Властелин колец: Две крепостиБоевик, Драма (Новая Зеландия, США, 2002) Режиссер: Питер Джексон В главных ролях: Орландо Блум, Билли Бойд, Элайджа Вуд, Брэд Дуриф, Кристофер Ли, Иэн МакКеллен, Доминик Монахэн, Вигго Мортенсен, Миранда Отто, Джон Рис-Дэвис, Энди Серкис, Лив Тайлер, Хьюго Уивинг, Карл Урбан, Дэвид Уэнэм, Бернард Хилл, Шон Эстин
|
ivan2543
3 октября 2015 г., 16:48
Второй фильм заметно лучше первого. «Две крепости» не столь объемны, как первый том эпопеи, а может быть, на Питера Джексона повлияла критика, но в этом фильме не вырезано ничего значимого из книги, и даже добавлено (правда, зачастую, лишнее).
В чем еще выгодные отличия «Двух твердынь»? Ну, со второго тома как раз начинаются те самые эпические битвы, изображать которые так горазды в Голливуде. Здесь есть где развернуться в плане зрелищности — «Братство кольца» таких сцен было бы вообще лишено, если бы не ретроспективные сцены сражений прошлого в прологе. Тут Война Кольца начинается всерьез — уже не стычки, а штурм крепостей и столкновения многотысячных армий в поле. О размахе битв и крутизне спецэффектов трилогии Джексона сказано все до меня. Здесь создатели фильма в своей стихии.
Сценаристы добавили немного юмора в диалоги. Добрые шутки, вполне в духе Толкиена, неожиданно вызвали недовольство многих зрителей — сделали, мол, из Гимли посмешище. Как по мне — шутки вполне удались, особенно питейное состязание.
Некоторые изменения вызывают скорее недоумение. Энты в экранизации отличаются большей инертностью и меньшей сообразительностью, чем в книге — зачем? Судьба Изенгарда и его обитателей тоже сильно отличается от книжной — тоже сомнительный момент.
Но больше всего раздражения вызвала старательно раздуваемая любовная линия Арвен и Арагорна. Вывести на передний план любовный конфликт — соблазнительный, но дешевый прием. Цель, конечно, ясна — расширить целевую аудиторию за счет девочек, которые на фильм «не про любовь» не пойдут. Голливуд такой Голливуд — бизнес есть бизнес, деньги отбить как-то надо. Но все: же выпячивание этой далеко третьестепенной сюжетной линии — лишний, попсовый ход. А на всех этих «романтических» флэшбеках я чуть не заснул.
И все же на этот раз суть и атмосфера книги не ускользнули ни от режиссера, ни (как результат) от зрителей. Большая война за Кольцо началась и время выбора настало для всех, а не только для Братства Кольца. Каждому, от мирного хоббита до короля воинственной страны, пришло время выбрать сторону в этом решающем противостоянии.
Что еще добавить? Новые актеры подобраны отлично — Бернард Хилл (Теоден), Миранда Отто (Эовин), Карл Урбан (Эомер), Дэвид Уэнэм (Фарамир). А мастера по спецэффектам, в свою очередь, отлично потрудились над Горлумом и энтами.
И напоследок — смотреть имеет смысл только в режиссерской версии. Да, хронометраж ее чудовищен, но в театральной сильно порезаны диалоги, вплоть до «повисания» фраз и отсутствия внятного взаимодействия между героями. Первую часть, к слову, я видел в театральной версии; впрочем, сомневаюсь, что это сильно повлияло на оценку — многие важные эпизоды книги были, насколько я знаю, не просто вырезаны, а вообще не сняты.
Итог: вторая часть мне нравится больше. Отчасти это обидно — проведя работу над ошибками, Питер Джексон так и оставил за плечами недоделанное и сумбурное «Братство Кольца». Что до «Двух крепостей» — здесь мы видим хорошую, хотя далеко не идеальную, экранизацию величайшей фэнтези-саги в истории.