Никто меня не любитДрама, Комедия (Германия, 1994) Режиссер: Дорис Дёрри В главных ролях: Au, Michael, Пирре Занусси-Блисс, Йоахим Круль, Мария Шрадер
|
Anais-Anais
10 декабря 2013 г., 12:22
Все начинается как мелодрама со старым как мир сюжетом: 30-летняя одинокая девушка очень хочет выйти замуж, но … как известно, вероятность этого события меньше, чем вероятность погибнуть от атомной бомбы.
Поэтому нашей героине остается вечерами сидеть с детьми замужней подруги, слушать нотации своей матери и, что уже несколько более необычно, ходить на курсы, посвященные теме смерти и делать самодельный гроб. Сюжет лихо закручивается, когда героиня встречает в лифте хироманта, предсказывающего ей встречу с блондином в дорогом костюме как-то связанным с числом 23, который и будет ее «последним шансом».
Конечно же, блондин в лице нового управдома не замедлит появиться, и героиня всеми силами будет стараться не упустить последний шанс… И вот с этого момента, как мне кажется, мнения зрителей разделятся: кто-то будет сочувствовать героине и вместе с ней сетовать на то, что «все мужики - сволочи», а кто-то как я будет испытывать трудно сдерживаемое желание схватить героиню за плечи и трясти до тех пор, пока из головы не высыплется вся романтическая шелуха о «последних шансах», «половинках» «почему меня никто не любит» и пр.
Безусловно, фильм Дорис Дерри – это трагикомедийная фантасмагория, но почти каждый может узнать в героине реальные черты своих подруг и знакомых. И ведь это же уму непостижимо, как в целом разумная одинокая женщина может быть полнейшей дуррой, от страха одиночества вступая в отношения по сути с первым попавшимся мужчиной и считая это «судьбой». Прямо-таки учебник психологии: тут вам и «магическое мышление», и отрицание реальности, и все что угодно, для того чтобы впоследствии жалеть себя согласно привычной установке «Я хорошая, а мир плохой».
Ситуация кажется вполне безнадежной, однако Дорис Дерри предлагает решение: вместо Эроса – Танатос. Героиня встречает Орфео, проводника через мир мертвых, и, пройдя через царство Аида, возрождается уже другим человеком. Опыт подлинного сближения с другим, совсем непохожим на нее «странным» человеком, опыт переживания смерти (в том числе собственной символической смерти) сметает ненужную шелушу, делает переживания героини по-настоящему глубокими и сильными, и в итоге помогает увидеть, почувствовать и принять мир во всем его многообразии, вне убогих рамок «счастья» по модели «был бы милый рядом».