Звуки шумаКомедия, Криминал (Франция, Швеция, 2010) Режиссер: Юханнес Шерне Нильссон, Ула Симонссон В главных ролях: Магнус Берьесон, Маркус Боидж, Бенгт Нилссон, Сэнна Перссон
|
Zatv
30 августа 2015 г., 21:03
Этот фильм когда-нибудь войдет в списки лучших картин нашего времени. И не столько из-за мастерства режиссеров или актеров. Он уникален в своем роде, ибо весь построен на так называемой «конкретной музыке» - музыке, исполняемой на любых подручных «инструментах».
Но вначале несколько слов о режиссерах, сумевших сотворить этот шедевр.
Ула Симонссон и Юханнес Шерне-Нильссон родились и выросли на юге Швеции и знакомы с первого класса школы. Правда, после получения среднего образования их пути разошлись. Симонссон закончил консерваторию и занимался преподаванием пения и сочинением музыкальных произведений, а Шерне-Нильссон, получив в стокгольмском Колледже изобразительных искусств степень магистра, пытался заниматься мультипликацией и кинопродюсированием. Но у них была общая мечта – снимать кино, и школьные друзья решили объединить свои усилия.
В начале 90-х они выпустили первую восьмиминутную короткометражку, к счастью, замеченную на фестивале в Каннах, и вдохновленные первым успехом, принялась творить дальше, пока в 2001 году не появилась «Музыка для одной квартиры и шести барабанщиков», завоевавшая на всевозможных киносмотрах более тридцати наград. Столь оглушительный международный успех требовал продолжения и в 2010 году с теми же актерами снимается полнометражная картина «Звуки шума».
Шесть эксцентричных музыкантов решили исполнить «Симфонию города» с помощью окружающих звуков. Первую часть – на теле больного в госпитале, вторую – в настоящем банке, третью – на экскаваторах и бульдозерах у стен концертного зала и четвертую – на высоковольтных проводах. Их одержимость не знала границ, в результате, за музыкальными террористами начала охоту чуть ли не вся местная полиция.
Но фабула – не самое главное в этом фильме. Не меньшую роль играет музыка, которая исторически получила название «конкретной». Родоначальником ее по праву считают инженера-электроакустика французского радио Пьера Шеффера. 5 октября 1948 года в эфир вышел его «Концерт шумов», состоящий из трех частей: «Этюд с турникетом» для ксилофона, колоколов, колокольчиков и двух игрушечных машин, «Этюд с кастрюлями» и «Этюд с железными дорогами», в котором использовались звуки идущего локомотива, перестука колес, воя сирен и толчков вагонов.
Герои фильма (кстати, не актеры, а профессиональные ударники) показали себя примерными учениками французского модерниста. Но если Шеффер боролся с засильем в музыке нововенской школы Арнольда Шёнберга, то музыканты в «Звуках шума», скорее, стремились к экстремальным формам самовыражения. И они блестяще справились с поставленной задачей, упорядочив привычные, обыденные для человека звуки в гармоничные ряды.
Вердикт. Очень своеобразный фильм, близкий по жанру к черной комедии. Посмотреть для расширения кино-кругозора.
Рецензия написана в рамках флэшмоба «Спаси фильм - напиши рецензию!». Тур 13.