако эффективного напряжения в сюжете нет, драма кажется надуманной. Одри Мэй, в целом, выглядит как своеобразная имитация Риз Уизерспун. Но опять же, это все, что сценарий и режиссер дают актрисе. Кстати, сын Одри и Хэнка Уильямса стал известным музыкантом.
В фильме есть чрезмерно затянутая сцена, где разбогатевший Уильямс долго и нудно играет с дистанционным пультом, открывающим-закрывающим ворота гаража. Видимо, это максимальная идея режиссера о раскрытии характера персонажа: он был человеком, который любит включать и выключать вещи.
Позже, когда по ходу развития сюжета романтические похождения Уильямса достигают почти фарсового предела, и он бессердечно относится к одной из своих подружек, Бобби Джетт, режиссер едва пожимает плечами и не заостряет на эпизоде внимания. Многие другие возможности для раскрытия характера Уильямса точно так же упущены. Например, в одной из сцен Уильямс при встрече с голливудским воротилой Дори Шари (президент "Метро-Голдвин-Майер") высокомерно отказывается снять шляпу. Смысл в том, что Тинзелтаун слишком фальшив для Уильямса. Но через несколько минут он исполняет нечто очень сентиментальное на радио шоу, вопреки совету промоутера. Эти противоположные стороны его поведения заслуживали более внимательного изучения. Все, что получит зритель - это бесконечные сцены с выпивкой, пьяным саможалением, бесконечными эпизодическими интрижками, опозданиями на записи и концерты, и изменами трем женам, которым так и не удалось растопить холодное-прехолодное сердце Хэнка Уильямса.
Свои удачные моменты в фильме есть. Мгновение откровенности Уильямса в интервью нью-йоркского журналисту, когда музыкант понимает, что не стоит быть слишком откровенным; удивительные выходки его мрачного альтер-эго, Люка-Бродяги. Но в итоге фильму не удается надлежащим образом осветить необычный характер Уильямса. И даже поведение Люка-Бродяги объясняется серией искусственных разглагольствований менеджера и продюсера Фрэда Роуза. Вместо того, чтобы поглубже взглянуть на источники дарования и вдохновения Хэнка Уильямса, его генетическую связь с блюзменами прошлого, фильм сосредоточивается на череде пьяных приключений и беспорядочных связях, и музыка здесь служит не более чем фоном к мыльной мелодраме об опасностях славы. Одно дело - убедительно показать Уильямса на сцене в ореоле славы, и совсем другое - объяснить и показать, как и почему он туда попал. И если "Я видел свет" не может этого сделать, может, проще послушать записи Уильямса, вместо того, чтобы смотреть каверы на них в этом длинном, скучном, безжизненном и водянистом фильме.