Отзыв kicking о фильме «Громче, чем бомбы»

Громче, чем бомбы

Громче, чем бомбы

Драма (Франция, Дания, Норвегия, 2015)

Рейтинг IMDB: 6.6 (10 322 голосов)

Гендерная дисфункция
Оценка фильма 8 из 10
Норвежец Йоаким Триер со своим третьим полным метром "Громче, чем бомбы" добрался до основной программы Канн в 2015 году. Это безусловный прорыв. Норвегия - не самая кинематографическая страна в мире, поэтому Триер для нее сейчас - явный фаворит и глашатай сложносочиненной артхаусной мысли. Созданные интернациональной командой "Громче, чем бомбы" скорее утягивают зрителя на вполне ощутимую экзистенциальную глубину, чем накрывают на бреющем полете. Для 42-летнего режиссера "Громче, чем бомбы" - по-стариковски неспешная драма о неизбежности смены гендерных акцентов в современном обществе.

В фокусе Триера - американская семья из Нью-Йорка. Обычной ее назвать трудно. Героиня фильма Изабель (Изабель Юппер), постоянно воскрешаемая памятью мужа и двоих сыновей, работает фотокором в самых отчаянных местах. Африка, Ирак, Афганистан для нее не просто разноцветные пятна на политической карте мира. Она там была, видела все своими глазами и способна донести свой острый взгляд до таблоидов. Это только профессия и за нее хорошо платят. В тыловой жизни Изабель - верный муж и двое сыновей. Современный вариант бесконечной Одиссеи, если хотите. Но Нью-Йорк далеко не патриархальная Итака.

Триеру в фильме нравится смещать акценты и размазывать по стенке социальные стереотипы. Но делает он это более чем деликатно. В итоге фактурный когда-то муж, постаревшая звезда сериалов 80-х, превращается фактически в мать и уже потом отца для сыновей. В этом плане "Громче, чем бомбы" смело гнут уверенную феминизированную линию. Отец - на условном хозяйстве и воспитании, мать - в постоянном поиске себя и бесконечной самореализации. Ни грамма от домостроя, где мужчина - основной добытчик и глава семьи. Триер четко показывает к какому огромному диссонансу в отношениях между мужчинами может привести уход из жизни единственной в их семье женщины.

Душевная травма от потери близкого человека в "Громче, чем бомбы" - фактор, не сближающий, а окончательно разобщающий всех. В итоге Триер ведет неспешную полифонию этого мужского трио, оставшегося без связывающего их жизни дирижера. "Громче, чем бомбы" мастерски нелинеен. Сценарий фильма пухнет как сэндвич от многочисленных флэшбэков, но это это только усиливает и без того пугающе-понятный психологически мир главных героев. Каждый справляется со своим горем сам. Отец (Гэбриел Бирн), не ходя далеко, заводит служебный роман на работе. Старший сын (Джесси Айзенберг) пытается скрыться в карьере и молодой семье. Младший (Девин Друид) - самостоятельно преодолевает все прелести пубертатного возраста. Триер мастерски раскладывает эмоциональную ткань одиночества между этими тремя персонажами.

Но, в первую очередь, "Громче, чем бомбы" - фильм о способности пойти на примирение после многочисленной лжи. Просится банальное. Понять. Простить. Близкие люди, объединенные общей памятью об ушедшем человеке, способны пробить вместе молчаливые стены друг друга. Извилистый норвежский артхаус в "Громче, чем бомбы" подобен фьорду, нужно немало поплутать, чтобы достичь уютной гавани просветления.