Отзывы Felosial

  • В плену у сакуры Отзыв о фильме «В плену у сакуры»

    Военный, Исторический (Япония, Россия, 2019)

    Какая красивая история и как же погано снято.

    Это история о любви в духе Ромео и Джульетты, но только на фоне сакуры и красот японской природы. Пленный русский офицер и японка влюбляются друг в друга, несмотря на разницу в менталитете, обстоятельства (идёт война, он служил на корабле, погубившем брата девушки - практически история Тибальта) и всяческие преграды.

    Наши дни. Потомки ухаживают за могилами русских солдат, погибших в начале 20 века, журналисты задаются вопросом, почему могил меньше на одну, в поисках правды раскапывают документы и находят дневники - русского офицера Сорокина и японки Юи.

    Пейзажи сняты красиво, а вот когда наступает черёд показывать людей - полный провал. Особенно в закрытых помещениях (например, когда герои едут в машине), камеру в руки берёт Валерия Гай Германика, будто бы снимающая трясущимися руками очередную серию "Школы". А где нормальный звук? Офицеры сидят на татами, попивая сакэ, а что они говорят можно расслышать только если сильно напрячься. Также поражают сцены с массовкой - толпа мёртвая, как будто бы боты в компьютерной игре, смотреть на это странно и неприятно.

    Не менее удивляют сценаристы - один взгляд, одно касание рук, один танец - и вот уже любовь до гроба. Да, с одной стороны это указывает на то, что перед нами не фем фаталь, а трепетная японка. Но потом герои лежат в кровати - и это "трепетное" развитие любви как-то не вяжется уже со всем, что будет после.

    Непростительно фильмам, которые ныряют в историю, допускать ляпы - это ещё один минус, сводящий данный фильм к халтуре. Офицер Сорокин лежит в постели и на руке у актёра видна отметка от вакцины БЦЖ, что невозможно, в СССР эту прививку начали делать в 1928, а действие фильма происходит в 1904 году.

    Однако, не всё же ругать. Очень понравился момент, когда русский солдат просит японского мальчишку принести коньяку, а тот приносит ему конняку - серое желеобразное нечто, русские даже не подозревают, что это довольно полезная еда.

  • Будда рухнул от стыда Отзыв о фильме «Будда рухнул от стыда»

    Военный, Драма (Франция, Иран, 2007)

    Фильм берёт своей костлявой рукой прямо за сердце.

    Начинается всё довольно безобидно - афганские семьи спокойно живут в вырубленных в скалах комнатках (да, в нищете и темноте, мальчишка не может делать уроки внутри такого "дома"), но жизнь течёт по своему руслу.
    Маленькая девочка, оставленная присматривать за младшей сестрой, говорит с мальчишкой и загорается идеей пойти в школу. Только как пойти, если нет ни ручки, ни тетрадки, ни где школа находится она не знает. Добрая часть фильма - это приключения малышки, как она пыталась купить тетрадь, продав яйца (мама куда-то делась и не откликается), а потом искала эту школу, где учат читать интересные рассказы.
    Добравшись, наконец-таки в школу (кажется, что прошло несколько дней), девочка не понимает как себя вести, что делать, да и учительнице нет особого дела до неё, когда в классе все сидят семеро по лавкам. Обратила внимание на их ручки - маленькие девочки, а руки сухие и сморщенные, совсем как у старушек.

    Вторая часть фильма - девочка идёт домой и "попадает в плен". Мальчишки играют в войну, но совсем не по-детски. Выкапывают яму, наставив на неё автоматы из палок, сажают туда девочку и обещают закидать неверную камнями. Игра заканчивается, когда игрок "умирает".

    Фраза её друга, пришедшего не помощь, до сих звучит у меня в голове: "Умри! (т.е. притворись мёртвой), тогда будешь свободна!"

  • На последнем дыхании Отзыв о фильме «На последнем дыхании»

    Драма, Криминал (Франция, 1960)

    Проведу пальцем по губам - все секреты на замочке. Что там внутри - тайна, покрытая мраком.

    Самые первые кадры фильма погружают нас в мир, который мы видим глазами Годара. Повторы реплик, зацикливание камеры на персонаже, крушение четвёртой стены - герой Бельмондо сразу же обращается к зрителю, рубленый монтаж - преступление остаётся на предыдущей странице, и вот мы уже видим Париж, на улицах кипит жизнь, едут куда-то машины.
    Это могла быть история о Ромео и Джульетте, однако не всё так просто. Патриция, американка - томбой, начитанная романтическая душа, прагматичная американка, Фем фаталь. Приехав во Францию, она пытается ассимилироваться - вешает постеры с Ренуарам на стены своего номера, собирается поступить в Сорбонну, покупает платье от Dior. Высшая точка всего этого - её беседа в ресторане с журналистом: сперва они говорят по-английски, потом по-французски, потом перемежают речь то английскими, то французскими словами. Мишель же, наоборот, бежит от всего французского. В самом начале фильма мы видим его стоящим у дверей кафе, где на заднем плане висит реклама Кока-Колы - первый маркер американской культуры в фильме. Дальше - больше: его подруга предпочитает всем сигаретам Lucky Strike, он носит шляпу и очки на манер Хамфри Богарта, а вся его жизнь - это сплошная нуарная лента, он читает комикс и ненавидит Пежо, не потому, что это дёшево, а потому, что это французская машина. "Почему бы нам не угнать Кадиллак?".
    Джульетта ошиблась - он совсем не Ромео, в пять утра он дарит ей не поцелуй, а поручает сходить за молоком и газетой. Клайд ошибся - она совсем не Бонни, она не будет стоять "на стрёме", пока он обчищает богатые дома, вместо этого она стреляет в спину. И крадёт его жест - рот на замочек.

    В фильме очень много деталей и отсылок, на прекрасную Джин Сиберг можно смотреть бесконечно, а молодой Бельмондо так напоминает Эдди Редмейна.

  • Пушки Акимбо Отзыв о фильме «Пушки Акимбо»

    Боевик, Комедия (Германия, Великобритания, Новая Зеландия, 2019)

    Мальчик, который выжил ... Снова выжил.

  • Дылда Отзыв о фильме «Дылда»

    Авторское кино, Драма (Россия, 2019)

    У войны не женское лицо...

    Не люблю военные фильмы, особенно те, что снимают сейчас: обязательно с конфетно-розовой любовью или невероятными героями (В Америке так вообще задохлик, превратившись в стероидного красавца, один кладёт всех фрицев на лопатки). Я против романтизации войны. "Дылду" посмотрела около месяца назад, а всё не отпускает, вспоминаю тот или иной момент. Начнём с того, что этот фильм не столько про войну, сколько о последствиях войны. Все мы с детства знаем, что война закончилась победой (СССР, над фашизмом и пр.), победа - это хэппи-энд, однако в фильме Балагова хэппи-энда нет. Мы видим покалеченных людей, словно провёрнутых через мясорубку - такие ошмётки, которые должны как-то продолжать жить дальше. Ия получила контузию и время от времени превращается в овоща (в детстве у меня были похожие неконтролируемые приступы эпилепсии, когда ты "выключаешься" как лампочка на несколько минут). Маша после ранения и операции никогда уже не сможет иметь детей. Степан прикован к кровати на всю оставшуюся жизнь и не хочет быть обузой для жены, которой уже пришла ошибочно похоронка. Особенно ярок на этом фоне цинизм и безразличие чистенькой партийной работницы, которая принесла бойцам продукты в авоськах и красное словцо. "Низкий вам поклон" - дважды говорит она, повторяясь, а после пустых, никому не нужных слов, садится в свою дорогую машину и едет в усадьбу, выгуливать собачку и кушать суп из фарфоровых тарелок.

    Однако всё это и так нам знакомо, поэтому Балагов берёт и показывает то, что шокирует, что не вписывается в идеальную картину нашего мировоззрения. Например, узнав, что маленький сын погиб, Маша не роняет и слезинки. "Он умер, да?" - говорит она, даже не спрашивая у Ии, а констатирует факт. И тут же приглашает подругу на танцы, знакомится с первым встречным и отдаётся ему. Это шокирует, потому что так не может себя вести комсомолка, девушка, вернувшаяся с войны. Но так не может себя вести образ, который у нас нарисован в голове. Маша видела не одну смерть на войне, смерть уже стала обыденным делом, отец её ребёнка умер на её глазах, лишь после этой сцены в машине мы узнаём, что она бесплодна, что все её попытки забеременеть - это вера и надежда на чудо, которое не происходит. Второй момент - это укол смерти для Степана. Тяжёлый момент. Ия вдыхает колечки сигаретного дыма ему в рот, и в этой сцене столько интимности, что не знаешь, что шокирует больше, это или то, что Ия сделает через минуту. И третий - это план Маши оплодотворить Ию, для этого они шантажируют пожилого главврача. Как пелось в песенке 70-х - "Потому что на 10 девчонок по статистике 9 ребят", а после войны, наверное, все 10 к 5, кавалеры Ии - прикованные к постели солдаты или старый дед, сосед по коммуналке.

    Очень понравилась работа с деталями и цветом. Я не берусь утверждать, что всё в фильме правильно оформлено и в духе того времени, но некоторые детали просто поражают. Например, торчащие из окон домов трубы буржуек или нагретый кирпич, который Ия кладёт себе под свитер - смотришь, и самого холод пробирает до костей. Или шелушащиеся щёки Маши - налицо признак авитаминоза и недоедания.

    Основной цвет фильма - зелёный, который борется с красным. Что такое красный? Это, в первую очередь, Красная армия, пролитая на войне кровь, страсть, позабытая. И зелёный - цвет новой жизни, весна, которая наступит после холодной и голодной зимы. Ия носит зелёный свитер, у Маши свитер зелёный, с красными вкраплениями. Маша с кавалером красят стены в зелёный цвет - криво, неумело, краска растекается зелёными всполохами. Соседка шьёт на заказ зелёное платье, одолжив его Маше, замечает: "Как тебе идёт зелёный цвет". Не тот форменный зелёный, болотный и напоминающий о каждодневных смертях, а яркий, сочный цвет молодых побегов, которые вырастут на пепелище. Криво, неровно, но уж как умеют.

  • Кто я Отзыв о фильме «Кто я»

    Детектив, Драма (Германия, 2014)

    Фильм с приятным послевкусием. Конечно, с сюжетом немного намутили, но всё этого стоило того, чтобы в конце увидеть улыбку на лице одного из героев.
    Уважаю фильмы, которые вдохновляются какой-нибудь лентой, уже ставшей классикой, и бережно и нежно вплетают её в свою собственную канву.

    "Кто я" - это уважительный немецкий поклон "Бойцовскому клубу", пасхалки раскиданы по всему фильму, как явные (постеры на стене в комнате ГГ, который ну очень похож на Эдварда Нортона, расщепление личности), так и неявные (вызванная риталином бессонница, три правила даркнета), ну и вместо 25 кадра, тут, например, появляется неизвестное лицо в маске ближе к финалу фильма.

    Очень бесила девушка, в которую был влюблён Бенджамин, самый непонятный персонаж с непонятными поступками, пятая в их компании, как нога у собаки.

    Кто я? Where is my mind?

    Спасибо Nikivar за номинацию в MovieVision. Это один из любимейших фильмов моего братца (и он мне им все уши прожужжал, так что здорово, что наконец посмотрела).

  • Я – это любовь Отзыв о фильме «Я – это любовь»

    Мелодрама (Италия, 2009)

    Не побоюсь этого сказать - всем этим фильмом Лука Гуаданьино признаётся в любви Италии.

    Вообще интересно смотреть и разгадывать такие признания, у Альмодовара, например, это "Боль и слава" и родная Испания, но признание там раскрывается не сразу и неспешно, а в названии фильма Гуаданьино уже заложен этот смысл.
    В Италию невозможно не влюбиться, а влюбившись, очень сложно не потерять себя.

    Главная героиня - Эмма, русская эмигрантка (как созвучно "Эмма" с "эмигранткой"), признаётся, что это не её настоящее имя, так её назвал муж, который вывез её из России, словно один из тех предметов антиквариата, которыми он интересовался. Она растворена в быту, в повседневной жизни, она словно часть красивого и богатого дома, вплетена в его канву. Даже родной русский из её уст звучит уже с сильнейшим итальянским акцентом (Тильда для роли учила сразу два неродных языка, всё же тешу себя мыслью, что не русский такой сложный, а она первоклассная актриса, её экранный сын, кстати, говорит по-русски практически без акцента). "Тебя нет" - говорит ей муж, и она исчезает.

    Италия - это вкуснейшая еда. Русская уха сталкивается с кулинарными изысками шеф-повара. Потрясающая сцена, где Эмма ест закуску из креветок, мир вокруг меркнет, она сама вся светится и во вкусовом экстазе перестаёт даже слышать, что ей говорят родственницы за столом.

    Италия – это уважение к истории и древности. Мелькают кадры зданий, кусочки стен, лепнины, балконы, новое живёт по соседству с античным. Эдуардо, сын Эммы – привязан к семье и семейным реликвиям, одна из которых – завод, которым семья владеет уже несколько сотен лет. Только он больше всех страдает, когда отец решает передать завод другим людям, словно предаёт память их семьи.

    Италия – это природа. Запахи травы и звуки насекомых, переменчивая погода (дождь быстро прошёл, и вот уже светит солнце).

    P.S.

    Забавный момент – когда Эмма общается с покупателем из Лондона, и ей переводят английскую речь на итальянский. Наверняка эта сцена больше всего понравилась Тильде Суинтон, уроженке Лондона (:

    Интересный момент – их даже два, когда картинка вдруг становится нечёткой, размытой. Всё это происходит во время поцелуев, словно оператор, подглядывающий за героями, уходит, отворачивается, не желая нарушать личные границы двоих.

    Разрывающий сердце момент – их тоже два: кадры статуй на кладбище, которые «плачут» под дождём и плачущая навзрыд домработница, которая горюет сильнее, чем вся семья. Она видит, как распадается на части то, что она любила и чему посвятила свою жизнь.

    Лучший момент – самый конец, когда мать и дочь стоят друг напротив друга в дверях, словно обе смотрятся в зеркало. Обе обрезали волосы, когда нашли свою любовь, именно матери дочь впервые признаётся в своей ориентации, и в этом «зеркальном» моменте мы видим взаимопонимание на высшем уровне, когда даже слова излишни.

  • Сторож Отзыв о фильме «Сторож»

    Драма, Триллер (Россия, 2019)

    Не люблю фильмы Быкова. Не за то, что он снимает только про чернуху и безысходность, а за его топорную прямолинейность. Фильмы Звягинцева, например, при схожем содержании, гораздо интереснее по форме, и в них вложена душа, быковские же - бездушные.
    "Сторож" - это недоооммаж "Сиянию" Кубрика, закрытый огромный санаторий посреди богом забытого и занесенного снегом места, а в нём - сторож, маленький человек, который давно потерял себя. Вот и всё сходство (ну, и по ночам что-то ужасно гудит, наверняка котёл, который так и не взорвался в конце).

    Первая половина фильма даже интересная, за счёт недосказанности и гнетущей атмосферы, спасибо тревожной мелодии на фоне и постоянным планам пустующего санатория. Но потом начинается треш, с неправдоподобными монологами героев о прошлой жизни и сценами из лихих 90-х.

    Концовка тоже под стать всему фильму (из всех фильмов Быкова, кстати, самая крутая концовка в "Дураке", торжество русской глупости и безразличия, которые заставляют его снимать каждый новый фильм).

  • Воспоминания об убийстве Отзыв о фильме «Воспоминания об убийстве»

    Детектив, Драма (Южная Корея, 2003)

    Это уже четвёртый по счёту фильм Пон Чжун Хо (не считая новеллы из Токио!) в просмотренном, удивительно, как "стрельнул" Паразиты, а его более раннее творчество так незаслуженно непопулярно (по крайней мере, у нас в России). Если честно, "Мать" и "Воспоминания об убийстве" понравились гораздо больше "Паразитов" и уж тем более, чем "Окча".

    Полиция в корейской глубинке - это грязный, несовременный офис, где обедают прямо за столом, подозреваемых фотографируют и вклеивают в альбом, словно школьницы своих кумиров, подозреваемых допрашивают и всячески пытают, начиная с малых унижений, заканчивая подвешиванием за ноги и избиениями. Конечно, со стороны может показаться, что это всё гротескно и карикатурно, однако вспоминаем, что 1) это глубинка 2) расследования об убийствах, похоже, здесь дело нечастое, особенно поимка изворотливого маньяка. Даже приехавший из столицы полицейский признаётся, что он такого никогда не видел, а ещё оборудование, необходимое для криминалистических анализов, отсутствует, его нет во всей стране, приходится отправлять запрос в... США. Полицейские не были готовы к такой работе, они не знают что делать, плюс ещё в участке работают не самые блестящие умы, поэтому они делают самые странные вещи, например, идут к гадалке, когда несколько годных версий проваливаются с треском.

    Столичный полицейский держится особняком, ему противны методы провинциалов, однако в какой-то момент ломается и он, когда его версия так же не подтверждается.

    На мой взгляд, отличный фильм, о том, как далеко человек готов пойти, отстаивая свою точку зрения, может ли убеждение заставить преступить свои принципы и потерять голову.

  • Солнцестояние Отзыв о фильме «Солнцестояние»

    Детектив, Драма (США, Венгрия, Швеция, 2019)

    Фильм страшно красивый. Цвета, цветы, кадры - всё такое правильное и приятное глазу, что после первой мрачной части, где всё серое, тёмное, безысходное, как-то расслабляешься, и подступающая со всех сторон жуть застигает врасплох.

    Но я очень не люблю боди-хорроры, потому что потом долго не могу забыть жуткие кадры с моей детальной зрительной памятью (после просмотра Семь я три недели просыпалась по ночам в холодном поту), к сожалению, здесь это неотъемлемая часть, потому что во многих языческих верованиях есть жертвоприношения. Фильм вообще похож на испытание в Форд Боярде, когда в поисках ключей нужно засунуть руку в ёмкость с неизвестно чем - он таит в себе множество ключей и пасхалок, но чтобы их увидеть, надо смотреть во все глаза. Например, лицо в листве (если бы я не проспойлерила этот кадр перед фильмом, я бы не заметила):

    картинка Felosial

    Ещё один минус фильма - это то, что здесь намешана куча всего: и скандинавские, и греческие, и кельтские и многие другие религиозные детали (нашла потом любопытную статью, где довольно много отсылок и догадок). Но с другой стороны это и плюс - ведь если это мешанина, то такой ужасной религии не существует на свете?

    Не хочу рассуждать о сюжете, ведь спойлеры и полунамёки раскиданы по всему фильму. Во-первых, внимание на рисунках на стенах и платках с сюжетами не зря заострено - почти всё из этого ждёт героев впереди. Во-вторых, почти все самые ужасные вещи происходят при свете дня. В-третьих, сон главной героини по сути пророческий - парни втайне от неё уезжают и бросают её одну в этом поселении, где происходит что-то неподвластное уму среднестатистического американца, привыкшего совсем к другой жизни. Странно, что во сне она не стала бежать за уезжающей машиной, опустив руки, но в конце фильма это становится понятным.

    Мне очень понравилась работа оператора - вдобавок ко всем визуальным деталям это плавное, неспешное повествование, которое вдруг обрывается и переворачивается с ног на голову - именно в переломном моменте - когда герои въезжают в поселение, они словно спускаются в ад.

    Флоренс Пью - девушка с цветочным именем, как говорят многие критики - восходящая звезда, здесь она как никто другой подходит для главной роли. И да, весь фильм мне чем-то напомнил недавний ремейк "Суспирии".

  • Молчание ягнят Отзыв о фильме «Молчание ягнят»

    Детектив, Драма (США, 1991)

    Сложно написать что-то новое и неизбитое про фильм, который, кажется, уже видели все или знают по классическим сценам и кадрам.

    Мне понравилось, как внутри психологического детектива обыграли все эти извечные человеческие проблемы, которые есть и сегодня (только теперь у нас появился интернет и голос масс):
    - отношение к женщине, выбравшей себе потенциально мужскую профессию
    - невозможность изменить своё тело, в котором был рождён
    - особое отношение к отпрыскам из влиятельной семьи

    Мы с "Молчанием ягнят" ровесники, с той разницей, что я никак не повлияла на мировой кинематограф, а вот "Молчание ягнят" ещё как.

    Хладнокровный, умный и опасный герой - психопат и маньяк, но в то же время гений. Он как огонь - может обжечь, но в то же время завораживает, невольно тянешься к нему...
    Наверное, можно назвать массу картин, сразу вспомнился маньяк из фильма Семь и Шерлок Камбербэтча.

    Где ещё можно увидеть клетку с опасным заключённым? В Отряде самоубийц, а ещё в четвёртой серии чётвертого сезона всё того же Шерлока.

    Кларисса, кстати, проходит все стадии развития бабочки - от "зелёной", словно гусеница, студентки, переходит в стадию кокона - первый допрос, окончившийся слезами, медленно проходящее следствие, и в финале это уже сильная и самостоятельная девушка, поборовшая страх, вспомнившая всё, чему учили в школе и расправившая крылья.

  • Фаворитка Отзыв о фильме «Фаворитка»

    Биография, Драма (США, Ирландия, Великобритания, 2018)

    Шахматная доска в руках безумца

    Многое об этом фильме может рассказать постер. Королева лежит, а две её фаворитки восседают на ней, как на троне. Сара закрывает собой рот королевы, и правда, Анна сама не может и слова сказать (сцена выступления с решающей речью в Парламенте, когда одна ищет взгляд другой, подсказку, намёк, ЧТО говорить). В руках у Сары нить с жемчугом - так она отсчитывает и деньги из королевской казны: властно, умело, по-хозяйски.
    Эбигейл, напротив, пристроилась сбоку припёку, служанка, вычищающая щёткой пыль из глаз королевы, готовая насыпать туда своих блёсток вперемешку с грязью.

    Это другой Лантимос, не совсем тот, который был в "Лобстере" и "Убийстве священного оленя", и это радует. Для меня весь фильм прошёл как по маслу, поэтому финальная сцена застала врасплох: когда в зале кинотеатра зажёгся свет я была поражена: «Как, уже конец?» Не было гнетущего, свинцового чувства, как после "Убийства священного оленя", только желание всё обдумать и осмыслить.

    Интересно цветовое решение фильма: борьба чёрного и белого цветов. Это противостояние мы видим в главных героинях-соперницах - брюнетка Сара в чёрных платьях и блондинка Абигейл в светлых нарядах служанки. Ворона против голубки. Противостояние чб также сопровождает нас и в деталях и второстепенных героях: черные и белые парики в Парламенте у вигов и тори; чёрно-белые кролики; чёрные перья (в которые затесалось одно белое), которыми Сара пишет письмо. Интересно, что наряды Абигейл "чернеют" с её продвижением по лестнице вверх.

    Замок королевы — это доска, по которой каждый день передвигаются пешки (служанки, кухарки и прочий люд) и взлетают и падают масти покрупнее - чёрная и белая королевы. Игрок - сама королева Анна, полубезумный ребёнок, руководствующийся чувствами больше, чем разумом и логикой. Ведь если ты королева, то можно и играть не по правилам, сумбурно, нелогично, несправедливо. Если смотреть фильм с этого ракурса, то весь сюжет сводится к одной сложной, полной интриг партии, где одна из фавориток упадёт с доски. Однако побеждённая скажет сопернице: "Мы с тобой играли в совсем разные игры", что заставляет задуматься...

    В фильме потрясающие актёры-мужчины. Потому что по сюжету они играют второстепенную роль после блестящей тройки Колман-Стоун-Вайс, и надо быть крутыми парнями, чтобы не пройти весь фильм в тени. Мужчины в "Фаворитке" — женоподобные, жеманные, манерные, пешки на войне, которой из Англии руководят бабы. Спокойный как удав Мальборо (Марк Гэйтисс), красавчик Харли (Николас Холт), похотливый Мэшем (Джо Элвин) - любо-дорого смотреть. Одна из самых весёлых сцен — развлекушки с голым придворным и апельсинами в то же время одна из грустных. Пока дамы готовы перегрызть друг другу глотки в дворцовых интригах, мужчины развлекаются как дети.

    Невозможно назвать фильм историческим, скорее здесь историческая подоплёка - это фон, некий бэкграунд для разворачивающейся трагедии. Лантимос ломает эту конструкцию из учебника по истории, пририсовывая к каретам и платьям по моде того времени различные неподходящие детали, словно бы перенесённые из нашей эпохи: танец Сары и Мэшема а-ля акробатический рок-н-ролл, джинсовые платья кухарок, вычурный мейкап королевы («Вы похожи на барсука») и СПА-салон с грязевыми ваннами и парилкой для ног.

    Три разные женщины, по-своему несчастные, но движущиеся, как мотыльки, на свет. Для одной это любовь (Анна), для другой признание (Абигейл), третья, Сара, тёмная лошадка, что двигает ею? Прекрасно, что с финальной сценой остаются вопросы, заставляющие думать и склоняться к той или иной версии.