Три обезьяныДрама (Франция, Италия, Турция, 2008) Режиссер: Нури Бильге Джейлан В главных ролях: Aydin, Gürkan, Köse, Cafer, Хатис Аслан, Эрсан Кесал
|
Kvertoff
14 октября 2015 г., 01:08
Название этого фильма сразу отсылает нас к известной притче о трех обезьянах. Одна ничего не видит, другая ничего не слышит, третья ничего не говорит. Обычная турецкая семья пытается жить по этому принципу, не обращая внимания на проблемы, которые так и висят в воздухе. Только если не обсуждать проблему — это еще не значит, что ее нет вовсе. Все началось с того, что глава семейства соглашается сесть в тюрьму вместо своего босса и получить взамен на это денежное вознаграждение. Бездельник сын провалил экзамен и шатается по улице с сомнительной компанией. Он хочет купить машину и организовать свой бизнес, но мать категорически против. Знает, что им потом достанется от отца.
Но машину таки пришлось купить. Так случилось, что сынок застукал мать с тем самым боссом. Пришлось ей таким образом подкупить молчание сына, что на время отодвинуло проблему, но не решило. Самое интересное начинается, когда муж возвращается из тюрьмы. Сразу видно, что тучи сгущаются над Стамбулом в целом и над этой семьей в частности. Когда только начал смотреть этот фильм, он мне сразу напомнил «Времена года». Такие же крупные планы лиц, размеренность повествования, скупые диалоги, многозначительные паузы, игра цветом. Оказывается, что оба фильма являются детищами Нури Бильге Джейлана. Они действительно очень похожи, хотя сюжеты разные. Даже название и там, и здесь тонко переплетается с сюжетом фильма.
Кстати, в обеих драмах Джейлан показывает жизнь обычных турков. Их проблемы не кажутся особенными. Все выглядит довольно естественно и натурально. В этом фильме опять можно увидеть борьбу мужчины и женщины в постели. То ли режиссер показывает таким образом превосходство турецких мужчин над женщинами и их темперамент, то ли он неровно дышит к БДСМ-тематике. Хотя тут не игровой фарс, а самая настоящая животная страсть. Из минусов опять выделю монотонность и затянутость. Так и хочется ускорить пленку в некоторых эпизодах. Например, жена всю ночь собиралась прыгать с балкона, а в итоге так и не собралась. Или просто показывают чье-то лицо секунд 5-10 в полнейшей тишине. Совсем не понял, кем был тот мальчик? Как он погиб? Что случилось? Почему он приходил в видениях отцу и брату? Может из-за этого и начался разлад в семье?
Если нет никакого намека на объяснение — то не надо было его вообще впихивать сюда. Ненавижу додумывать сценарий за кого-то. Я — обычный зритель, который должен смотреть и оценивать фильм, а не фантазировать. Тут вполне хватает открытого финала, чтобы каждый решил для себя, чем закончится эта история. Так что, за это понижу оценку. И опять же практически нет музыки. Во «Временах года» была только одна музыкальная шкатулка, а тут только один рингтон в телефоне. Но как ни крути, а изюминка в фильмах Джейлана все-таки есть. Вот вроде затянутый фильм и событий не так уж много, а все равно чем-то он цепляет. Пока не могу понять, как именно я отношусь к его творчеству. И не хорошо, и не плохо, и не равнодушно.