КаникулыКомедия, Приключения (США, 1983) Режиссер: Харольд Рэмис В главных ролях: Беверли Д'Анджело, Энтони Майкл Холл, Чеви Чейз
|
GreenHedgehog
2 ноября 2015 г., 18:16
Этот фильм – один из классических комедийных фильмов Америки, вошедший в «золотой фонд» этого жанра. Чеви Чейз, путешествие через всю страну, люди, в которых можно без проблем узнать самих себя – основные причины популярности этого фильма в Америке. К сожалению, до нас он уже добрался поздно и особой популярности в стране холода, медведей и балалаек в свое время не получил. А сейчас – уже поздновато.
Серьезно, нынче «так не готовят». Джон Хьюз и Гарольд Рамис только начинали эксперименты с глуповатым юмором, несколько абсурдными положениями и спорным юмором (тут шутят про взрослые журналы и коноплю). Но время идет, и с тех пор этот жанр активно переосмыслялся, углублялся, расширялся, захватывал новые ниши кинематографа, черпал оттуда идеи и… в общем, сейчас фильмов в подобном жанре и так предостаточно. Он уже даже где-то и не в моде, простенькие шуточки смотрятся уже больше с умилением и ностальгией, нежели с весельем.
Зато со всем остальным здесь вполне все отменно и хорошо. Чеви Чейз в роли Кларка Гризвольда – такого американца-из-американцев, просто бесподобен. Его глупая улыбочка, гримасы, поступки, банальности, которыми он обменивается с окружающими «Я? Агент ЦРУ? Да нет… что вы. Это было уже давно». Его почитание американских традиций временами даже патетика. Все делает его скорее карикатурой, гротеском, чем живым персонажем.
На подобном фоне, его жена выглядит столпом здравого смысла, даже не пытаясь вмешиваться в кипучую деятельность своего мужа. И это делает их дуэт еще более комичным. Вот только дети рядом с ними выглядят, блекловато если честно. Но в остальном – актерская игра здесь хороша. Старомодна, но хороша.
Слово «старомодно» здесь, кстати, подходит не только к актерской игре, но и ко многому остальному. Декорации, сюжет, музыка, атмосфера, операторская работа. Иногда это выглядит шедеврально, из разряда – «блин, ну почему сейчас так не могут делать? Куда все это делось?». Какие-то общие планы, пейзажи, даже вступительные титры. Что-то оставляет недоумение – вроде шуток и общей схемы построения сюжета – несколько зарисовок, слабо связанных общим глобальным сюжетом «семья едет в парк развлечений через всю Америку».
Что-то, на мой взгляд, будет нашему менталитету просто непонятно. Вроде каких-то деталей их путешествия. Остановка в городке Дикого Запада и шуточки про бармена? Ну, не знаю. Думаю, что тем людям, которые хотя бы раз были в подобных местах – это будет более забавно, чем тем, кто о них только видел фильмы. Все эти мотели и гостиницы – тоже самое. Мало того, что в России эта сфера мало изучена, но она уже, как мне кажется и в США теряет свою актуальность, становясь таким, ностальгическим воспоминанием.
Так что, мне кажется, что посмотреть этот фильм можно только в качестве ностальгии, или при желании получить более полное представление о кинематографе США. Ну, или как вариант – изучить самый первый фильм во всей линейке «Каникул», куда кроме этого фильма вошли еще несколько штук. И вот с этими фильмами уже дела получше. Их можно смотреть, не делая поблажек на ностальгию. Шутки там уже лучше и забавнее, характеры героев выглядят более цельными, не скатываясь в карикатурность.