Седьмая печатьДрама, Фэнтези (Швеция, 1957) Режиссер: Ингмар Бергман В главных ролях: Макс фон Сюдов, Бенгт Экерот
|
Turnel
5 мая 2016 г., 01:51
На данный момент, для меня это лучший фильм в плане передачи атмосферы средневековья. Поэтому сразу же рекомендую его любителям медиевистики.
"Седьмая печать" - сильное и лаконичное высказывание шведского режиссера Ингмара Бергмана о том, что вечно волнует человека - о жизни и смерти. Именно вопрос веры намного проще и удобнее раскрывать в средневековых сюжетах, чем в современных.
Действие фильма происходит в разгар эпидемии чумы. Разочарованный в жизни и в своей вере рыцарь Антониус Блок и его оруженосец возвращаются из крестового похода на родину. Их сопровождает ангел смерти, с которым Антониус заключил соглашение, решив сыграть с ним последний шахматный поединок, чтобы отсрочить момент смерти и познать в последние дни жизнь вечную истину, найти ответ на волнующие вопросы.
В дальнейшем эта история, отмечается реалистичными сценами, где изображается человеческая дикость, слепая ярость и ненависть толпы. Мы видим юную ведьму под пытками, безглазые труппы. Над всеми поступками героев постоянно нависает тень чумы. Но эта "черная смерть", которую вобрал в себя средневековый фильм Бергмана, будет пронизан лучами света - благородством героя и его оруженосца, невинностью молодых путешествующих артистов.
"Седьмая печать" во многом построена на контрастах и противопоставлении. Так, рыцарю Антониусу ярко противопоставлен его оруженосц Йонс, который не борется со своими сомнениями, поскольку в отличие от своего хозяина у него их нет. Йонс - скептик, он критически оценивает как веру в Бога, так и веру в жизнь после смерти.
"В подлунном мире только пустота", пытается убедить Йонс своего хозяина, но рыцарь отчаянно хочет верить в иной смысл.
В сюжетном плане, очень важное место занимает появление Юфа и Мии. В разгар эпидемии чумы бродячим артистам нелегко заработать себе на хлеб. Однако, они верят, что их сыну повезет в жизни больше. Они не унывают, так как все проблемы переживают сплоченно, принимая себя и друг друга такими, какие они есть.
Когда рыцаря угощают клубникой и молоком, перед ним открывается картина истинного счастья. Встреча с Юфом и Мией для рыцаря, конечно, не способна решить его сомнений, но она напоминает ему о потерянном рае, когда он был счастлив в своем родовом замке с любимой женой.
В завершении примечательна ремарка, с которой Бергман, обращается ко всем через уста крестоносца: "Мы олицетворяем свой страх, создаем его образ и называем его богом".
А Смерть здесь - это сильная, острая метафора, которой Бергман проводит впечатляющие опыты в финале. Когда Смерть говорит, что у нее нет знания (ответов на вопросы крестоносца) - это показывает, что Бергман убедительно и прямо утверждает, что искать в смерти ответы бесполезно. Смерть - всего лишь явление, при том неизбежное явление.