Бен ИксДрама, Триллер (Бельгия, 2007) Режиссер: Balthazar, Nic В главных ролях: Claeyssens, Maarten, Graef, Peter, Pinoy, Marijke, Smets, Bavo, Грег Тимерманс
|
Jake87-movie
30 ноября 2013 г., 13:57
В комментариях к фильму "Бен Икс" было сказано, что после показа на международном кинофестивале в Монреале зал аплодировал стоя. Оно и понятно - при всей тягучести и монотонности повествования, финал стоит того, чтобы смотреть все кино целиком.
Причем изначально я настраивался на рассказ о том, как люди уходят из жестокой реальности в мир компьютерных игр. В процессе просмотра ждал историю в духе стивенкинговской "Керри", когда унижаемый школьник-изгой рубит злых одноклассников "в мясо", восстанавливая тем самым баланс добра и зла во Вселенной. Если бы снимали американцы, наверное, так бы все и было - но фильм бельгийский, поэтому сравнить его можно с советской картиной "Чучело" Р. Быкова.
Хотя и такое сравнение будет не совсем корректно - если подумать, советский фильм талантливее и оптимистичней. В обоих фильмах есть тема издевательств в школе, но в "Бене Икс" для того, чтобы озвучить эту проблему, пришлось брать пример школьного изгоя мальчика-аутиста (которого жаль и безо всяких издевательств), в то время как в "Чучеле" прекрасно обошлись вполне здоровой Орбакайте - все равно у зрителей возникает эмоциональное отторжение всех этих агрессивных юных пионеров.
Более того, в финале бельгийского фильма отрицательные персонажи не выражают абсолютно никакой рефлексии даже на похоронах затравленного ими одноклассника, а возмездие их настигает в виде общественного порицания, не предполагая каких-то внутренних выводов и нравственного перерождения. В советском фильме все более оптимистично, поскольку последние кадры пронизаны мотивом покаяния отрицательных персонажей, и в определенной мере искупления (а значит и переосмысления своего поведения).
При этом сама идея "Бена Икс", конечно, гораздо глубже, чем просто жестокий мир бельгийских школ. Здесь и лежащий на поверхности религиозный мотив (распятие используется как предмет самообороны, главный отрицательный персонаж богохульствует прямо во время урока, а финал вообще происходит в церкви), и идея виртуальности как плохой замены реального мира (отсюда и оптимистический сюжет с иппотерапией в последних кадрах), и внутрисемейные проблемы (отец главного героя не смог жить в семье) и т.д.
Но если бы не эффектный финал, фильм все равно неизбежно развалился бы на несвязные сюжетные линии и мотивы. А так - вышло умное арт-хаусное кино европейского качества.