Жизнь АдельДрама, Мелодрама (Франция, Бельгия, Испания, 2013) Режиссер: Абделатиф Кешиш В главных ролях: Леа Сейду, Адель Экзаркопулос
|
Watchdog
2 декабря 2013 г., 10:09
Попасть на этот фильм удалось только с третьего раза. Он идёт в Москве уже почти месяц, а залы по-прежнему переполнены и билетов к началу сеанса не остаётся.
Адель – семнадцатилетняя школьница. Она читает много классической литературы, неплохо пишет в своём дневнике и выглядит старше и умнее своих сверстников. Родители – среднестатистические обыватели, с устоявшимся однообразным и невыразимо скучным образом жизни: спагетти болоньезе из огромной кастрюли на столе (как вариант – курица с картошкой), телевизор и уверенность в том, что в жизни женщине нужно обязательно заниматься только тем, что приносит деньги или жить с богатым мужем, чтобы позволить себе увлекаться такой никчемной ерундой, как изобразительное искусство.
Неожиданно в жизни Адель появляется девушка Эмма с синими волосами, к которой Адель начинает испытывать непреодолимое сексуальное влечение. Эмма старше Адели лет на пять, она художник, учится на факультете «изящных искусств» и вращается в богемных кругах. В доме её родителей – устрицы, белое вино и либерально-буржуазные взгляды. Она великолепно знает философию, боготворит Сартра и знает, чего хочет достичь в этой жизни. А Адель всего-навсего любит детей и хочет работать учителем в начальной школе. Климт и Шиле для неё – имена из другого мира.
Адель влюбляется в Эмму, да и Эмма… Нет, не влюбляется, но Адель ей интересна: она молода, неглупа, сексуальна и обожает Эмму. Так отчего бы и не начать роман? Тем более, что Адель как раз исполняется восемнадцать.
Эмма раскрывает в Адель мощную сексуальность. С мальчиками у Адель такого не получалось, а с Эммой – сложилось, да ещё как. Сцены любви на экране вышли невероятно красивыми, ошеломляющими, страстными и очень искренними.
Два года пролетели незаметно. Эмма развивается как художник, устраивает персональные выставки, приглашает в дом модные тусовки (всё для карьеры). А Адель… Она полностью погрузилась в любовь и ей, кроме Эммы, никого не нужно. Она учит маленьких детей в школе, а вечером занимается хозяйством, готовкой еды (о да, те же спагетти болоньезе) для тусовки и мытьём посуды. Она не хочет развиваться самостоятельно как личность (хотя Эмма ненавязчиво указывает ей на её способности), а хочет полностью раствориться в своей любви к Эмме. В определённый момент Эмме становится скучно, любовь Адель кажется ей навязчивой и даже секса с Адель она уже не хочет. Она увлекается новой подругой Лиз (кстати, беременной), а Адель чувствует себя одинокой и покинутой. Её томящаяся сексуальность ищет выхода и находит в лёгкой интрижке с коллегой по школе. Узнав о происшедшем, Эмма использует этот удобный повод, чтобы закатить грандиозный скандал и вышвырнуть надоевшую Адель из своего дома, да и из жизни. Теперь у неё есть Лиз, которую она тоже не любит, но которая гораздо сдержаннее в эмоциях и полностью устраивает Эмму.
А Адель никак не может избавиться от своей любовно-эротической зависимости от Эммы. Она всё так же работает в школе с детьми, у неё никого нет, нет никаких увлечений, а есть только невероятная тоска по Эмме. Случайная встреча в кафе, встреча на персональной выставке Эммы. Но ничего вернуть нельзя: Эмма не любит её (да и не любила) и, несмотря на ещё тлеющее желание, продолжения не будет. Адель, наконец, понимает, что всё: с прошлым надо расставаться, отпускать его. Без этого не будет будущего. Она уходит с выставки и идёт прочь в красивом синем платье. Очень хочется верить, что Адель рассталась, наконец, со своей зависимостью и будет идти вперёд, познавая себя и новую жизнь. А синее платье навсегда останется с ней как воспоминание об этой красивой, но грустной любовной истории.
Фильм очень политкорректный. Место действия – маленький городок на юге Франции. Однополые отношения воспринимаются в обществе в целом толерантно (хотя у Эммы была однажды проблема с экспозицией из-за неоднозначного отношения владельца галереи – но это, скорее, исключение). Одноклассницы Адель злятся на неё не за то, что она дружит или спит с нетрадиционной девушкой, а за то, что та скрывает это от них. А союз Эммы и Лиз – как раз пример однополого гражданского брака с ребёнком. Межнациональных конфликтов тоже нет – ни в младшей, ни в старшей школе. В городке регулярно проходят вполне себе мирно то гей-парады, то студенческие демонстрации против неудобной политики властей. Причем, отличия одних от других не слишком заметны )))
Не обошлось, правда, без «шпильки» в адрес Америки: одного из представителей художественного истеблишмента – арабского юношу – снимают в Голливуде исключительно в роли арабского террориста непременно с бородой и криками «Аллах акбар!» ))
Фильм "Жизнь Адель" длится три часа, но эти три часа пролетают, как одно мгновение. Работа режиссёра Абдулатефа Кешиша, оператора и главных героинь - поистине великолепна. Каннская пальмовая ветвь - заслуженный результат.