Обсуждение фильма "Осенняя соната"
Осенняя соната (швед. Höstsonaten) — художественный фильм шведского режиссёра Ингмара Бергмана.
В своей книге «Картины» Бергман писал: «Я хочу сделать фильм о матери-дочери, дочери-матери, и на эти две роли я должен взять Ингрид Бергман и Лив Ульман — их, и только их…». Голливудская звезда и однофамилица (не родственница) режиссёра Ингрид Бергман никогда прежде не работала с великим режиссёром (фильм «Осенняя соната» стал одним из её последних фильмов). Лив Ульман после этой картины надолго перестала играть в фильмах Бергмана (вплоть до «Сарабанды»).
В своём фильме Бергман исследует тему взаимного непонимания родных. В «Картинах» он пишет: «В конце концов дочь рожает мать <…> Мысль о том, что Хелена <в окончательном варианте — Эва> рожает мать, довольно путаная, и, к сожалению, я её отбросил. Ведь персонажи следуют собственной логике. Раньше я пытался их обуздать и наставить, но с годами поумнел и научился разрешать им вести себя, как им захочется. Это привело к тому, что ненависть сцементировалась: дочь не может простить мать. Мать не может простить дочь. Прощение — в руках больной девочки». Любить и прощать в фильме умеют лишь страдающие, слабые люди.
Награды
1979 — Премия «Давид ди Донателло»
Лучшая зарубежная актриса — поделили Ингрид Бергман и Лив Ульман
1979 — Премия «Золотой глобус»
Лучший зарубежный фильм
1978 — Премия Национального совета кинокритиков США
Лучшая актриса — Ингрид Бергман
Лучший режиссер — Ингмар Бергман
Лучший зарубежный фильм
Делимся впечатлениями о фильме. Вопросы пока не знаю, какие задавать, потому что сама не успела его еще посмотреть. Но, я думаю, вы найдете вопросы друг для друга, уверена, что какие-то вопросы точно возникли)
Ветка комментариев
Написать комментарий-
Мне очень понравился фильм, он не такой масштабный и красивый, эпичный, как "Фанни и Александр", не такой оригинальный и не с такой кучей подтекстов, как "Персона", но он прекрасен в своей жизненности и простоте. Окончательно добавил Бергмана в любимые режиссёры.
Дальше будет текст отзыва).
"Сценарист - Ингмар Бергман, режиссёр - Ингмар Бергман, результат: «Боже, текст этого фильма шикарен, потрясающий, на все времена! Пройдет двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят и ещё десятки лет, но проблемы останутся те же и мысли, произнесённые актёрами достаточно талантливо, диалоги-монологи, созданные Ингмаром, останутся актуальными!». А это и есть показатель шедевра, ибо шедевры не устаревают. Книга Достоевского в виде фильма.
Я смотрел и узнавал свои отношения с матерью, и не свои отношения с матерью. Я смотрел и узнавал личный опыт и свои же чувства то в матери, то в дочери, полное понимание каждого слова персонажей… Фильм, чтобы увидеть со стороны картину собственной жизни, осознать, что такая жизнь у многих семей и отпустить это, отпустить наконец-то!
Не смотря на короткий хронометраж, он тянется во времени, тянется… как тянутся их обиды за ними, хвост неприятных моментов из прошлого, которые отложили в долгий ящик, но почему-то вовремя не выкинули. То есть, кино неспешное и многим, кому не до психологизма сейчас, не до самокопания с рефлексией, оно не понравится.
Я в фильме больше на стороне матери. Мне не чуждо восприятие мира дочери, я понимаю её обиды, боль, навязчивые идеи, наши отношения с моей мамой очень похожи в том плане, что, возможно, мы никогда друг друга не поймём и не проникнемся мирами друг друга, но я и никогда не ненавидел свою маму, никогда… Ненависть – слишком сильное чувство, слишком громкое и я не понимаю, как можно ненавидеть маму всерьёз, испытывать к ней ненависть, и, так просто, в глаза высказать это. Высказать ей на старости лет, не пощадив, не пожалев… Разве то, что столько времени спустя и потеряв двух детей она не научилась прощать и не смогла простить свою маму – это не её вина и не её собственный недостаток?.. «Во всём виноваты родители». Да, они часто во многом виноваты (особенно в раннем детстве и в подростковом возрасте, когда ребёнок имеет трудные периоды, а далеко не все родители имеют квалификацию и знания, как ему помочь, а потом не могут признать свои ошибки), это правда. Но не во всём, что случилось в вашей жизни, не надо сбрасывать ответственность с себя! Ни одна мама не думает, что «её триумф в поражении её ребёнка». И выйти замуж за нелюбимого мужчину – тоже не решение мамы, как и посвятить себя святости, благотворительности, имея жажду к творческому признанию…
«Многие люди не живут в реальности и в этом их счастье». Так и есть, я тоже не живу в реальности, в этом моё хрупкое счастье. Иногда реальность прорывается в жизнь и становится трудно, но это не значит, что я изменю себе ради детей, матерей, профессии, государства или ещё кого-то/чего-то. В конце концов, мы рождены, чтобы быть отпущенными на свободу. Этой пожилой пианистке свободу давала только музыка, музыка, ради которой она терпела боли в спине и насмешки коллег, отчуждение, потерю тепла с близкими, она продолжала играть всю жизнь, если человек не бросает дело всю жизнь – оно действительно важно для него. Фильм ещё и о жертве творчеству, когда ты однажды делаешь выбор для себя и потом до смерти несёшь его. Не знаю, пусть бы моя мама посвятила всю себя какому-то делу, я бы обижался на неё в детстве, да, но подрос бы и простил, как сейчас простил. Обиды – это то, что живёт в нас самих, они могут совершенно отсутствовать в людях, на которых обижаемся мы, так что весьма бессмысленно перекладывать свои падения, разочарования, боль на чужие плечи и винить во всём одного конкретного человека, сходить с ума на почве этой ненависти.
Концовка – несколько гигантских одиночеств, разных и неспособных помочь, заполнить друг друга. Письмо с утверждением, что ещё не поздно и испуганное лицо матери, для которой уже поздно.
Сильное кино, кто бы что не сказал и не написал. Если вас не зацепит – значит, вы уже прошли этот этап полностью или он вам не встречался вообще (могу поздравить, вы, в любом случае, счастливчик)))))."
-
-
-
У меня появилась, кстати, эта книга. Кому интересно, скиньте почту, я могу прислать ее.
-
Интересно, конечно, если влезет на почту ray_mondo@ukr.net. Буду очень благодарен.
Вообще так много фильмов Бергмана оказалось в Клубе к просмотру, я тут определённо начинаю фанатеть и радоваться этому факту))).
-
-
Фильм ещё и о жертве творчеству, когда ты однажды делаешь выбор для себя и потом до смерти несёшь его.
Да, согласна. Но есть же творческие люди, которые несмотря на нехватку времени, все-таки пытаются уделять внимание своим детям, потому что любят их. А в данном случае я не увидела у матери никакой любви к дочерям. Какая любовь, когда дочь приносит ей в минуту отдыха от занятий чай, а она даже не поговорит с ней, сразу же отсылает ее играть в сад, а сама берется за газету? Газета интереснее дочери? А отношение к Хелене меня вообще убило. Не навещать ее несколько лет, не потому что занята, а просто боится, ей неприятно видеть дочь-инвалида. Ужасно. -
Я не осуждаю людей, ведь у меня нет дочери-инвалида и я не знаю, как бы вёл себя в такой ситуации. В любом случае, Эва отвечает только за себя, грехи её матери - это грехи её матери, Эва не может оторваться от них и перестать смаковать, а дети должны быть лучше родителей, эволюция, понимаете? В случае с Эвой её нет, она тянет себя на дно ненавистью, это очень заметно в фильме и прекрасно передано игрой актрисы. Когда она говорила с матерью, в самом конце разговора, она даже потеряла человеческий облик, как исказилось лицо! Шикарно отыграно, ненависть делает из людей уже не совсем людей, к кому бы ты её не испытывал. И проблема только в том, что Эва так и не смогла её преодолеть в себе.
-
Когда она говорила с матерью, в самом конце разговора, она даже потеряла человеческий облик, как исказилось лицо! Шикарно отыграно
О да, отлично просто, такая метаморфоза! Бедолага. Уж лучше понемногу высказывать свои претензии на протяжении жизни, чем вот так накопить за долгие годы и выплеснуть. Мать у нее вообще камень, так еще спокойно отреагировала. -
Мать же пианистка, актриса - думаю, умеет сохранять самообладание. Да и вообще она показана человеком очень отрешенным, в своём мире, когда чувства притупляются и всё происходящее кажется словно за стеклом, пока не ударит по башке и не проломит череп.
-
Какой сильный отзыв у Вас получился! Знаете, я тоже на стороне матери, пожалуй. Хотя мне очень понятны чувства дочери, и в то же время жаль, что она так и не смогла перебороть свои комплексы и обиды, вырваться из-под этого морального груза, который все эти годы давил на нее. Хотя кто бы говорил - некоторые комплексы из детства, связанные с родителями, я сама никак не могу побороть, как ни стараюсь, и это становится причиной семейных конфликтов. А все же я на стороне матери. Может быть, потому что сама не только дочь, но и мать, и страшно будет спустя годы выслушать какую-нибудь жуткую правду о себе из уст ребенка.
Ведь мать и не догадывалась, как несчастны ее дочери, как они в ней нуждаются. Ведь она со своей колокольни думала, что поступает правильно. Сама она выросла, лишенная родительской ласки, и это тоже вылилось в определенные комплексы, потребность излить себя в творчестве и неумение быть ласковой и заботливой, но у нее при этом вроде и не было претензий к родителям. Хорошо, что дочь понимает источник своих несчастий, но плохо, что она ничего не может с этим поделать. Она не может отпустить все это, она ненавидит мать и одновременно любит ее, это страшно...
-
Вот, да, вы так точно высказались). Мы же все чьи-то дети и детские обиды, травмы случаются очень разные, но жить с ними такое длительное время, даже когда ты уже вырос, продолжать в них вариться, не суметь перешагнуть - страшно и плохо прежде всего даже для нас самих.