Страна ОЗКомедия (Россия, 2015) Режиссер: Василий Сигарев В главных ролях: Гоша Куценко, Яна Троянова
|
ekki
28 марта 2016 г., 12:56
Приготовьтесь! Вместо рождественской доброй истории вы получаете тотальный дурдом, дикую пляску без романтического флера и неистовый карнавал по ухабам провинциального Екатеринбурга. Учитывая тон, который подхватили «Елки» и другие российские новогодние проекты от старых добрых советских фильмов, «Страна Оз» выглядит пощечиной общественному вкусу, который, если по чесноку, должен подставить и вторую щеку.
В центре фильма – Лена Шабадинова, которая только-только приехала в Екатеринбург из какой-то глубинки под названием Малая Ляля. 31 декабря она должна начать работать продавщицей в ларьке на улице Торфорезов, но новогодний водоворот захватывает ее настолько, что дойти до места работы у нее так и не получается. Лена в какой-то момент действительно напоминает персонажа из известной сказки, только тут Элли умножена на действительность провинциального города. Героиня оказывается в самом настоящем роуд-муви, где ей придется столкнуться то ли с монстрами, то ли с гоголевскими персонажами из «Мертвых душ», то ли с обычными людьми, которых мы видим каждый день на улице и в зеркале. Героиня постоянно пытается узнать, где же находится улица Торфорезов, но никто ей не отвечает, предлагая взамен черт знает что. Бард в шапочке оказывается маньяком-эротоманом и настаивает на тантрическом сексе, бабуся (героиня Инны Чуриковой) жалеет и параллельно с домашними пельменями предлагает прикупить косметику Avon, снегурочки оказываются банальными проститутками, а в киоске Шабадинову ждет вместе со сменщиком бывший зэк – пьяница не без тени философской мысли, способный в пьяном угаре и ножиком пырнуть. От помощи Гудвина - мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, который сыграл сам себя, - Ленка отказывается чуть ли не в самом начале.
Довольно быстро приходит понимание, что это кино не про алкогольный загул, о котором потом любят пересказывать в Интернете и в близком кругу. Первое название фильма – «Занимательная этология» - раскрывает фильм: он про то первобытное оголение инстинктов, которыми вслепую палит современный русский человек. Именно поэтому здесь так много мата, который введен не для эпатажа, а только из-за того, что простые люди так живут. По этой же причине большая часть фильма полна диковатых и неловких ситуаций, близких к комедии положений. Да и сам фильм уж очень хочется окрестить фантастикой, если бы тут не было так много реального – сам Сигарев не раз говорил, что фильм во многих своих деталях и историях взят из реальной жизни.
Фильм хорошо приняли критики, но вот публика - даже судя по здешним отзывам - не оценила. Конечно, в зеркало смотреться всегда неприятно, особенно когда по новогодней традиции ты ждешь совсем другой сказки. А вот сам режиссер от всей души приглашает посмеяться и даже подает личный пример: в фильме по радио как будто вскользь сообщают про потасовку, которую Сигарев, будучи в сильном опьянении, пару лет назад устроил с актером Александром Семчевым.
Кажется, что фильм беспощаден в своей реалистичности, а непрекращающийся смех зачастую горчит. Но Сигареву удалось добавить куда-то в подтекст к этому животному смеху еще и трогательного одиночества, в котором варятся все герои фильма. И если большинство персонажей вызывают жалость или злорадный смех, то за Шабадинову и ее хэппи-энд (если здесь таковое вообще возможно) переживаешь вовсю, как будто это наша давно знакомая подруга, в которой так легко узнать самих себя.
Твердая 7/10