Отзыв GreenHedgehog о фильме «Горько!»

Горько!

Горько!

Комедия (Россия, 2013)

Рейтинг IMDB: 5.4 (2 319 голоса)

Мне на самом деле очень сложно оценивать этот фильм. Да и думать – фильм ли это вообще? По всем статьям – присуждать ему это звание, все равно, что считать фильмом любое видео со свадьбы снятое случайным обладателем видеокамеры. Согласен, здесь создатели выполнили свою работу просто мастерски – стилизация один в один. Не будь некоторых косяков с переключением планов и слишком уж выигрышных точек сьемок – один в один любительская сьемка. Сюжета здесь, правда, чуть больше чем в любом свадебном видео. Но в исключительно гомеопатических дозах, видимо, чтобы хоть как-то оправдать должность сценариста в проекте. Они не разделяют ценности родителей, они хотят свадьбу как в кино, они убегут со свадьбы и продадут подарок отца, но потом все равно семья воссоединится, потому что главное – семья. Конец сценария. Но давайте по порядку.

Начать описывать мой опыт общения с этим фильмом стоит, пожалуй, проведя аналогии с ускоренной съемкой процесса гниения какого-нибудь трупа. Такое же сочетание брезгливого удивления. Типа – отвратительно, но интересно, неужели будет еще отвратительнее? Хм, да, а еще отвратительнее? О. Понятно… Но теперь то не переплюнут. Ан, нет, получилось. На героев здесь жалко смотреть. Не в том, что они плохо играют, а знаете, есть такое чувство, когда за человека становится просто стыдно. И хочется выключить, чтобы прекратить его глупости. Здесь примерно так весь фильм. Практически за каждого из героев становится стыдно.

Авторы тщательно собрали в одном фильме все штампы и обряды свадьбы на Руси. Все то, что многие люди ненавидят, но вынуждены повторять, потому что «такой обычай». И весь этот душистый набор обрушили на зрителей. Участвовали в выкупах невесты с нервной мамашей – пожалуйста, вот вам «уговоры дракона». Ходили по памятным местам в своем городе – и это тоже учтем. Блевали в туалетах на мальчишнике – вот, держите, не облапайтесь, это тоже у нас в фильме есть.

Надо отдать должное создателям – они создали идеальный фильм для разрыва шаблонов. В этом фильме нет никакой мысли, но при этом у большинства людей эти мысли появятся после просмотра. Нет никаких идей – но, быть может, что они очень глубоко запрятаны, и просто не хватает разумения их понять. По ощущениям после просмотра, кажется, что через показ этой свадьбы, идет обращение к чему-то такому потаенному в сердце каждого российского человека. Разделение зрителей на две группировки прошло мастерски. Одни этот фильм любят, потому что – «это же так жизненно», другие ненавидят, похоже, ровно по той же причине. Что по этому поводу думают сами создатели – даже читать не хочется, чтобы не убивать всю интригу на корню.

Еще раз скажу – это не художественный фильм, если бы добавить туда голос какого-нибудь диктора (рекомендую Дроздова), это был бы прекрасный документальный фильм о проблемах проведения свадебных обрядов в России 20 века. Здесь нет никакой проблематики, нет никаких свершений и изменений героев, неожиданных сюжетных поворотов, интересных историй. Полчаса смотреть с дергающейся камерой за пьяными танцами - это теперь называется кино? А вот если бы туда добавили голос диктора – получилось бы вполне научно, что уж говорить (это ирония, если кто вдруг не понял).

Радость зрителей, на мой взгляд, заключается в радости узнавания – блин, все как на моей свадьбе, на свадьбе моих друзей, знакомых и так далее. При том, что это фильм именно о событии, а не о людях. Здесь нет никого, кому можно было бы сопереживать, или за кем было бы интересно наблюдать. На месте этих людей могли быть совершенно другие герои. И никто бы не заметил подмены. И да, да, те же самые зрители тоже могли бы спокойно оказаться на месте этих героев. И это даже где-то страшно, а не смешно. Люди смеются над тем как избивают парня в костюме хотдога, над пьяным родственником, все время засиживающимся в туалетах, над упитым в дюпель Светлаковым, с которым все хотят пофотографироваться. И делают это, потому что подсознательно узнают в них себя. Я даже не знаю, как это можно выразить. И что самое жуткое, в конце фильма понимаешь, что у детей этой молодой пары будет все то же самое. Что история пойдет по циклу. Она будет требовать от своих детей выкупа и чтобы «все как у людей», он пытаться исполнить песню в микрофон, пока есть еще возможность. Все, они приняли правила игры, поняли, что вот такая свадьба – это нормально, они пережили и выжили, поэтому пусть и другие страдают. Ну, точь-в-точь как с дедовщиной в армии – «Мы страдали, теперь ваша очередь».

По мне так этот фильм – отличная лакмусовая бумажка удаленности человека от народа. Чем хуже воспринял этот фильм, тем дальше от простого народа. Достоинство это или недостаток – опять же судить каждому в отдельности. Но мне, если честно, очень странно читать отзывы о глубоком смысле этого фильма или о новой народной комедии. Здесь нет ничего такого, что вызывало бы гордость за народ. Это умение прощать в состоянии алкогольного опьянения? Это замирение под «Натали» в ментовском автобусе? Здесь главным поступком героя является избиение свежеобретенного тестя. А проблемы решаются путем разрубания гордеева узла отрядом спецназа. Они резко и быстро заканчивают все, и расставляют все по своим местам. Этакий Deus ex machina по-российски. Даже свои проблемы герои решить самостоятельно не могут.

Зачем существует этот фильм – я сказать не смогу. Но свою аудиторию он уже, похоже, нашел. Думаю, это тоже можно назвать показателем проблем России.