Комната душУжасы (Канада, Италия, 2013)
|
ArturSumarokov
16 октября 2015 г., 17:11
Хоррор-альманах «Комната душ», о запуске которого в производство в пику чрезвычайной современной моде на кинематографические сборники разномастных мастеров ужаса, объединяющихся вокруг какой-то одной творческой идеи или единопорывного замысла, стало известно в конце 2012 года, пожалуй, ныне может справедливо именоваться самым роковым и мучительным для всех его создателей и созидателей проектом, поскольку ко времени первой премьеры ленты на Housecore Horror Film Festival говорить об окончательной версии картины едва ли стоило ввиду того, что далеко не все занятые в альманахе именитые и знаменитые режиссеры, как то Ричард Стэнли, Есихиро Нисимура, Жозе Можика Маринш, Майкл Тодд Шнайдер и Райан Николсон, сумели снять по новелле. Процесс создания фильма дико затянулся, виной чему были отнюдь не препоны MPAA (это еще ленте только предстоит), а вящий перфекционизм всех ввинченных и впоследствии безболезненно вывинченных из структуры картины режиссеров. И лишь в 2014 году на Брюссельском международном кинофестивале была представлена окончательная, судя по всему, версия картины — без выбывшего после длительных раздумий из проекта Андрея Исканова, предпочетшего расширить собственную новеллу «Точка» до полного метра, и на выходе состоящая из девяти жутчайших историй обольщения, отмщения и извращения от Руджеро Деодато, Уве Болла, Серджио Стивалетти, Мэриэн Дора, Начо Вигалондо и других, перечисленных выше, включая Джереми Кастена, отвечающего за связующую фабульную линию между каждой из историй. Позиционирующий себя как альманах экстремальных ужасов, фильм «Комната душ», бесспорно играя на синематическом поле скандальной «Азбуки смерти», начисто превосходит по своей эксплицитной жестокости и омерзительной натуралистичности азбучную мозаику ужасов и страстей, в полной мере оправдывая свою принадлежность к андеграунду, в сюжетной своей завязке — с подпольным ночным фетиш-клубом под Парижем для избранных — невольно отсылая к традициям небезызвестного «Хостела«. Однако сейчас и вовсе вопрос о релизе картины, к которой в качестве режиссёров могли быть привлечены и Клайв Баркер, и Срджан Спасоевич, и Люцифер Валентайн etc, остаётся открытым из-за ряда скандалов, испортивших репутацию проекта на корню, хотя главный продюсер альманаха и передал все права небезызвестному Уве Боллу.
В открывающей ленту новелле под названием «Мост», снятую культовым итальянским хоррормейкером и грандом каннибальских ужасов Руджеро Деодато, рассказывается интригующая история о женщине, которая встретила на мосту, имеющем крайне дурную славу из-за произошедшего тут двойного самоубийства, двух загадочных детишек, поразивших ее своей непосредственностью и неизъяснимой почти невинностью, исходящей от их лиц. Но, к сожалению, дети оказались искусно обманчивыми в своих ликах невинности, уведя даму до сумеречных пределов Ада. Жанрово данная история принадлежит скорее к мистическим зарисовкам на тему зловещих детишек, в которой Деодато так и не смог(или не сумел, что вероятнее всего) по-настоящему раскрыться, и новелла держится не столько на обильных кровопусканиях, сколь на сбалансированной атмосфере сгущающегося ужаса, пронизывающего до костей макабра, гнетущего ощущения грядущего финала.
От истории разрушенной невинности — к истории жестокой мести в новелле новомодного и набирающего все больше оборотов в жанре ужасов испанского режиссера Начо Вигалондо «Грехи отца», в центре нарративной площадки которой находится молодой человек, решивший во что бы то ни стало в один из светлых дней своей жизни отомстить родному отцу, причинившему в свое время нашему герою немыслимую боль и неизбывные, неискупленные пока что страдания. Вигалондо в жесткой, реалистичной и драматической манере разбивает на мелкие осколки современные семейные отношения, взирая на них с неподдельным ужасом, поскольку отныне не сын за отца, а сын против отца, ибо отец в этой истории являет собой само воплощенное Зло.
После того, как грехи отца будут оплачены кровью, омыты слезами и прогреты расчлененной плотью, зрителю суждено войти в чертоги древнего замка в новелле Серджио Стивалетти «Tophet Guorom», подвергающей сомнению истинный лик духовности и человеческой чистоты. Серджио Стивалетти, вдохновившись изысканиями Валериана Боровчика и Hammer Films, на гора выдал стильную, мрачную и сюрреалистическую историю о молодой девице, которая в поисках своего пропавшего новорожденного ребенка, попадает в лапы инфернального культа, ставящего нацистские по духу эксперименты над женщинами. Пронизанная эротизмом, наэлектризованная концентрированным готическим ужасом, с очень неочевидным финалом, новелла от Стивалетти представляет оммаж классическим фильмам ужасов 50-60-х годов, будучи при этом выразительно кровавой.
Из древнего замка, где правят бал сектанты, в отливающую стерильностью и холодом хрома медицинскую палату в новелле Мэриэн Дора «Смертельная белая полоса», повествующей о больной раком женщине, отправившейся на операцию к уважаемому доктору, который, впрочем, очень болен тоже, только психически. Нарочито переполненная детализированными натуралистичными сценами, данная новелла жанрово относится как к сугубо медицинской разновидности фильмов ужасов, так и принадлежит к чистому некрореализму и некросадизму.
Из операционной, где творит свои недобрые дела свихнувшейся на почве собственного величия доктор, в подвал обычного, среднестатистического американского дома в одноименной новелле Уве Болла, повествующей о том, что иногда даже самые близкие люди могут быть чудовищами во плоти, на публику надевающими маску благопристойности. Майкл Тодд Шнайдер в новелле «Манна» рассказал привычную для себя историю порока, завершившуюся поворотом не туда и полным «Хостелом», с явным привкусом псевдоснаффа, Райан Николсон в «Хорошей жене» в гротесковой манере показал до чего можно довести отчаянную домохозяйку, которой опостылела жизнь в четырех стенах, полная неудовлетворенности, Есихиро Нисимура в «Адском шефе» поиграл в каннибальско-кулинарные ужасы с реками крови и кучей истерзанных тел, а Энтони ДиБлази, Ричард Стэнли и Жозе Можика Маринш завершили альманах вакханалией из психоделики, киберпанка и порнопыточных ужасов семейного типа. В очередной раз, между тем.
«Комната душ», несмотря на длительную историю создания, тем не менее не является вымученным фильмом. Предельно насыщенный и цельный по своей структуре, провокационный и провоцирующий, жестокий и бескомпромиссный, альманах не стремится стать все таки новым словом в жанре ужасов, но и излишней шаблонностью тоже не страдает, представляя из себя жанровую и стилистическую многоголосицу, полифоничный набор ночных кошмаров и фантастических видений, снов и яви, разыгранных в комнате душ от души с отчетливым душком свежеподжаренной плоти.