Второй фильм Масаки Кобаяси, который я посмотрела. Мне нравится стиль этого режиссера, и, я думаю, что награды, которые получали фильмы Кобаяси, вполне заслужены. Например, "Восставший" в 1968 году получил премию Британского киноинститута в категории «Лучший зарубежный фильм года» и в том же году возглавил список лучших десяти фильмов мира.
Быть самураем нелегко. Самурай должен следовать установленным правилам и подчиняться приказам, нравятся они ему или нет. Исабуро Сасахара всегда был образцовым самураем. Он всегда подчинялся приказам. Согласно одному из них, он женил своего сына Ёгоро на Ити — наложнице, которая была отвергнута господином. Никто не верил в то, что этот брак принесет счастье и радость, но со временем молодые люди по-настоящему полюбили друг друга. Тут-то и пришла новая беда. Согласно очередному приказу, требовалось вернуть Ити в замок. Этот случай не был уникальным. В эпоху феодализма в Японии простые люди были марионетками в руках влиятельных господ. Исабуро и Ёгоро должны были сделать выбор: выполнить приказ или пойти против воли господина. Как…
Читать дальше
Второй фильм Масаки Кобаяси, который я посмотрела. Мне нравится стиль этого режиссера, и, я думаю, что награды, которые получали фильмы Кобаяси, вполне заслужены. Например, "Восставший" в 1968 году получил премию Британского киноинститута в категории «Лучший зарубежный фильм года» и в том же году возглавил список лучших десяти фильмов мира.
Быть самураем нелегко. Самурай должен следовать установленным правилам и подчиняться приказам, нравятся они ему или нет. Исабуро Сасахара всегда был образцовым самураем. Он всегда подчинялся приказам. Согласно одному из них, он женил своего сына Ёгоро на Ити — наложнице, которая была отвергнута господином. Никто не верил в то, что этот брак принесет счастье и радость, но со временем молодые люди по-настоящему полюбили друг друга. Тут-то и пришла новая беда. Согласно очередному приказу, требовалось вернуть Ити в замок. Этот случай не был уникальным. В эпоху феодализма в Японии простые люди были марионетками в руках влиятельных господ. Исабуро и Ёгоро должны были сделать выбор: выполнить приказ или пойти против воли господина. Как можно понять из названия фильма, самураи не захотели подчиниться.
С технической точки зрения, все практически идеально: отлично подобранные актеры, красивые костюмы и декорации, хорошо прописанный сценарий. Мне понравилась также работа операторов и осветителей.
Неторопливое повествование в первой половине фильма позволяет зрителю не только наблюдать за происходящим, но и дает время поразмышлять вместе с героями о том, как было бы правильнее поступить в сложившейся ситуации. А ситуация, конечно, непростая. Расставаться с человеком, которого любишь, невыносимо. Но неповиновение приказу повлечет негативные последствия не только для Ёгоро и Ити, но и для всей семьи Сасахара. Я могу понять и родственников, настаивавших на возвращении Ити в замок. Не очень-то хочется, чтобы твоя жизнь пошла наперекосяк из-за действий родни, которую ты даже толком-то и не знаешь.
А в финале, как и в "Харакири", зрителей ожидает последний бой самураев. Можно сказать, их было два: в доме и на границе. Выбор оружия прислужников господина, мне кажется не случайным. Использование ружей, а не мечей показывает, что те, кто так настойчиво требует от других подчинения правилам даймё и следованию кодексу, сами уже давно утратили свою честь. На это же прямо указывают и слова Татэваки Асано в одной из сцен.
Подводя итог, отмечу, что "Восставший" не только красиво и профессионально снят, но и дает пищу для размышлений. Два часа экранного времени прошли незаметно. Фильм определенно советую к просмотру.
И еще немного размышлений.
Если в "Харакири" я полностью поддерживала главного героя, то в "Восставшем" все не так просто. Конфликт тут намного сложнее. С одной стороны, я понимаю нежелание Исабуро, Ёгоро и Ити подчиняться приказу. Средневековые порядки ужасны, несправедливы и жестоки. Ити не только прожила два года в новой семье и полюбила своего мужа, но и родила дочь, которую теперь ей придется бросить. Гордость, с которой Ити говорит о том, что она жена Ёгоро Сасахары, достойна похвалы (хотя, тут становится жалко ее сына, которого она - хотя, опять-таки не по собственной воле, но - оставила в замке). Но тут есть одно "но". Своим поведением герои ставят под удар не только свои судьбы, но и судьбы своих родных.
Из двух вариантов перевода названия фильма мне больше нравится именно "Восставший", потому что, честно говоря, я увидела лишь бунт Исабуро. Если бы не он, Ёгоро не ослушался бы приказа, ведь он вырос таким же как и его отец - привыкшим во всем подчиняться господину. Ити, в конце концов, тоже не пошла бы против воли мужа.
Исабуро же двадцать лет прожил под каблуком, не смея высказываться не только против воли хозяина, но даже против своей собственной жены. Но вот он прожил большую часть своей жизни (надо сказать, в спокойствии и комфорте), снял с себя ответственность за семью, переложив ее на плечи сына, и решил побунтовать, этакий кризис среднего возраста. Но он бунтует не против системы, он ведь не хочет свергнуть правительство и установить более демократичные законы. Его бунт бессмысленный, и сразу понятно, что он не принесет ничего кроме боли и страданий его родственникам, но Исабуро все равно. Он хочет поиграть в мятежника. Прикрывшись красивыми словами о том, что настоящая любовь, которую он увидел в отношениях его сына и невестки; о том, что любовь, которую он никогда не испытывал сам, заставила его иначе взглянуть на жизнь и впервые задышать полной грудью, Исабуро на самом деле хочет доказать всем, кто считал его подкаблучником, что он настоящий мужчина. Но зададимся вопросом, а почему же он не сделал этого раньше? Возможно, потому что свою-то жизнь он хотел прожить хорошо, а вот до других ему дела нет.
Можно, конечно, защищать Исабуро, но, опять же повторюсь, он не революционер, на это у него никогда бы не хватило храбрости, он просто взбунтовавшийся старик. Исабуро не думает о том, что из-за его поведения законы страны не изменятся, и его детям и внукам придется жить в таком же феодальном обществе. А как будут относиться к потомкам самурая-предателя? Исабуро прекрасно понимает последствия, но ему нет до этого дела. Главное, доказать родне и другим самураям клана, что он гордый и свободный человек. Именно поэтому я не питаю симпатии к данному герою, в отличие от большинства зрителей. Если бы он взбунтовался на 20 лет раньше, когда его самого против воли женили на сварливой женщине, которую он не любил; если бы он решил пойти против несправедливости, рискнув в первую очередь своей жизнью и благополучием, а не жизнями сына, внучки и других членов своей семьи, тогда я была бы на его стороне, но в данной ситуации я не могу его полностью поддержать.
Но этим фильм и хорош. В нем нет примитивных разграничений на добрых и злых, хороших и плохих, на черное и белое. Это жизнь как она есть. Сложная, тяжелая, требующая принятия непростых решений, последствия которых невозможно заранее предугадать и оценить на сто процентов. И то, были ли герои правы или нет, сможет показать только время.