- Отзыв о фильме «Иерро (сериал)»
Детектив, Триллер (Испания, Франция, 2019)
Unikko 19 ноября 2019 г., 11:30
Как ясно из названия, действие происходит на одном из островов Канарского архипелага (картинка и атмосфера соответствующие). Однажды дайвер-любитель (а по основном роду занятий - полицейский) случайно находит в подводной пещере тело молодого человека. Личность убитого немедленно устанавливают, благо остров маленький и все друг друга знают, по той же причине так же быстро "находят" убийцу, потому что, во-первых, больше некому, а во-вторых, как ни парадоксально, но на Иерро есть дела поважнее, чем убийство - совсем скоро праздник Спуска статуи Девы Марии, который проходит раз в четыре года, и ничего важнее на острове нет и быть не может. И всё бы хорошо, но в это же время на остров приезжает новая судья (хочется отметить великолепную игру Канделы Пенья), которая требует проведения нормального расследования...
Впрочем, расследование убийства в "Иерро" проходит весьма условно: как это часто бывает в сериалах, вместо сбора и анализа улик, следователи и судья заняты выяснением отношений между жителями острова, и как и положено, обнаруживают там множество тайн и секретов. К счастью, действие почти не затянуто, кроме, быть может, первой серии, где много "красивых видов", а событий совсем мало. Кто убийца, зритель узнает в 4 серии, но менее интересным от этого сериал не становится, во многом благодаря хорошей игре актеров и очень симпатичной героини Канделы Пенья, особенно учитывая её "семейные обстоятельства". - Отзыв о фильме «Ребекка Мартинссон (сериал)»
Детектив, Драма (Швеция, Германия, 2017)
Unikko 3 марта 2019 г., 09:49
Обыденная жизнь шведской провинции: педофилия, инцест, психические расстройства, алкоголизм, самоубийства и - надо же что-то расследовать - регулярные убийства. И всё это в течение нескольких месяцев в городке с населением 20 тыс. человек. Сомневаться не приходится: обыденная жизнь и есть психопатология, и каждый скандинавский сериал не устает об этом напоминать. Наверно, с такой особенностью шведской, в частности, сериальной промышленности можно было бы смириться, если бы расследования в "Ребекке..." были интересными или хотя бы законченным. Да, действие развивается стремительно: две серии - одно преступление, но сериалу очень не хватает финального обсуждения "что, как и почему". Кто убийца установлено, но сам процесс преступления или мотивы преступника по большей части остаются за кадром (и, кажется, никого не интересуют), поэтому остается чувство незавершенности. Если добавить сюда болезненное поведение заглавной героини, странные методы работы полицейских, то, полагаю, станет понятно, почему общее впечатление от сериала - сплошное недоумение.
- Отзыв о фильме «3 дня с Роми Шнайдер»
Биография, Драма (Германия, Франция, Австрия, 2018)
Unikko 12 февраля 2019 г., 18:50
Сама идея кажется абсурдной: как можно снять художественный фильм о записи интервью, не прибегая при этом ни к флешбэкам, ни к реконструкциям?! Но у создателей фильма всё получилось. И получилось, надо отметить, блестяще.
Четверо действующих лиц: Роми Шнайдер, её подруга детства Хильде, журналист "Штерн" и фотограф. Время действия - апрель 1981 года, место - спа-отель на западе Франции. И простейший сюжет: сначала к Роми приехала Хильде - просто повидаться, затем приехали журналисты, чтобы записать интервью. Прошло три дня, и все уехали. Черно-белая картинка, линейная хронология, и всего ТРИ дня действия, но в них уместилась целая жизнь. И не только Роми Шнайдер...Мари Баумер не просто сыграла знаменитую актрису, она буквально перевоплотилась в Шнайдер, не внешне (хотя сходство, безусловно, есть и мимика скопирована, и жесты), но внутренне - история и трагедия Роми Шнайдер стали её историей и трагедией. Ни разу за весь фильм у меня не возникло ощущения, что тут кто-то что-то "играет": фильм действительно смотрится как документальный. И есть в этом документе и одиночество "звезды", и жажда любви, и пустота, которая вокруг, - одни бояться, другие презирают и ни те, ни другие не понимают (даже подруга - жалеет Роми, сочувствует ей, но хочет остаться в стороне), - и разочарование в близких, паразитирующих на популярности дочери/жены/любовницы, и невыразимая печаль, потому что так трудно совмещать работу и материнство, и неуверенность в себе.
Но самое поразительно, что авторам фильма удалось рассказать о Роми Шнайдер не через её слова, используя то самое несчастное интервью, а показав, какой она была "на самом деле". Показать деликатно, с пониманием, и вместе с тем честно, без приукрашиваний и умолчаний. Пока смотрела, всё время думала, что фильм снят только для одного зрителя - дочери Шнайдер. Надеюсь, она поняла и оценила.
- Отзыв о фильме «Вечеринка»
Драма, Комедия (Великобритания, 2017)
Unikko 13 марта 2018 г., 09:49
Камерная и очень лаконичная (всего час экранного времени) сатирическая драма. Семеро старых приятелей собираются на праздничный ужин, чтобы отметить назначение одной из них на пост министра здравоохранения. Но праздник, увы, заканчивается уже на стадии аперитива, когда один из присутствующих делает сенсационное заявление. Хотя... что же тут сенсационного? Классическая всем известная ситуация, взглянуть на которую авторы фильма предлагают через призму современных отношений. А тут наблюдается следующее:
- однополая пара ждет тройню, тогда как три гетеросексуальные пары детей не имеют;
- муж занимается домашним хозяйством, пока жена делает политическую карьеру;
- беременная тройней дама считается свободной женщиной, но бездетный обеспеченный мужчина-банкир - слабый и зависимый член общества.
Немолодые интеллектуалы переживают, смогли ли они изменить мир или потратили свои жизни зря. Но их переживания напрасны: мир действительно изменился за последние 60 лет, вот только люди остались прежними, и ими всё так же управляют инстинкты. К сожалению (или к счастью), это относится и к героям "Вечеринки" - культурным, высокообразованным, свободомыслящим и благополучным британцам. - Отзыв о фильме «Аритмия»
Драма (Россия, 2017)
Unikko 4 февраля 2018 г., 13:19
Долго не могла понять, почему мне так сложно ассоциировать себя с героями «Аритмии» и сопереживать им. Пока не обнаружила существенный, на мой взгляд, просчет в драматургии фильма: в нём совершенно отсутствует внутренний конфликт. «Аритмия» представлена зрителю как социально-психологическая драма и должна, казалось бы, изображать «героев в процессе их духовного становления или нравственных изменений». Однако главные герои фильма, Олег и Катя, никаких «изменений» за время действия картины не претерпевают. Статичность героев становится особенно очевидной, если сравнить «Аритмию» с любой драмой «про обычных людей в сложной жизненной ситуации». Взять хотя бы французский фильм «Два дня, одна ночь». Героиня Марион Котийяр, переживая конфликтную ситуацию, меняется, становится лучше или лучше узнаёт себя (героиня могла бы сделать другой выбор, «стать хуже», и это тоже был бы вариант драмы). Но в «Аритмии» главные герои с самого начала «слишком хорошие», чтобы меняться. Может быть, они и не люди вовсе, а ангелы?
Олег – врач по призванию, и врач - очень хороший; он делает то, что должен, не считаясь с существующими инструкциями и указаниями начальства. Единственным признаком кризиса, который якобы переживает герой, служит пристрастие к спиртному, но Олег пьёт потому, что работа такая, точнее - отношение к работе, а не потому, что его пугает «экзистенциальная бессмысленность существования». Катя – благородная женщина, в любой ситуации принимающая сторону мужа. Если для героев и возможен какой-то конфликт, то только внешний; в себе они полностью уверены и нисколько не сомневаются. Когда Олег объясняет жене, что он неудачник и всегда будет врачом Скорой, он не говорит о наболевшем, о крахе юношеских иллюзий и неосуществлённой мечте: он гордится собой - и справедливо! - но конфликта тут нет, есть твёрдая вера в себя и своё призвание. И Катя, оказывается, вовсе не разочарована в муже, никакого каренинского раздражения «трещаньем пальцев», поэтому и «оживить» любовь оказывается так легко – нужно всего лишь про неё вспомнить (с помощью музыки, например: «но когда печаль в моей душе я вспоминаю»). Допустим. Но почему создатели фильма так упрощают жизнь своих героев? Нет детей, которых нужно кормить и одевать, нет родителей, о которых нужно заботиться, нет врачебных ошибок, нет даже какого-нибудь бывшего однокурсника – в качестве первой любви. Единственный потенциально конфликтный эпизод (вызов на Космонавтов) и тот сглажен: умерла бабушка, а не ребёнок.
Второй существенный недостаток фильма, на мой взгляд, - его неэстетичность. Желание показать «просто жизнь» обернулось спектаклем в странных декорациях. Квартира главных героев напоминает «жилье для командированных»: нет ни книг, ни фотографий, даже штор нет. Уличные съёмки небрежны, как будто это кадры для выпуска новостей, когда важна оперативность, а не что-там-на-заднем-плане. Единственный художественный кадр за весь фильм – когда врачи моют машину скорой помощи. При этом превратить упрощенный визуальный ряд в особый род эстетики авторам фильма не удалось. Видимо, правду говорят: камера «совершенно точно обладает даром превращать фальшивое в настоящее и наоборот».
- Отзыв о фильме «Дочь»
Драма (Россия, 2012)
Unikko 13 октября 2017 г., 13:12
В дневнике Льва Толстого есть запись за октябрь 1859 года:
Утро. Видел нынче во сне: Преступление не есть известное действие, но известное отношение к условиям жизни. Убить мать может не быть и съесть кусок хлеба может быть величайшее преступление. — Как это было велико, когда я с этой мыслью проснулся ночью!
Фильм "Дочь" Александра Касаткина и Натальи Назаровой - иллюстрация этой записи. Про "отношение к условиям жизни", которые иногда невозможно, нельзя принять. Авторы фильма не просто поняли Толстого, но смогли очень точно выразить его мысль кинематографическими средствами. За это можно простить и огрехи сценария, и бессодержательный эстетизм в ряде сцен, и грубый сентиментализм, к которому, к сожалению, время от времени скатывается сюжет.Удивительно и вот еще что: фильм получился по-толстовски аристократичным. "Дочь" не претендует на статус "большого кино" и не стремится произвести впечатление. Это скромный, но самодостаточный фильм. Возможно, поэтому при всех несовершенствах "Дочь" - прекрасна.
- Отзыв о фильме «Лобстер»
Мелодрама, Триллер (Франция, Великобритания, Греция, 2015)
Unikko 10 октября 2017 г., 10:51
Говорят, что "Лобстер" "почти полностью снят при естественном освещении. Электрический свет применялся только при съёмках некоторых ночных сцен". Даже столь незначительная техническая деталь показывает, каким искусственным может быть естественное. Для человека, как вида приматов, естественными являются такие качества, как эгоизм, стремление доминировать, инстинкт самосохранения, а не сострадание, сочувствие и способность к самопожертвованию, хотя почему-то именно вторая группа качеств считается "человеческими". Насколько искусственные качества устойчивы в агрессивной среде?
Авторы фильма критикуют современное общество с точки зрения главного принципа, лежащего в его основе: принципа соревнования. Требование от людей будущего обязательно иметь пару можно интерпретировать как метафору более широкого требования разделять общие ценности и следовать им в своей жизни. А главная ценность - успех. Жизнь - это борьба, конкуренция и нужно стремиться победить. Те, кто как главные герои отказываются участвовать в соревновании или, как "одиночки", хотят изменить правила, становятся в этом обществе изгоями.
Если участвуешь в жизни как в соревновании, побеждаешь тех, кто слабее. А совесть подсказывает, что слабым надо помогать, а не расталкивать локтями во время бега по пересеченной местности. Весьма показательно, в каких животных превращаются проигравшие: фламинго, павлин, верблюд - красивые и необычные. И не хищники. (Кстати, главная загадка "Лобстера": в кого превратилась Бессердечная?)
Фильм вызывает смятение. Ирреальная атмосфера, драматичные длинные планы, безупречная композиция. И этот финал... Нет, тут не выбор партнера по принципу "ты как я, а я как ты". Авторы как будто переоткрыли старую христианскую (и коммунистическую) тайну жизни: быть вторым, а не первым. Стремиться к служению, а не к превосходству. Авторы говорят: мир нуждается в новом Франциске Ассизском. Но, боюсь, если такой человек и появится, мир его просто не узнает.
- Отзыв о фильме «Голиаф (сериал)»
Драма (США, 2016)
Unikko 26 сентября 2017 г., 10:53
Вторая (после "Настоящего детектива") из увиденных мною историй донкихотства в современной Америке. Одиночка-отщепенец, подчеркнуто обычный человек, со своими слабостями и пороками, вступает в неравный бой с могущественной и преступной системой. Вот только есть одно существенное отличие от настоящего Дон Кихота: окружающие единодушно соглашаются с героем, что зло - это зло, а не какие-нибудь ветряные мельницы (не говоря уже о том, что у зла просто на лбу написано что оно такое; ни с чем не спутаешь), но они отказываются с ним бороться, потому что уверены в проигрыше (фу, какое лицемерие). А в такой ситуации, конечно, быть Дон Кихотом гораздо проще, чем в романе Сервантеса.
Библейское название сериала, по всей видимости, должно не только распределить роли, но и придать сюжету соответствующую глубину. Но, к сожалению, оказалось, что современный Голиаф слишком жалкий, чтобы искренне восхищаться Давидом. Любой, кто посмотрел хотя бы два или три юридических американских сериала, понимает, что главная задача "голиафа" - не допустить судебного разбирательства. Как только дело дойдет до коллегии присяжных, всё будет кончено. Поэтому удивляет странная пассивность главного злодея: если в первых сериях какие-то (что значит "какие-то", предсказуемо бандитские) попытки остановить процесс предпринимаются, то к четвертой серии "голиаф" как будто смирился. Авторы, конечно, пытаются объяснить "ошибки" злодея личностными мотивами - конфликтом между двумя адвокатами: это личное, никакого бизнеса, - но подобный коллективный приступ непрофессионализма выглядит нелепо. Более того, и в личном противостоянии главный злодей выглядит поразительно слабым. Один пример: желая задеть героя Торнтона, злодей говорит, что спал с его женой. Во-первых, в прошедшем времени, а во-вторых, жена тоже бывшая. Вот если бы злодей заявил, что спит сейчас с его дочерью...
Если в первых сериях "Голиафа" присутствуют несколько оригинальных сюжетных ходов и любопытные эпизоды, редко встречающиеся в сериальной продукции, то к середине всё превращается в фарс. Финальная сентенция главного героя "о комарах" и вовсе звучит смешно. Увы, настоящий выгодоприобретатель - условный "Боинг", потирающий руки, т.к. удалось чужими руками и за чужой счёт избавиться от сильного конкурента - остаётся за пределами внимания создателей "Голиафа".